Это провал: Почему 9 из 10 стартапов не выстреливают Опытные предприниматели из США рассказывают, почему не каждый может создать Facebook или Twitter.

Бизнес — это сложно. Большинство собственных проектов не могут принести своим владельцам столько денег, сколько они могли бы зарабатывать в качестве наёмных менеджеров при сопоставимом уровне занятости. Часто предприниматель закрывает своё дело не потому, что теряет деньги, а потому, что зарабатывает недостаточно.
Неприятные сюрпризы. Никогда не знаешь, какие неприятности готовит рынок, что на уме у твоего партнёра, как поведут себя конкуренты, и не всегда понятно даже, насколько осуществимы твои собственные планы. Скорее всего, ты представляешь себе, что задумка может реализоваться, но сможет ли она приносить прибыль?
Искать финансирование — ужасно. Идёт ли речь о банковском займе или венчурном инвесторе, процесс поиска денег — это череда разочарований и унижений, он вымотает вас и будет отвлекать от непосредственного создания проекта. Вам постоянно придётся выступать, как будто вы защищаетесь в суде, — такое понравится только психопатам и нарциссам, фанатам всеобщего внимания.
Постоянные попытки продать часть проекта обычно приводят либо к тому, что вы становитесь безнадёжным оптимистом (только оптимист умеет убедительно говорить) и теряете связь с реальностью, либо утрачиваете весь пыл и начинаете страдать синдромом самозванца. Когда вы поднимете первый раунд, есть риск, что он будет либо слишком маленьким — в этом случае вам просто не хватит денег на развитие, — либо слишком большим: в этом случае инвестор будет ждать от вас подвигов. Венчурные инвесторы дадут вам денег на 1,5 года работы, а взамен будут ждать роста на 150%-300%.
Майкл ЭЛИСОН
Серийный предприниматель
Люди. Вы обращали внимание, что успешные бизнес-ангелы и инкубаторы зациклены на поисках хорошей команды? Идея продукта может меняться, рынок может перевернуться с ног на голову, но люди должны быть надёжными и предсказуемыми. Хорошая команда — это не просто несколько умных ребят. Поговорите с 10 быстрорастущими стартапами, в девяти из них вам скажут, что самое сложное — собрать команду. Не полагайтесь на случай, тщательно подбирайте людей на старте.
Рынок. Сколько угодно примеров, когда многообещающие проекты терпели неудачу из-за того, что решили работать на рынке, растущем недостаточно быстро. Сплошь и рядом мы наблюдаем ситуацию, когда талантливые люди с глобальным видением и пониманием новых технологий пытаются продать пользователям свой продукт. Через пару лет они осознают: рынок меняется не так быстро, как им хотелось бы, и рост стартапа не может удовлетворить инвесторов.
Продукт. Понимание, чего хочет клиент, приведёт вас к идее продукта, идея продукта приведёт вас к верному позиционированию, оно, в свою очередь, подскажет стратегию продвижения. Великий продукт наверняка ждёт провал, если маркетинг подкачает.
Слишком часто стартаперы попадают в ловушку одного процента. Это когда вы считаете, что объём рынка — $100 млрд и для успеха вам достаточно занять всего 1%. Заблуждение. Большинство рынков состоят из множества мелких ниш. Поищите свою: возможно, в процессе вам удастся создать новую нишу и переделать рынок.
Продавать очень сложно. Чтобы продать что-то, нужно потратить много времени и сменить много стратегий, прежде чем найдётся нужная. Вы не сможете повторить фокусы, которыми хвастаются большие успешные компании. Вообще-то, не стоит даже пытаться, это ещё одна ловушка.
Насчёт ошибок. Не думайте, что удастся их избежать. Вы планировали сделать 100 единиц продукции, а сделали только 80? Вот ваша ошибка. Ставьте перед собой точные цели, определяйте KPI, иначе не сможете оценить, верно ли вы действуете.
Бонус: вы — не исключительный предприниматель, и, скорее всего, СМИ не сделают из вас звезду. Но если вдруг так случилось, что на вас обратили внимание на старте, постарайтесь не попасться в ловушку гламура. Вместо того чтобы раздавать интервью и сиять в лучах софитов, займитесь вашим проектом. Даже если вы стали поп-иконой на старте, вы можете провалиться, со многими именно так и случается.
Займитесь решением настоящей проблемы. Самый простой способ построить успешный бизнес — заняться чем-то таким, чем никто не хочет заниматься. Уборкой мусора, к примеру.
Помните: все эти финансисты и инвесторы — психопаты и манипуляторы, они будут притворяться вашими друзьями, а на самом деле начнут пить вашу кровь. Они вовсе не друзья. Если вы строите действительно хороший проект, который уже работает и нуждается в дополнительном финансировании, к ним можно обратиться за помощью. Важно помнить: ничего личного, только бизнес.
Тим БЕРРИ
Предприниматель, консультант Venture Capital
Все постоянно говорят об этих 90% провалов, но никто на самом деле не знает, как посчитали эту цифру.
Во-первых, среди посчитанных провалов много компаний-однодневок, которые создавались для того, чтобы сэкономить на налогах, и никто никогда не ждал, что они станут успешным бизнесом. Во-вторых, прибавьте к этому компании, которые сменили юрлицо: например, в ходе переименования или переоформления. Вы меняете форму с DBA на LLC, и статистика считает, что ваша компания потерпела крах. В 90% стартапов, терпящих крах, также входят компании, которые сменили юридический адрес, переехали в другой штат, слились с конкурентом.
Советы, которые дали мои коллеги выше, — дельные и правильные, следуйте им и не беспокойтесь из-за пугающих цифр.
Фото на обложке: via Shutterstock