Онлайн-ретейлер Lаmoda появился пять лет назад. Его запустил немецкий бизнес-инкубатор Rocket Internet, отправив в Россию Доминика Пикера, Флориана Янсена, Буркхарда Биндера и Нильса Тонзена. Сейчас у интернет-магазина — более тысячи поставщиков, на сайте представлено около двух миллионов разных товаров: от спортинвентаря и товаров для детей до обуви и аксессуаров. С самого начала работы Lamoda сделала ставку на бесплатную доставку и возможность вернуть ту одежду, которая не подошла. Причём доставить заказ курьерская служба компании обещает быстро — в тот же день для клиентов из Москвы и на следующий день во всех остальных российских городах. Такой подход привлекает покупателей: общий объём заказов компания не раскрывает, но, к примеру, в «чёрную пятницу» Lamoda отгрузила 160 тысяч единиц товара. Центральный офис интернет-магазина недавно переехал в бизнес-центр у метро «Павелецкая», там же расположена и фотостудия, где снимают новые товары для сайта. В Подмосковье, в посёлке Быково, расположен склад площадью более 20 тысяч квадратных метров. Сюда поступают заявки на заказы, а позже уже упакованные заказы едут к своим покупателям. Редакция The Village посетила складской комплекс, чтобы узнать, как собирают заказы интернет-магазинов.

Склад Lamoda
(ООО «Купишуз»)

   

Местоположение: пос. Быково, Московская область

Площадь: 20 000 м2

Кол-во сотрудников: 1 000 человек

Дата основания: 2012 год

 company.lamoda.ru

Размещение товара

Склад Lamoda — большое здание красного цвета с буковой «М» на фасаде. Прежде чем его найти, такси кружит по огромной территории, которая сплошь усеяна одинаковыми громадными сооружениями. На этот склад Lamoda поступают товары от разных поставщиков, здесь они хранятся, собираются в заказы и отправляются покупателям.

Продукция, представленная на сайте, приезжает сюда в фурах из разных городов России и других стран. Оказавшись на месте, водитель первым делом идёт в диспетчерскую на первом этаже склада. Здесь он сдаёт документы на груз, а сотрудник склада их проверяет. В диспетчерской светло, есть душ и туалет, а над единственным столом висит объявление «Дорогие водители, не рисуйте на столе и не ломайте ручки». После проверки товар подъезжает в зону разгрузки к одному из 40 ворот: сотрудники на погрузчиках берутся за крупные товары на палетах, а мелкие поставки работники разгружают вручную. К каждой коробке или палете прикреплена наклейка со штрихкодом: по нему можно узнать, откуда приехал груз и сколько всего товара, а после отслеживать его перемещение в складской системе.

Поставки бывают двух типов: первичные (новые товары от поставщиков) и вторичные (возвраты вещей от клиентов). И те и другие проходят на следующий этап — распаковку и выкладку, где сотрудники вручную открывают все коробки и выкладывают из них товар в серые контейнеры. Если необходимо, они также делают предварительную сортировку на текстиль, обувь и негабаритный товар. На контейнерах, как и на палетах, стоит штрихкод, поэтому весь товар «привязан» теперь к этому пластмассовому ящику. Ещё на контейнер крепят специальную цветную клипсу, которая определяет тип поставки: белая — возврат, зелёная — аксессуары, красная — брак или нужен дополнительный контроль.

8 000 000

единиц товара на складе

320 000

единиц товара в день

2,5 часа

среднее время обработки заказа в день

   

 

Весь оставшийся картон и упаковочный материал отправляют под пресс, а потом продают. Серые ящики выставляют на конвейер, он доставляет их к специальному лифту, который поднимает коробки на самый верхний, пятый, этаж в зону приёмки. Лифт для людей здесь не предусмотрен, поэтому за ящиками мы поднимаемся пешком по лестнице. Начиная со второго этажа вместо привычного для всех пола появляется плотная металлическая сетка. Она не прогибается, но громыхает под каждый шагом. Ощущения странные: кажется, что не идёшь по поверхности, а паришь, и, стоя на пятом этаже, можно увидеть всё, что происходит внизу (поэтому прийти сюда в платье — плохая идея). Постоянно кажется, что кто-то шумит у тебя за спиной, оборачиваешься — никого, в итоге оказывается, что звук идёт от тележки, которая едет этажом выше. На самом деле такой пол нужен, во-первых, для вентиляции, во-вторых — для соблюдения правил пожарной безопасности (чтобы система могла поливать склад с потолка и тушить возгорание на нижних этажах). Всю эту металлическую конструкцию на складе называют мезонином.

Итак, на пятом этаже мезонина сотрудники из зоны приёмки встречают контейнеры. Работник ставит каждый ящик на свой стол, за которым он стоит весь день (не считая четырёх перерывов в смену). Там он сканирует коробку, и данные о её содержимом отображаются на экране. Затем работник проверяет, соответствуют ли вещи заявленным характеристикам. Если это возврат, то здесь же его и переупаковывают, а у некоторых товаров проверяют качество.

У всех сотрудников есть свои нормативы, от которых зависит зарплата, поэтому все стараются работать максимально быстро. В среднем каждому удаётся принять около 100 разных вещей за час. Нас удивило, что сотрудники одеты по-разному: кто-то был в красных футболках и чёрных штанах, кто-то — в комбинезонах. Оказалось, что компания иногда приглашает работников сторонних компаний, когда своих не хватает — например, в пиковые сезоны. Сейчас в Lamoda стараются максимально подготовиться к возрастающему летнему спросу, поэтому загружают склад новыми товарами. Те люди, которые ходят в красных футболках и чёрных штанах, — сезонные работники со стороны.

После этого принятый товар нужно разместить в зоне хранения. Это высокие стеллажи. На складе их огромное количество на всех пяти этажах, а все их полки заставлены товарами. Когда к сотруднику зоны хранения попадает коробка с принятым товаром, он сканирует одну вещь, затем кладет её на любое свободное место и снова сканирует, но уже полку, где лежит товар. В итоге в компьютерной системе сохраняется не только наличие вещей, но и то место, где именно они лежат. После того как вещь выложили на полку, она автоматически становится доступной для покупки на сайте.

 

 

Сборка заказа

В компании рассказывают, что закладывают на отправку заказа со склада всего 2–2,5 часа. Гружёные машины уезжают по графику, поэтому все сотрудники стараются подстраиваться под это время. После того как клиент сделал заказ, с ним связывается оператор. Когда все уточнения получены, заказ отправляют в систему, которая с помощью сложного алгоритма комбинирует их и даёт работникам задание на сборку. Например, клиент заказал свитер, ремень, ботинки, зонтик — все эти вещи могут находиться в разных местах мезонина. Но это не значит, что один сотрудник будет бегать по этажам и искать все эти вещи. Заказы комбинируются системой таким образом, чтобы вещи были расположены как можно ближе друг к другу и на одном этаже. Собирается не каждый заказ по отдельности, а сотни, и делятся они между сотрудниками, которые одновременно ищут товары на разных этажах. На сканере, который есть у каждого сборщика, отображается вещь и адрес полки, где она лежит. Если на одном этаже оказывается слишком много людей, а где-то их недостаточно, то система оповещает работников, о том, что им нужно перейти на другой этаж. Все вещи из заказа сотрудники складывают в те же серые контейнеры, которые возят на тележках. Для ценного товара (бижутерия или парфюмерия) есть отдельная зона. В ней заказы собирают отдельные сотрудники, а сама зона отгорожена от всего остального мезонина.

Затем коробки уезжают по конвейеру в зону упаковки — на каждом контейнере есть штрихкод, который система считывает и после распределяет вещи на потоки. Затем каждую вещь встречает сотрудник, сканирует её и кладёт в отдельную ячейку: одна полка — один заказ. С обратной стороны ячеек — упаковочные станции. Сотрудники видят, когда заказ собран, забирают его и упаковывают в фирменный пакет. Но сначала все вещи сканируют и ещё раз проверяют, те ли товары на самом деле заказывал клиент. Так проходит сборка негабаритных заказов. 

Для стандартных посылок недавно запустили автоматическую линию: вещи сами формируются по заказам и съезжают по специальной горке с конвейера, где их внизу встречает упаковщик. Выходов с конвейера много, и чтобы свободно перемещаться от одного к другому, к ножкам столов, на которых упаковывается товар, прикручены маленькие колёса. Получается, что сотрудник катает свой рабочий стол от одного заказа к другому. Заказы иногда застревают — и чтобы их достать, их цепляют длинными самодельными крюками. Затем заказы выкладываются на ленту, и они едут в зону сортировки по разным направлениям. Перед погрузкой в машину товары складывают в огромные картонные коробки, а после их отправляют по всей России, Украине, Казахстану и Белоруссии.