Основанная в Новосибирске компания Harm’s сначала выпускала базовые толстовки. Потом, чтобы сгладить сезонность бизнеса, основатели стали брать корпоративные заказы на пошив униформы.

Благодаря такой схеме работы предприниматели всегда обеспечены заказами. Теперь они планируют выйти в новый сегмент и заняться производством более дорогих дизайнерских моделей одежды.

 

Сфера деятельности

Пошив одежды

Дата старта

Февраль 2011 года

 

Бюджет на запуск

150 000 рублей

Сайт

harmstuff.ru и harmsdesign.ru

 

Артём Тарасов и Юрий ЯСЮК

Сооснователи Harm’s

Как начинали

Юра:

Мы оба родом из города Братска Иркутской области, в Новосибирск приехали учиться, я — в НГТУ на инженера, занимался дизайн-студией с другом, разрабатывали сайты, фирменный стиль. Потом возникла идея делать принты на одежде, тут мы и познакомились с Артёмом.

Артём:

Я отучился на журфаке НГУ, но понял, что журналистика мне не интересна. Всегда занимался графическим дизайном на уровне увлечения, на этой почве и началось сотрудничество с Юрой. В декабре 2010 года мы зарегистрировали компанию как ООО, и так как это была зима, вместо футболок с принтами мы решили делать теплые свитшоты.

Когда возник вопрос, на чём делать принты, выяснилось, что купить адекватные свитшоты невозможно: по крайней мере, так было в то время, и мы решили шить их сами. В итоге идея с принтами отошла на задний план, и мы сосредоточились на пошиве одежды, так как фирм, которые занимаются печатью на ткани, было много уже тогда.

 

Развитие команды

В феврале 2011 года запустили первую коллекцию — там было порядка семи моделей толстовок. Сначала нашли новосибирскую фабрику, там нам помогли с выбором ткани: рассказали, как она называется, где её можно купить. В первый раз ткань мы покупали в Новосибирске — качество нас не устроило, и мы стали заказывать её из Турции.

Сайт и интернет-магазин сделали сразу, ещё до выхода первой коллекции, после дизайн-студии у Юры остались контакты фрилансеров, которые нам в этом помогли. Вторая коллекция вышла летом 2011 года. В ней появились по две модели шорт и штанов, порядка семи футболок и несколько толстовок. Наши вещи в основном в стиле унисекс, но больше мужские.

Фасоны для первой коллекции мы придумывали сами. Пытались сделать что-то оригинальное, но через какое-то количество примерок приходили всё равно к классическому варианту. Базовая модель свитшота неслучайно существует очень давно, нет смысла её кардинально переделывать. Наша задача – добавлять какие-то интересные детали, чтобы сделать вещь коммерчески успешной.

 

 

Найти хорошего конструктора по объявлению — большая удача. Часто опытный специалист не воспринимает современные вещи, 
а у молодых выпускников нет опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда

Маркетологами в проекте являемся мы оба, в остальном разделение труда у нас условное. Финансами и организационными вопросами занимается Юра. Обсуждаем дизайн мы, конечно, вместе, но последнее слово — за Артёмом. Он делает эскизы и подбирает ткань, приносит конструктору, который уже рисует сами лекала. Образец, созданный совместно с конструктором, мы приносим на производство.

Конструктор работает проектно, его мы нашли через знакомых. Найти хорошего конструктора по объявлению — большая удача. Часто опытный специалист не воспринимает современные вещи, а у молодых выпускников нет опыта. К тому же большинство конструкторов шьют дома. Модель, которая сшита дома на машинке, очень сложно будет отдавать на массовое производство в Китай. Также у нас есть несколько фотографов на фрилансе. И мы сотрудничаем с типографией, которая печатает нам принты, её мы тоже нашли по рекомендации друзей.

 

Продажи

У нас вышло четыре коллекции, и с первой же мы вышли на другие города. Нам немножко повезло: когда мы начинали, русская марка одежды — это ещё было ново. Сейчас их уже довольно много, а тогда всех удивляли ребята из Сибири, которые шьют качественную одежду.

Мы сами писали в магазины, общались с ними, устанавливали контакты, но особых проблем с ними не возникало. Кто-то писал нам сам, сразу пошли интервью и статьи о новой марке одежды. Первый наш магазин был в Новосибирске, его открыли наши друзья-граффитчики. Позже появились контакты из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутской области. Сейчас мы продаемся уже в семи городах.

В Москве мы продавались в том числе в Sunday Up Market, но с ними работали по реализации, это довольно большой коэффициент накрутки, и сотрудничество в итоге сошло на нет, от схемы реализации мы отказались после летней коллекции 2011 года. Остальные магазины работают по схеме закупок, у нас гибкая система коэффициентов по объёму закупки.

Мы считаем, что в нашей стране схема реализации не работает в пользу дизайнера вообще. В пользу магазина — не знаю, не пробовал. С одной стороны, работа по схеме реализации была ошибкой, а с другой — нашей целью было распространить наши вещи в максимально большое количество точек, поэтому мы соглашались на эту схему с магазинами, которые были нам интересны. SUM уже не подходит под нашу концепцию, это стартовая площадка для российских дизайнеров, а мы сейчас стараемся вырасти, ориентируемся на европейские марки. Пока у нас нет контактов с европейскими магазинами, потому что там другая система сертификации, до этого ещё надо дорасти.

 

 

Марка нацелена больше на оптовые продажи, а в интернет-магазине обычно продаётся то, что осталось от опта. Мы не вкладывались в продвижение интернет-магазина, он выполняет функцию продажи остатков размеров. Самые хорошие продажи у нас в Москве. В Новосибирске, на удивление, не было никакого бума, когда мы появились, напротив, был сильный скепсис.

Мы боялись, что в Москве нас не воспримут, когда ехали на маркет Пикника «Афиши» в 2011 году. Но западная часть России нас встретила намного более лояльно. Когда ты говоришь, что одежда сделана в Сибири, в Москве это воспринимается на ура. Сейчас уже и в Новосибирске воспринимают нас как должное. Сначала мы не хотели упоминать Сибирь вообще, теперь же у нас это один из главных маркетинговых крючков, которые мы будем развивать в перспективе на Европу. Например, сибирское — значит, тёплое, качественное и надёжное. Мы стараемся делать уличный продукт, повседневный, но при этом уделяя большое внимание дизайну вещи как таковой.

 

Новый проект

Полтора года назад мы запустили в качестве поддерживающего проекта Harm's design. Это пошив на заказ, например, футболок с логотипом компании, чтобы дарить или продавать их в качестве сувениров. Самым первым заказом были толстовки для МГУ — просто с нами связался человек, у которого была идея продавать не ширпотребные толстовки для МГУ, а качественные, с вышивкой. Сначала мы отнеслись к этому с сомнением, но решили попробовать.

После этого было сотрудничество с новосибирским баром Friends: шили для них фирменные майки и униформу для сотрудников. Год Harm's Design работал в тестовом варианте, только по знакомствам, мы шили униформу либо одежду для мерчендайза для разных компаний. Мы сразу остановились на идее, что это должна быть не просто футболка с названием компании, а именно одежда, разработанная дизайн-студией. Проблема всей корпоративной и сувенирной одежды в том, что она отправляется домой и там лежит. Мы стараемся сделать так, чтобы это хотелось носить дальше, чтобы это не выглядело, как маркировка, как сувенирная вещь. Например, на футболках бара Friends — яркие слоганы, и они не воспринимаются как футболки именно Friends, мы часто видим их на людях в городе. Наши заказчики — это «Дубльгис», «Сиб.фм», «ПерекатиКофе», Clever Irish Pub. Недавно запустили отдельный сайт Harm's design.

 

 

Клиенты Harm's — молодые люди, которые понимают, что вещь может быть лаконичной, не кричать о себе и выполнять базовые практические функции: быть тёплой и служить долго

 

 

Деньги

150 000 рублей ушло на первую коллекцию: разработку образцов, закупку тканей, пошив готовой одежды на контрактном производстве. Тогда мы вышли примерно в ноль, на вложенные деньги сшили летнюю и с тех пор начали выходить в плюс. Наш друг вложил в компанию чуть больше 500 000 рублей — по каким-то ключевым вопросам мы с ним консультируемся, но в творческой свободе он нас не ограничивает.

Есть небольшие постоянные затраты: закупка ткани, дошив базовых вещей и аренда склада. В месяц они составляют от 50 000 до 100 000 рублей, в зависимости от сезона. Из-за того что мы находимся в Новосибирске, логистика очень дорогая. Килограмм ткани из Китая стоит столько же, сколько доставка оттуда. Но когда мы отправляем товар в магазины, затраты оплачивает сам магазин.

Оборот составляет от 200 000 до 300 000 рублей в месяц, весной и осенью заказов больше. После выпуска новой коллекции у Harm's основной доход идёт от неё, в остальное время компанию вывозит Harm's design. Он был придуман как способ стабилизировать доходы.

 

Клиенты

Аудитория проекта Harm's design — это довольно молодые компании, с новым взглядом. В первую очередь они понимают, что нужно заказывать качественную брендовую одежду, но большие тиражи не могут себе позволить. А клиенты Harm's — это молодые люди, которые понимают, что вещь может быть лаконичной, не кричать о себе, быть качественной, выполнять базовые практические функции: быть тёплой и служить долго.

 

Планы на будущее

Ассортимент, конечно, планируем расширять. Сейчас мы осваиваем новые вещи: рубашки, поло. Хотим, чтобы марка стала взрослей и выглядела не как русский бренд, а как настоящий конкурент тем же скандинавам. Сейчас средняя стоимость футболок у нас — от 800 до 1 200 рублей, толстовок — от 1 700 до 2 600. В планах у нас — делать более премиальные коллекции, увеличивать ценник. Недорогая русская марка — это было круто пару лет назад, сейчас нужно постепенно становиться премиальной. Конечно, останутся базовые вещи по той же стоимости, просто будут появляться и более дорогие.

 

Текст: Мария Любимцева

Фото: Алиса Аив