Этим летом бывшие сотрудники «Рамблера» запустили сервис онлайн-заказов уборки квартир Qlean. С его помощью можно найти клинера, который сделает генеральную уборку или будет наводить чистоту в квартире раз в неделю. Перед тем как нанять уборщика на работу, компания тестирует его навыки и проверяет благонадёжность. За первые несколько месяцев работы сервис вышел на оборот в 3,5 миллиона рублей в месяц — предприниматели намерены окупить свои затраты на старт в следующем апреле.

Qlean

клининговая платформа

Стартовый капитал: 1 миллион рублей

Дата основания: июль 2014

qlean.ru

 

Никита Павлов, Никита Репешко, Александр Коровин
основатели

Как всё начиналось

Коровин: Мы с Никитой познакомились в «Рамблере», где оба работали дизайнерами, и в какой-то момент, как это часто бывает, решили, что хотим делать что-то своё. Уже тогда у меня был интернет-магазин, поэтому мы решили его перезапустить. Пришли к тому, что хотели сделать, банально говоря, альтернативу IKEA — коробочные решения для квартир, с дизайн-проектом и поддержкой дома — уборкой и прочими услугами. Но мы быстро поняли, что эта идея слишком трудоёмкая и требующая больших денег на старте, и попробовали подойти к ней с другой стороны. Мы решили начать с обслуживающих сервисов — сначала сделать подписку на чистоту, подписку на сантехника, на мастера, чтобы в один клик можно было вызвать их к себе на дом.

Павлов: Мы запустили скромную landing page, провели опрос в Facebook про уборку, средний доход и необходимость подобного сервиса, посмотрели фидбэк, поняли, что услуга действительно востребована, и стали медленно делать сайт с программистом на аутсорсе. В июле этого года мы запустили сырую версию сайта и с ней стартовали. Изначально мы, по сути, были обыкновенной клининговой компанией, которая принимает заказы через сайт.

Репешко: Мы вовремя поняли, что нужно трансформировать наш формат, и превратились в платформу для заказа домашней уборки. Сейчас не мы назначаем заказы, а клинер сам выбирает себе заказ. Есть база работников и заказчиков, которые друг с другом соотносятся.

Первоначально у нас было много гипотез насчёт уборки, и мы действительно ничего не знали про клининг. Мы сами провели пару уборок и сходили на разные тренинги, чтобы понимать, что к чему. Если раньше мы полагали, что один клинер без проблем может убирать две-три квартиры в день, а если поднапрячься, то и четыре, то после того, как мы сами встали на место клинера, мы поняли, что за день убрать можно от силы две квартиры. И это максимум. Одно дело — когда сидишь в офисе и планируешь, другое — когда пробуешь это на собственном опыте.

 

Стартовый капитал

Репешко: Мы рассчитывали на сравнительно небольшой стартовый капитал — думали, что порог входа в этот бизнес будет не слишком высоким, и вкладывали в него свои деньги. Сначала вложили 300 тысяч рублей, но эта сумма быстро возросла до 600 тысяч, а потом и до 1 миллиона рублей. Большая часть денег ушла на разработку интернет-платформы, эксперименты с инвентарём и экологическими чистящими средствами. Клининговая часть — закупка всего необходимого для уборки, аренда офиса, оплата труда — оказалась не столь затратной, с первых же дней сама себя окупала и никогда не работала в минус.

 

 

 

Изначально мы планировали всё сделать сами, но потом нами случайным образом заинтересовались инвесторы. Мы их не искали, они сами написали нам в Facebook: «А не интересуют ли вас венчурные инвестиции?» Мы не имеем права разглашать имя инвестора и подробности сделки, но её сумма соответствует стандартному seed-раунду до 500 тысяч долларов.

Qlean планирует выйти на окупаемость в апреле. Наш оборот — около 3,5 миллиона рублей в месяц при среднем чеке 2 450 рублей и 50 заказах в день.

 

Клиенты и цены

Павлов: Нашими первыми клиентами были друзья и друзья друзей, мы много всего на них тестировали. Нам казалось, что нашими услугами могут пользоваться буквально все. Отчасти так и получилось. Сначала мы думали, что клиентами будут в основном мужчины-холостяки, но оказалось, что женщины чаще заказывают уборку.

Клиенты могут подписаться на уборку раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц и получить скидку до 20 %. Уборка однокомнатной квартиры с одной ванной комнатой займёт в среднем три часа и будет стоить 1 990 рублей, уборка двухкомнатной займёт четыре часа и будет стоить 2 490 рублей, трёхкомнатной — 2 990 рублей.

Нам сложно как-то конкретизировать возрастную категорию или достаток клиентов, но, по ощущениям, это занятые люди 27–35 лет. В общем — стандартный средний класс, люди с высоким доходом и просто лентяи. Многие клиенты доверяют нам ключи от своего дома — хотят, чтобы уборка их вообще не касалась. Пока что к нам возвращается 40 % клиентов, и это вполне неплохой показатель. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы его повысить.

Мы можем «закрепить» клинера за клиентом, сделать так, чтобы по возможности один и тот же клинер выполнял заказ. Мы уделяем большое внимание безопасности. Наши сотрудники проходят многоступенчатую проверку и стажируются с наставниками. Если случается какое-то недоразумение (например, разбили пепельницу или окно заело), то клиент может сообщить нам и мы решим этот вопрос в течение нескольких дней.

 

 

Однажды мы нарвались на потребительского террориста, я общался с ним лично. Ещё до того, как заказать уборку, он уточнял мельчайшие детали и подробности, а когда к нему приехал клинер, то он звонил мне в процессе уборки и комментировал её работу буквально по шагам. Это был первый и пока единственный клиент, которого мы внесли в чёрный список. Другой клиент хотел, чтобы к нему приехал клинер-мужчина, мотивируя это тем, что «подобный нюанс придаст ситуации пикантности». В остальном наши клиенты совершенно милые и добрые люди, которые ценят своё время и предпочитают его тратить на более приятные вещи, чем уборка.

Когда у клинера есть практика, он знает, что нужно ответить на вопрос: «Что произойдёт со столешницей, если вы протрёте её средством для чистки духовки?»

 

Клинеры

Репешко: Изначально нам было совсем непонятно, где искать уборщиков. Мы пробовали глупые вещи — HeadHunter, Superjob. По совету якобы профессионалов данной сферы давали объявления в газете. Потом мы нашли более-менее работающий способ поиска клинеров — сайт Avito. Первых клинеров мы нашли именно там. Люди, которые размещают свои объявления на Avito, как минимум умеют пользоваться интернетом, а для нашего сервиса это немаловажно. Но зачастую, поток с Avito оставлял желать лучшего, поэтому мы просто сделали на нашем сайте страничку «Работа в Qlean», что очень помогает находить новых сотрудников.

Кандидат в течение 5–10 минут выполняет тест, своеобразный ЕГЭ для клинера. Если у него уходит больше времени на ответы на вопросы, значит, скорее всего, человек нам не подходит. Когда у клинера есть практика, то он знает, что на вопрос: «Что произойдёт со столешницей, если вы протрёте её средством для чистки духовки?» — нужно ответить, что поверхность столешницы будет сожжена. Также в тест включены психологические вопросы, про опоздания, про разговоры с клиентом — клинер ещё не знает правил нашей компании, а мы уже смотрим, соответствует ли он им или нет. Тест отсекает 90 процентов кандидатов.

Коровин: Если сотрудник проходит тест успешно, то его ожидает устное собеседование. После чего мы отправляем его анкету на проверку в службу безопасности, чтобы тщательно проверить биографию человека — мы хотим регистрировать в системе людей только с хорошим бэкграундом. Затем мы обязательно смотрим, как клинер работает — он едет убираться с наставником, и тот выставляет ему баллы. Только после этого мы понимаем, берём ли мы человека на работу или нет.

Наши клинеры — это в основном молодые девушки от 20 лет и женщины в районе 45. Сейчас с нами сотрудничает около 70 клинеров. Их доход зависит от числа выполненных заказов.

 

Планы

Репешко: Мы собираемся заниматься масштабированием бизнеса, франшизой. Но для начала планируем расширить сферу нашей деятельности — начать убираться в небольших офисах, а также предоставлять другие услуги — электриков, сантехников, сборщиков мебели, перевозчиков. Пока что для пользователей смартфонов у нас доступна только мобильная версия сайта, но мы уже начали разработку мобильного приложения. К Новому году будем вводить систему подарков, чтобы была возможность подарить уборку близким.

 

 

Фотографии: Иван Анисимов