Чужие носки: Как российские компании воруют дизайн друг у друга А также кто заказывает принты как у Vetements и что делать дизайнерам, у которых украли идею
Основатель компании по производству дизайнерских носков St. Friday Socks Сергей Тонков много времени проводит в поисковиках. С помощью поиска по картинке он выясняет, не украли ли конкуренты его идею и не пытаются ли клиенты заказать у него партию контрафакта. За два года работы ему уже предлагали сделать носки как у Balenciaga, Vetements и Gosha Rubchinskiy. Недавно хит продаж компании — носки с фразой из песни про ЗОЖ — начал подделывать магазин, с которым сотрудничала марка.
Истории о том, что какая-то компания без спроса использовала чужую идею, появляются в информационном поле каждый месяц. Недавно блогер Анатолий Капустин обнаружил футболки со своим принтом «Показалось» в сети магазинов «Твое». Сейчас он готовит досудебную претензию с требованием убрать футболки из продажи или обозначить его авторство, а также выплатить ему процент от прибыли. Предприниматель Сергей Тонков считает, что если компания адекватная, то шанс договориться есть.
По рабочей необходимости он разобрался в тонкостях взаимоотношений с дизайнерами и правообладателями и написал об этом в The Village колонку.

Сергей Тонков
основатель St. Friday Socks
Нас подделали! После эйфории, что твой труд некоторые сочли настолько популярным, чтобы выпустить контрафакт вашего товара, наступает время разобраться с тем, что можно сделать, как защищать свои авторские права и репутацию. В том числе тогда, когда вы не получали патенты на каждый свой рисунок.
Я занимаюсь брендом дизайнерских носков и аксессуаров St. Friday Socks. Мы выпускаем на собственной фабрике в Санкт-Петербурге коллекции носков в сотрудничестве с музыкантами от «Аигел» до «Мумий Тролля»,
с музейными институциями от Русского музея до Третьяковской галереи,
с брендами и марками одежды от Artem Krivda до Sorry, I’m Not,
с «Союзмультфильмом», а еще с художниками, фестивалями, блогерами
и много с кем еще. Бренд родился в декабре 2015 года, то есть нам нет
и четырех лет. И вот недавно мы столкнулись сразу с двумя случаями появления на рынке подделок.

Тонкая грань
«Это успех» — первая мысль после находки. На рынке не просто появляются десятки конкурентов, которые вдохновляются тем, что ты делаешь, но и игроки, которые просто копируют твои труды. Значит, мы на верном пути… Но это мимолетная мысль. Дальше встает главный вопрос: а как с этим бороться?
Сразу же замечу, что между нарушением авторских прав и трибьютом,
когда другая марка вдохновляется вашей работой или отдает ей дань, — тонкая грань. В США и Европе за трибьют правообладатель все равно может подать в суд. В России же с этим сложнее. Я лично не против, когда тема, впервые появившаяся на наших носках, эволюционирует в коллекциях конкурентов. Мы живем в мире огромного информационного шума. Поэтому условные носки с авокадо могут одновременно появиться у крупного масс-маркет-бренда и у крохотной локальной марки.
У нас недавно был такой случай. К 23 Февраля и 8 Марта мы решили обыграть тему бритв, пены для бритья и носков как популярных подарков. Одновременно клиентка заказала у нас носки со своим дизайном.
И хотя отделы разделены и наши удаленные дизайнеры-фрилансеры
точно не видели ее эскизы, бритвы получились практически идентичными.
Чтобы избежать конфликта, я связался с заказчицей и выкупил у нее права на эту работу, хотя тут просто мысли совпали.
Подделки от друзей
Одна из самых популярных наших моделей — носки с фразой из песни группы «Ленинград» про ЗОЖ. Перед тем как их выпустить, мы посоветовались с юристом. Он сказал, что фраза не охраноспособна, потому что мы не ассоциируем ее с песней или солистом группы, она не является названием трека или альбома и за два года с момента выхода хита успела стать расхожим выражением. Многие наши конкуренты обыгрывают тему ЗОЖ на своих носках — это популярная история, но недавно мы обнаружили в продаже два случая клонирования именно нашей модели.
По мнению юристов, идентичность была 99%-ная — тот же тип носков (спортивные), та же высота паголенка (средняя), те же две красные полоски и текст шрифтом, схожим до степени смешения. В первом случае контрафакт продавал наш партнер, сделав заказ на производство этих носков на сторонней фабрике. Мы с ним связались, он сказал, что якобы не знал о нашей модели, что было неправдой — он ее закупал. Во втором случае партнеры-магазины сообщили нам о том, что никому не известная фабрика из Каменска-Уральского предлагает приобрести копии наших носков, а также копии носков других брендов по очень низкой цене. При этом сотрудники фабрики представлялись моими знакомыми и друзьями St. Friday Socks (конечно же, это не так).
В обоих случаях качество продукции невысокое (это заметно по фотографиям) и, помимо копирования дизайна, наносит репутационный вред марке: клиент покупает их, получает негативный опыт и предъявляет претензии нам. Первый продавец был в курсе законов, и конфликт быстро разрешился — свои носки он снял с продажи и увеличил закупки у нас. Во втором случае представители фабрики не думали, что совершают что-то противозаконное. После нашего письма они убрали фотографии модели из своего интернет-магазина и обещали ее не продавать.
Как у Vetements
Кстати, выпуская носки на заказ, мы раньше часто сталкивались с тем, что люди просят нанести на них чужой рисунок. Одни не знают, что это незаконно, и думают, что если они делают партию в подарок или для благотворительного проекта, то в этом нет ничего страшного. Но мы как производитель все равно получаем прибыль с нее, а значит, нарушаем закон. Максимальная ответственность за это — конфискация оборудования, на котором произведен контрафакт.
Другие клиенты осознанно хотели продавать подделки. Раньше к нам пару раз в месяц обращались магазины молодежной одежды, которые просили сделать копии носков Nike, adidas, Balenciaga, Vetements, Gosha Rubchinskiy. По качеству наши носки от их не отличить, но цена будет совсем другой. Мы отказывались, потому что это чревато закрытием предприятия. По той же причине мы не делали носки, например, с Микки-Маусом — у Disney самый большой среди правообладателей штат юристов в стране.
Получив корпоративный заказ, мы всегда пробиваем эскиз в поисковиках, прежде чем отправлять партию на производство. Если мы видим, что у него есть другие правообладатели, просим документы, подтверждающие право использовать изображение. А еще абсолютно во всех случаях производства носков для сторонних компаний мы включаем в договор пункт о гарантиях, предусматривающий возможность потребовать с заказчика все суммы по возможным искам за нарушение авторских прав.

Защита дизайна
Точно так же мы пробиваем в интернете наши главные хиты, смотрим, что выпускают конкуренты, используем поиск по картинкам и ключевым словам в Google и «Яндексе». Первое, что стоит сделать, обнаружив контрафакт, — написать письмо тому, кто это делает. Но перед этим стоит изучить вопрос: что это за компания, кто владелец, где зарегистрирован, есть ли связанные юрлица, какие у них были судебные дела. Это можно сделать с помощью онлайн-баз юридических лиц. Важно заранее знать, на кого подавать в суд: продавцу в случае чего грозит штраф и изъятие партии, производителю — еще и конфискация имущества.
К составлению письма не обязательно подключать юристов, достаточно использовать грамотные формулировки. Не надо писать: «Вы своровали мой дизайн». Надо указать, что эта модель нарушает авторские права и есть перспектива иска. Если у вас есть патент на модель — прикрепите ссылку. Но, к примеру, мы не сразу получаем патенты на наши модели, потому что это долго и дорого. Регистрация промышленного образца стоит от 7 500 рублей и занимает около двух месяцев. Если в коллекции десяток моделей, придется заплатить почти 100 тысяч рублей. Для молодой компании, которая часто выпускает новинки, это довольно накладно. Мы выпускаем по 100 моделей и 20 коллекций в год и не успевали бы все быстро регистрировать.
Но в случае отсутствия патента можно использовать другие доказательства авторских прав. Мы, к примеру, тщательно собираем статьи о наших новых моделях в разных СМИ. В случае проблем нотариально заверенные скриншоты могут стать доказательством в суде. Документируйте все процессы создания ваших рисунков и подписывайте договоры с их авторами, в том числе на эскизы, не запущенные в работу. Сохраняйте все публикации в СМИ и блогах с указанием даты публикации — все это поможет защитить ваши права.
Но пока мы до суда не доходили и все решаем мирно. Компенсации мы не требуем — достаточно уничтожения контрафакта и прекращения его тиражирования. Если же дизайнер обнаружил, что компания использовала рисунок, можно попробовать договориться о компенсации. Если марка адекватная и понимает, какие репутационные угрозы несет плагиат, она, скорее всего, согласится. Компания иногда не может заплатить, но устраивать из-за этого скандал не всегда оправданно. Во-первых, о скандалах сейчас быстро забывают. Во-вторых, руководство могло и не знать, что рисунок чужой — просто схалтурил фрилансер. Так что стоит попробовать договориться мирно. Но бывают и отбитые компании, которые не видят проблемы в воровстве чужих идей — с такими стоит общаться в суде.
фотографии: обложка, 1 – St. Friday Socks, 2 – nosochki_ekb