24 октября, воскресенье
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Войти

Чужие носки: Как российские компании воруют дизайн друг у друга А также кто заказывает принты как у Vetements и что делать дизайнерам, у которых украли идею

Основатель компании по производству дизайнерских носков St. Friday Socks Сергей Тонков много времени проводит в поисковиках. С помощью поиска по картинке он выясняет, не украли ли конкуренты его идею и не пытаются ли клиенты заказать у него партию контрафакта. За два года работы ему уже предлагали сделать носки как у Balenciaga, Vetements и Gosha Rubchinskiy. Недавно хит продаж компании — носки с фразой из песни про ЗОЖ — начал подделывать магазин, с которым сотрудничала марка.

Истории о том, что какая-то компания без спроса использовала чужую идею, появляются в информационном поле каждый месяц. Недавно блогер Анатолий Капустин обнаружил футболки со своим принтом «Показалось» в сети магазинов «Твое». Сейчас он готовит досудебную претензию с требованием убрать футболки из продажи или обозначить его авторство, а также выплатить ему процент от прибыли. Предприниматель Сергей Тонков считает, что если компания адекватная, то шанс договориться есть.
По рабочей необходимости он разобрался в тонкостях взаимоотношений с дизайнерами и правообладателями и написал об этом в The Village колонку.

Сергей Тонков

основатель St. Friday Socks


Нас подделали! После эйфории, что твой труд некоторые сочли настолько популярным, чтобы выпустить контрафакт вашего товара, наступает время разобраться с тем, что можно сделать, как защищать свои авторские права и репутацию. В том числе тогда, когда вы не получали патенты на каждый свой рисунок.

Я занимаюсь брендом дизайнерских носков и аксессуаров St. Friday Socks. Мы выпускаем на собственной фабрике в Санкт-Петербурге коллекции носков в сотрудничестве с музыкантами от «Аигел» до «Мумий Тролля»,
с музейными институциями от Русского музея до Третьяковской галереи,
с брендами и марками одежды от Artem Krivda до Sorry, I’m Not,
с «Союзмультфильмом», а еще с художниками, фестивалями, блогерами
и много с кем еще. Бренд родился в декабре 2015 года, то есть нам нет
и четырех лет. И вот недавно мы столкнулись сразу с двумя случаями появления на рынке подделок.

Носки St. Friday Socks

Тонкая грань

«Это успех» — первая мысль после находки. На рынке не просто появляются десятки конкурентов, которые вдохновляются тем, что ты делаешь, но и игроки, которые просто копируют твои труды. Значит, мы на верном пути… Но это мимолетная мысль. Дальше встает главный вопрос: а как с этим бороться?

Сразу же замечу, что между нарушением авторских прав и трибьютом,
когда другая марка вдохновляется вашей работой или отдает ей дань, — тонкая грань. В США и Европе за трибьют правообладатель все равно может подать в суд. В России же с этим сложнее. Я лично не против, когда тема, впервые появившаяся на наших носках, эволюционирует в коллекциях конкурентов. Мы живем в мире огромного информационного шума. Поэтому условные носки с авокадо могут одновременно появиться у крупного масс-маркет-бренда и у крохотной локальной марки.

У нас недавно был такой случай. К 23 Февраля и 8 Марта мы решили обыграть тему бритв, пены для бритья и носков как популярных подарков. Одновременно клиентка заказала у нас носки со своим дизайном.
И хотя отделы разделены и наши удаленные дизайнеры-фрилансеры
точно не видели ее эскизы, бритвы получились практически идентичными.
Чтобы избежать конфликта, я связался с заказчицей и выкупил у нее права на эту работу, хотя тут просто мысли совпали.

Подделки от друзей

Одна из самых популярных наших моделей — носки с фразой из песни группы «Ленинград» про ЗОЖ. Перед тем как их выпустить, мы посоветовались с юристом. Он сказал, что фраза не охраноспособна, потому что мы не ассоциируем ее с песней или солистом группы, она не является названием трека или альбома и за два года с момента выхода хита успела стать расхожим выражением. Многие наши конкуренты обыгрывают тему ЗОЖ на своих носках — это популярная история, но недавно мы обнаружили в продаже два случая клонирования именно нашей модели.

По мнению юристов, идентичность была 99%-ная — тот же тип носков (спортивные), та же высота паголенка (средняя), те же две красные полоски и текст шрифтом, схожим до степени смешения. В первом случае контрафакт продавал наш партнер, сделав заказ на производство этих носков на сторонней фабрике. Мы с ним связались, он сказал, что якобы не знал о нашей модели, что было неправдой — он ее закупал. Во втором случае партнеры-магазины сообщили нам о том, что никому не известная фабрика из Каменска-Уральского предлагает приобрести копии наших носков, а также копии носков других брендов по очень низкой цене. При этом сотрудники фабрики представлялись моими знакомыми и друзьями St. Friday Socks (конечно же, это не так).

В обоих случаях качество продукции невысокое (это заметно по фотографиям) и, помимо копирования дизайна, наносит репутационный вред марке: клиент покупает их, получает негативный опыт и предъявляет претензии нам. Первый продавец был в курсе законов, и конфликт быстро разрешился — свои носки он снял с продажи и увеличил закупки у нас. Во втором случае представители фабрики не думали, что совершают что-то противозаконное. После нашего письма они убрали фотографии модели из своего интернет-магазина и обещали ее не продавать.

Как у Vetements

Кстати, выпуская носки на заказ, мы раньше часто сталкивались с тем, что люди просят нанести на них чужой рисунок. Одни не знают, что это незаконно, и думают, что если они делают партию в подарок или для благотворительного проекта, то в этом нет ничего страшного. Но мы как производитель все равно получаем прибыль с нее, а значит, нарушаем закон. Максимальная ответственность за это — конфискация оборудования, на котором произведен контрафакт.

Другие клиенты осознанно хотели продавать подделки. Раньше к нам пару раз в месяц обращались магазины молодежной одежды, которые просили сделать копии носков Nike, adidas, Balenciaga, Vetements, Gosha Rubchinskiy. По качеству наши носки от их не отличить, но цена будет совсем другой. Мы отказывались, потому что это чревато закрытием предприятия. По той же причине мы не делали носки, например, с Микки-Маусом — у Disney самый большой среди правообладателей штат юристов в стране.

Получив корпоративный заказ, мы всегда пробиваем эскиз в поисковиках, прежде чем отправлять партию на производство. Если мы видим, что у него есть другие правообладатели, просим документы, подтверждающие право использовать изображение. А еще абсолютно во всех случаях производства носков для сторонних компаний мы включаем в договор пункт о гарантиях, предусматривающий возможность потребовать с заказчика все суммы по возможным искам за нарушение авторских прав.

Подделки конкурентов

Защита дизайна

Точно так же мы пробиваем в интернете наши главные хиты, смотрим, что выпускают конкуренты, используем поиск по картинкам и ключевым словам в Google и «Яндексе». Первое, что стоит сделать, обнаружив контрафакт, — написать письмо тому, кто это делает. Но перед этим стоит изучить вопрос: что это за компания, кто владелец, где зарегистрирован, есть ли связанные юрлица, какие у них были судебные дела. Это можно сделать с помощью онлайн-баз юридических лиц. Важно заранее знать, на кого подавать в суд: продавцу в случае чего грозит штраф и изъятие партии, производителю — еще и конфискация имущества.

К составлению письма не обязательно подключать юристов, достаточно использовать грамотные формулировки. Не надо писать: «Вы своровали мой дизайн». Надо указать, что эта модель нарушает авторские права и есть перспектива иска. Если у вас есть патент на модель — прикрепите ссылку. Но, к примеру, мы не сразу получаем патенты на наши модели, потому что это долго и дорого. Регистрация промышленного образца стоит от 7 500 рублей и занимает около двух месяцев. Если в коллекции десяток моделей, придется заплатить почти 100 тысяч рублей. Для молодой компании, которая часто выпускает новинки, это довольно накладно. Мы выпускаем по 100 моделей и 20 коллекций в год и не успевали бы все быстро регистрировать.

Но в случае отсутствия патента можно использовать другие доказательства авторских прав. Мы, к примеру, тщательно собираем статьи о наших новых моделях в разных СМИ. В случае проблем нотариально заверенные скриншоты могут стать доказательством в суде. Документируйте все процессы создания ваших рисунков и подписывайте договоры с их авторами, в том числе на эскизы, не запущенные в работу. Сохраняйте все публикации в СМИ и блогах с указанием даты публикации — все это поможет защитить ваши права.

Но пока мы до суда не доходили и все решаем мирно. Компенсации мы не требуем — достаточно уничтожения контрафакта и прекращения его тиражирования. Если же дизайнер обнаружил, что компания использовала рисунок, можно попробовать договориться о компенсации. Если марка адекватная и понимает, какие репутационные угрозы несет плагиат, она, скорее всего, согласится. Компания иногда не может заплатить, но устраивать из-за этого скандал не всегда оправданно. Во-первых, о скандалах сейчас быстро забывают. Во-вторых, руководство могло и не знать, что рисунок чужой — просто схалтурил фрилансер. Так что стоит попробовать договориться мирно. Но бывают и отбитые компании, которые не видят проблемы в воровстве чужих идей — с такими стоит общаться в суде.


фотографии: обложка, 1 – St. Friday Socks, 2 – nosochki_ekb

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Наша аудитория — оптимисты»: Как взлетел бренд дизайнерских носков St. Friday Socks
«Наша аудитория — оптимисты»: Как взлетел бренд дизайнерских носков St. Friday Socks Маркетолог Сергей Тонков — о найденной на Avito фабрике, носках с надписью «Сак май дик» и коллаборации с Третьяковкой
«Наша аудитория — оптимисты»: Как взлетел бренд дизайнерских носков St. Friday Socks

«Наша аудитория — оптимисты»: Как взлетел бренд дизайнерских носков St. Friday Socks
Маркетолог Сергей Тонков — о найденной на Avito фабрике, носках с надписью «Сак май дик» и коллаборации с Третьяковкой

Как бренд Avgvst пытается отстоять свои подвески
Как бренд Avgvst пытается отстоять свои подвески И распространяется ли авторское право на украшения в форме чупа-чупса
Как бренд Avgvst пытается отстоять свои подвески

Как бренд Avgvst пытается отстоять свои подвески
И распространяется ли авторское право на украшения в форме чупа-чупса

Носки «Антон тут рядом» и St. Friday Socks по мотивам рисунков людей с аутизмом

Коллекцию выпустили в честь месяца информирования об аутизме

Носки «Антон тут рядом» и St. Friday Socks по мотивам рисунков людей с аутизмом
Коллекцию выпустили в честь месяца информирования об аутизме

Бесплатные носки «Я/Мы» от St. Friday Socks

Питерский бренд уральца Сергея Тонкова объявил распродажу по нулевой цене

Бесплатные носки «Я/Мы» от St. Friday Socks
Питерский бренд уральца Сергея Тонкова объявил распродажу по нулевой цене

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Крепкие пары Нижнего о важности компромиссов, походов к психологу и фотографиях с игрушечной акулой

Фестиваль американского кино в «Орленке», Пионерлагерь Пыльная Радуга в Alcatraz и ssshhhiiittt! в Milo Concert Hall

Акция в поддержку врачей, фестиваль «Вилка и стрелка» и создание гастрономической столицы России

Как изменился парк «Швейцария» после реконструкции

Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде

Первая полоса

Крепкие пары Нижнего о важности компромиссов, походов к психологу и фотографиях с игрушечной акулой
Спецпроект
Крепкие пары Нижнего о важности компромиссов, походов к психологу и фотографиях с игрушечной акулой
Крепкие пары Нижнего о важности компромиссов, походов к психологу и фотографиях с игрушечной акулой
Спецпроект

Крепкие пары Нижнего о важности компромиссов, походов к психологу и фотографиях с игрушечной акулой

Фестиваль американского кино в «Орленке», Пионерлагерь Пыльная Радуга в Alcatraz и ssshhhiiittt! в Milo Concert Hall

Фестиваль американского кино в «Орленке», Пионерлагерь Пыльная Радуга в Alcatraz и ssshhhiiittt! в Milo Concert Hall

Фестиваль американского кино в «Орленке», Пионерлагерь Пыльная Радуга в Alcatraz и ssshhhiiittt! в Milo Concert Hall

Фестиваль американского кино в «Орленке», Пионерлагерь Пыльная Радуга в Alcatraz и ssshhhiiittt! в Milo Concert Hall

Акция в поддержку врачей, фестиваль «Вилка и стрелка» и создание гастрономической столицы России
Акция в поддержку врачей, фестиваль «Вилка и стрелка» и создание гастрономической столицы России Как устроена «Ассоциация рестораторов» в Нижнем Новгороде
Акция в поддержку врачей, фестиваль «Вилка и стрелка» и создание гастрономической столицы России

Акция в поддержку врачей, фестиваль «Вилка и стрелка» и создание гастрономической столицы России
Как устроена «Ассоциация рестораторов» в Нижнем Новгороде

Как изменился парк «Швейцария» после реконструкции

Как изменился парк «Швейцария» после реконструкции

Как изменился парк «Швейцария» после реконструкции

Как изменился парк «Швейцария» после реконструкции

Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде
Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде
Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде

Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде

Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»
Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»
Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»

Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»

Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников
Промо
Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников
Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников
Промо

Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников

Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте
Спецпроект
Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте Ностальгия по случаю пятнадцатилетия соцсети
Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте
Спецпроект

Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте
Ностальгия по случаю пятнадцатилетия соцсети

Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO
Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO
Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO

Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO

Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников
Промо
Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников IT-кластер в центре Нижнего на триста пятьдесят рабочих мест
Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников
Промо

Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников
IT-кластер в центре Нижнего на триста пятьдесят рабочих мест

«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!»
«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!» Архитектор Станислав Горшунов — о важном и своих проектах в Нижнем
«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!»

«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!»
Архитектор Станислав Горшунов — о важном и своих проектах в Нижнем

Что изменилось в обновленном «Рекорде»
Что изменилось в обновленном «Рекорде» Новое культурное пространство на привычном месте
Что изменилось в обновленном «Рекорде»

Что изменилось в обновленном «Рекорде»
Новое культурное пространство на привычном месте

Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях
Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях
Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях

Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях

Я занимаюсь иппотерапией
Я занимаюсь иппотерапией О лечении лошадьми и работе с особенными детьми
Я занимаюсь иппотерапией

Я занимаюсь иппотерапией
О лечении лошадьми и работе с особенными детьми

Где поработать фрилансеру?
Где поработать фрилансеру? Нижегородские коворкинги с комфортными условиями
Где поработать фрилансеру?

Где поработать фрилансеру?
Нижегородские коворкинги с комфортными условиями

Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени
Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени
Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени

Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени

Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Спецпроект
Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Спецпроект

Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2

Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном
Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном
Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном

Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?И почему важно сортировать мусор

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском? И почему важно сортировать мусор

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Подпишитесь на рассылку