Калькулятор: Сколько стоит запустить свой фэшн-бренд Дизайнеры из Екатеринбурга — о реальных бюджетах, грантах и ошибках

В фэшн-бизнесе уметь шить и иметь нюх на тренды — даже не четверть успеха. Гораздо важнее находить бюджеты на развитие (и неизбежные ошибки), разбираться в рекламе, нащупать свою нишу и аудиторию. В новом промо- материале мы поговорили с владелицами двух молодых екатеринбургских брендов женской одежды — Mirsali и Pattern — у них были разные стартовые бюджеты и подходы. Бизнесвумен показали нам реальные сметы, рассказали, какие ошибки совершили при запуске и как участвовали в конкурсах.
Эти проекты выбраны для интервью не случайно. Они стали победителями конкурса, проведенного Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства (СОФПП) совместно с «Мегой». 1 мая в торговом центре появится шоурум MEGA Start-Up, в котором эти и другие финалисты конкурса будут размещаться бесплатно целый год. Мероприятие стало первым в комплексном проекте по развитию креативных индустрий в Свердловской области.
В фэшн-бизнесе уметь шить и иметь нюх на тренды — даже не четверть успеха. Гораздо важнее планировать бюджеты на развитие (и неизбежные ошибки), разбираться в рекламе, уметь находить свою нишу и аудиторию. В новом рекламном материале мы поговорили с владелицами двух молодых екатеринбургских брендов женской одежды — Mirsali и Pattern — у кого были разные стартовые бюджеты и подходы. Бизнесвумен показали нам реальные сметы, рассказали, какие ошибки совершили при запуске и как участвовали в конкурсах.
Эти проекты выбраны для интервью не случайно. Они стали победителями конкурса, проведенного Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства (СОФПП) совместно с «Мегой». 1 мая в торговом центре появится шоурум MEGA Start-Up, в котором эти и другие финалисты конкурса будут размещаться бесплатно целый год. Мероприятие стало первым в комплексном проекте по развитию креативных индустрий в Свердловской области.

Елена Петленко
основательница бренда Pattern
Разработка бизнес-плана
300 000 рублей
Разработка эскизов
30 000 рублей
Изготовление лекал
62 500 рублей (2 500 рублей за модель х 25 артикулов)
Поездка в Италию
100 000 рублей
Ткань и фурнитура
500 000 рублей
Зарплаты сотрудников
1 125 000 рублей (25 артикулов х 15 единиц, средняя себестоимость изделия — 3 000 рублей)
Разработка сайта
300 000 рублей
Брендбук
100 000 рублей
СММ
100 000 рублей в месяц
Шоурум
бесплатно
Итого:
2 617 500 рублей (100 тысяч из этого — государственная субсидия)
По образованию я юрист. Раньше я постоянно заказывала для себя индивидуальный пошив одежды. Мне нравилось самой выбирать ткань и придумывать модели одежды. Потом я поняла, что хочу превратить хобби в бизнес — так в 2016 году, когда я была в декрете, появилась наша компания.
Мы с партнером серьезно подошли к делу. Сразу заказали у специалиста бизнес-план и стратегию развития компании, запустили разработку сайта. Нашли инвестора, предоставившего нам необходимую сумму. Начали поиск подходящих тканей и подрядчиков, кто будет воплощать наши идеи. Так как у нас не было опыта работы в этой сфере, пришлось много гуглить, спрашивать у знакомых.
К выпуску первой коллекции мы готовились полгода. Пригласили в компанию двух дизайнеров и съездили в Италию, чтобы закупить ткань. Выбрали импорт из этой страны, так как она славится текстильным производством, а еще я очень люблю ее — для меня было огромным удовольствием летать туда, ходить по магазинам, выбирать ткань. Но мы не вывозили ткани сами, а обратились к текстильным агентам, которые находят необходимые объемы ткани на складах в Италии, помогают с оформлением документов и отправкой партии.
Первая коллекция Pattern была сделана в стиле спорт-шик. Мы долго искали свою концепцию и целевую аудиторию — играли с кроем, использовали нетривиальные конструкции, сложные цвета. Я всегда ношу нашу одежду сама, считываю свои эмоции и ощущения. Обязательно спрашиваем мнение наших клиентов, учитываем их отзывы при создании новый коллекций. К современной концепции пришли недавно. Сейчас у нас четкая ДНК — мы создаем одежду для успешных и деловых женщин, соблюдая баланс современных тенденций и лаконичной классики.

Ты должен быть не швеей и не дизайнером, а именно бизнесменом
За эти годы я поняла: чтобы твой проект процветал, ты должен быть именно бизнесменом. Не дизайнером, не швеей, именно бизнесменом. Должен разбираться в цифрах, понимать, ради чего ты этим занимаешься, какие расходы и препятствия тебя ждут. Я занялась своим брендом ради удовольствия и погрузилась в цифры только через несколько лет существования собственного дела — до этого функции финансиста выполнял мой партнер. И это оказалось очень сложным.

Кроме того, есть аспекты, которые ты узнаешь, только когда начнешь заниматься этим бизнесом. Для меня, например, стало сюрпризом, что нужна обязательная сертификация одежды. Сейчас, перед открытием шоурума, мы столкнулись с тем, что невозможно арендовать в Екатеринбурге манекены, а арендовать кассу на короткий срок довольно накладно.
Сейчас вещи мы продаем только онлайн. У нас есть экспериментальный цех, где наша сотрудница отшивает образцы коллекций. Массовое производство Pattern отдает на аутсорс. В бизнес-плане нашей компании обозначили срок окупаемости в два года. Прошло пять лет после запуска, но мы еще далеки от этой цифры. Были погрешности в самом бизнес-плане — изначально у нас был раздут штат, на закладывалась инфляция. Затем случились независящие от нас обстоятельства — упал рубль, подскочил евро. В итоге мы вышли в точку безубыточности только в прошлом году.
Мы должны были окупиться за два года. Прошло пять лет, а мы все еще далеки от этого
За пять лет мы успели попробовать разные способы продвижения. Однажды даже организовали мероприятие — презентацию новой коллекции с показом и фуршетом. Потратили много сил и около 150 тысяч рублей, но роста продаж так и не произошло. Сейчас мы выяснили, что для нас лучше всего работает реклама в соцсетях. Каждый месяц мы тратим 100 000 рублей на продвижение. В эту сумму входят фотосессии, услуги трех специалистов — маркетолога, таргетолога и смм-щика — а также бюджеты на таргетированную рекламу.
Также я считаю, что начинающему предпринимателю обязательно нужно участвовать в различных конкурсах и выставках. Такое сотрудничество помогает продвижению как вашего проекта, так и личного бренда. Полтора года назад мы выиграли в государственном конкурсе и получили субсидию в сто тысяч рублей на развитие бренда. А этой весной победили в MEGA Start-Up и теперь получим шоурум в торговом центре бесплатно.
До этого мы задумывались об открытии офлайн-точки продаж, но пока были не готовы. От шоурума в «Меге» мы ждем увеличения объема продаж и расширения целевой аудитории. В этом торговом центре огромный трафик, о Pattern смогут узнать много людей. Скорее всего, после года продаж в шоуруме мы откроем собственный.


Ольга Карманова и Юлия Паршукова
соосновательницы бренда Mirsali
Изготовление лекал
4 000 рублей
Ткань и фурнитура
300 000 рублей
Отшив образцов
5 000 рублей (собственное производство)
Брендинг
12 000 рублей
Продвижение
25 000 рублей (фотосессия и реклама в журнале)
Бухгалтер
20 000 рублей
Открытие шоурума
бесплатно
Итого:
391 000 рублей
Так получилось, что свою марку мы запустили спонтанно и быстро. Мы уже давно держим швейное производство — но раньше шили лишь для других брендов, хоть и размышляли о своем проекте. В марте 2021-го нас позвали принять участие в маркете локальных производителей, которую проводили «Мега» и Администрация Екатеринбурга. Мы сами придумали концепцию, и наш конструктор разработал коллекцию за три смены. Даже ткань не покупали, использовали остатки, которые были на производстве. Оперативно запустили инстаграм, придумали название. В итоге на маркете мы получили много позитивных отзывов.
Важно шить вещи, которые стал бы носить сам
Там нас заметили и практически сразу же пригласили участвовать в конкурсe MEGA Start-Up — гораздо более крупном проекте, реализуемом в рамках федеральной программы. Специально для конкурса мы сшили интересную коллекцию, куда входили костюмы-трансформеры, жилеты и другие вещи. И жюри ее оценили: мы получили возможность выставляться в шоуруме, о нас узнали больше людей.
У Mirsali сразу несколько преимуществ. Во-первых, мы используем качественную ткань — премиальный хлопок, который даже мнется красиво и приятен телу. Во-вторых, мы шьем вещи-трансформеры, которые можно использовать в разных образах. Худи и свитшоты можно носить как передней, так задней стороной, с рукавом или без. И наконец, у нас большая размерная сетка — от 42 до 56. Мы проектируем модели так, что на любой фигуре наша одежда смотрится красиво.
Нам кажется, что в фэшн-бизнесе важно шить вещи, которые стал бы носить сам. Тогда ты будешь понимать, кто твоя целевая аудитория, чем она живет. Главное — быть влюбленным в свой бренд, верить в свою работу.

Для нас самым сложным было разобраться в рекламе и смм
Если ты горишь своим делом, то доберешь необходимые навыки и знания. Мы не считаем, что владельцу марки одежды надо самому уметь шить — но обязательно нужно разобраться во всех этапах производства и уметь оценить качество. К тому же, очень важно делегировать. У нас одна полностью контролирует производство, а вторая — продажи и рекламу. Финансами и налоговой отчетностью занимается бухгалтер на аутсорсе.
Пожалуй, для нас самым сложным оказалось разобраться в рекламе и визуальном представлении своего товара онлайн. Нам было непонятно, чем хорошие снимки отличаются от плохих, как писать тексты, как продвигать аккаунт. Продать свой товар на маркете лицом к лицу с покупателем — это одно. А выделиться среди других инстаграмов и завоевать доверие через экран гораздо сложнее.

О получении господдержки для малого бизнеса мы до этого не думали. Но сейчас, выиграв в конкурсе и изучив, насколько много в этой сфере возможностей, будем следить за новостями о программах и возможно, в будущем подадим заявку на какую-то из них. Мы собираемся использовать все возможности для развития.
Сейчас мы готовимся к открытию шоурума в «Меге». Многие наши вещи уже раскупили на маркете и после него, поэтому мы срочно разрабатываем новую коллекцию. Мы составили бизнес-план, нашли инвестора, который предоставил 300 000 рублей на материалы. Планируем выйти в точку безубыточности за три месяца.
В ближайших планах — развивать онлайн-продажи, сотрудничать с блогерами. После закрытия Mega Start-Up планируем открыть уже собственную точку продаж, возможно, в этом же торговом центре. Мы кайфуем от работы, когда видим людей в созданной нами одежде, и их реакцию. Когда ты продаешь через интернет, просто отправляешь доставку. А в шоуруме видишь реакцию людей, можешь пообщаться с ними, получить обратную связь. Мы очень благодарны организаторам конкурса за такую возможность.
Mega Start-Up
1 мая в «Меге» откроется шоурум, где уральские дизайнеры будут продавать свои работы без затрат на аренду. Бренды были выбраны через конкурс. Организаторы инициативы — Свердловский фонд поддержки предпринимательства (СОФПП), Министерство инвестиций и развития Свердловской области и «Мега Екатеринбург».
Проект стал первой ступенью в комплексной программе развития креативных индустрий в Свердловской области. Это часть масштабного федерального проекта Rurban Creative Lab от «Агентства стратегических инициатив», в рамках которого в России создадут креативные кластеры.








