• 18+
  • Спецпроект
  • 3 июня 2021

«Обидно, когда высшая степень похвалы — это „О, будто не в Екатеринбурге!“» Григорий Заславский — о локальности, вытесняющей провинциальность

«Обидно, когда высшая степень похвалы — это „О, будто не в Екатеринбурге!“»

Архитектурная мастерская RIM.VIII, как признает ее основатель Григорий Заславский, больше напоминает пиратский корабль, артель золотодобытчиков или клуб дизайнеров-интровертов, чем группу офисных проектировщиков. Можно не знать ни ее названия, ни имени главного архитектора, однако не ощутить размаха и плодовитости команды в Екатеринбурге невозможно — за последние полтора десятилетия здесь реализованы несколько сотен проектов мастерской: рестораны, торговые и фитнес-центры, общественные пространства.

Новые рестораны, о которых рассказывает The Village Екатеринбург, тоже зачастую сделаны командой «Рима». «Гастроли» и «Гады», «Хмели-Сунели» и Double Bar, «Ле Бург» и «Шоко», «Огонек» и On Bar, «Бюро находок», «Итальянцы», Norra Rok, «ЧаЩа», James, Carrot People, «Своя компания» — проекты студии Заславского, как, например, и фитнес-клуб «Реформа» в Ельцин Центре, и оружейный магазин «Баллистика» напротив, и магазин кроссовок Mad Shop на Радищева.

В новом спецпроекте мы поговорили с Григорием о сценариях потребления, локальной идентичности, вытесняющей провинциальность, о маленьких городах и большой архитектурной мечте, а еще о ценности команды — RIM.VIII ищет архитекторов-единомышленников и продюсера. Чтобы рассказать о себе, напишите письмо на почту RIM.VIII.STUDIO@gmail.com.

Архитектурная мастерская RIM.VIII, как признает ее основатель, Григорий Заславский, больше напоминает пиратский корабль, артель золотодобытчиков или клуб дизайнеров-интровертов, чем группу офисных проектировщиков. Можно не знать ни ее названия, ни имени главного архитектора, однако не ощутить размаха и плодовитости команды в Екатеринбурге невозможно — за последние полтора десятилетия здесь реализованы несколько сотен проектов мастерской: рестораны, торговые и фитнес-центры, общественные пространства.

Новые рестораны, о которых рассказывает The Village Екатеринбург, тоже зачастую сделаны командой «Рима». «Гастроли» и «Гады», «Хмели-Сунели» и Double Bar, «Ле Бург» и «Шоко», «Огонек» и On Bar, «Бюро находок», «Итальянцы», Norra Rok, «ЧаЩа», James, Carrot People, «Своя компания» — проекты студии Заславского, как, например, и фитнес-клуб «Реформа» в Ельцин Центре, и оружейный магазин «Баллистика» напротив, и магазин кроссовок Mad Shop на Радищева.

В новом спецпроекте мы поговорили с Григорием о сценариях потребления, локальной идентичности, вытесняющей провинциальность, о маленьких городах и большой архитектурной мечте, а еще о ценности команды — RIM.VIII ищет архитекторов-единомышленников и продюсера. Чтобы рассказать о себе, напишите письмо на почту RIM.VIII.STUDIO@gmail.com.

Григорий Заславский

Архитектор, основатель мастерской

— Часто дизайн-студии стремятся сделать крутой и современный интерьер, хотя временами это не решает задачи клиента. Условные «Гастроли» действительно должны быть самым новым, самым модным пространством. Но вот в Уфе у мастерской есть проект, очень большой грузинский ресторан. Глобально он не отличается от «Хмели-Сунели», который мы сделали девять лет назад («Хмели-Сунели» — грузинский ресторан в Городке Чекистов, — Прим. ред.). Ресторан запущен, собираются очереди, собственник говорит: «Какой рабочий проект!» А ведь нам пришлось побороть желание сделать модное грузинское место, которое не о старом Тбилиси и его антураже. И это важный момент: перебарываешь себя, делаешь еще один «Хмели-Сунели», люди возвращаются, собственник зарабатывает деньги, все довольны.

Нужно четко понимать, кто, когда и зачем будет потреблять то, над чем ты работаешь. Есть сообщество, для которого грузинский ресторан должен быть размером в лучшем случае с «Сойку» (бистро Валентина Кузякина по соседству с рестораном «Гастроли», — Прим. ред.) и выглядеть, как будто находится в Лондоне, но при этом предлагать грузинскую кухню, что удивит и заинтригует гостя. Но когда строишь большой ресторан, рассчитываешь не на эти несколько тысяч горожан, а на более широкую и разношерстную аудиторию.

Делая нечто безумное для себя, архитектор словно самовыражается, не заботясь ни о заказчике, ни о его госте. Наша задача — в первую очередь делать так, чтобы гостям в пространстве было хорошо. Мир ломается, его надо чинить, а не доламывать.

О сценариях потребления

— Такой подход не подразумевает, что следует полностью потакать клиентам. Делая новый интерьер в кафе на Уралмаше, мы не пытаемся сделать его самым модным. Однако предлагаем пойти чуть дальше, сделать чуть больше: расширить оконные проемы, разместить много зелени. При этом держим в голове задачу, что обязаны внести изменения, не оттолкнув гостя. Его легко напугать излишне дорогим интерьером. Многим не придет в голову зайти в такое заведение.

Часто люди не замечают того, что ниже или выше их сценария. В джинсах и в спортивной кофте я зачастую пройду мимо ресторана, в котором скатерти и стекло на столе — не потому, что там дорого, а потому, что я не соответствую данному сценарию. И если архитектор создает нечто по определению не соответствующее сценариям потребления тех людей, которые должны это потреблять, он сразу не пустит их туда ментально. Поэтому важно показывать что-то новое и давать чуть больше, но не делать слишком пафосно, визуально дорого, недоступно.

У каждого заведения, работающего достаточно долго, есть постоянные клиенты. Это люди, которым все нравится. И вот заказчик решает обновить ресторан, но боится испугать постоянных клиентов. Это опасный путь: как правило, к нам обращаются, когда есть некоторая проблема. И вероятно, клиентов либо мало, либо они редко приходят, либо мало приносят. Например, ресторану 20 лет, а людям, которые туда ходили все эти годы, уже 50. Эти ребята уже не могут выпивать, как раньше, а их друзья переехали в другие города или живут на даче. Значит, изменения необходимы, хоть постоянные клиенты почти наверняка будут недовольны.

Я сам являюсь постоянным клиентом некоторых заведений, у которых есть потребность поменяться. Каждый раз прихожу и думаю, сколько мне еще осталось? Заведение рано или поздно изменится, и это объективно.

Нужно четко понимать, кто, когда и зачем будет потреблять то, над чем ты работаешь

О соавторстве

— Я пытаюсь избегать формулировки «любимый проект». Если в той или иной степени не любишь свой проект, лучше им не заниматься. Мы работаем и с огромным торговым центром, и с крупной металлургической компанией, решаем задачи на две, три, пять тысяч квадратных метров. А еще помогаем, дорисовываем, подсказываем молодым ребятам, которые пытаются создать нечто свое, удивить город и у которых по большей части нет на нас денег.

Часто мы не главные, а только помогаем создать и оформить визуальный образ, иногда просто утвердиться во мнении. В первую очередь рядом с заказчиком мы соавторы. Не навязываем собственное видение, а стараемся найти картинку, которая есть у клиента в голове. Важно, как он видит своих потребителей, чтобы помочь ему подобрать правильные решения, дорогу к их сердцу.

Когда работаем над проектом, стараемся абстрагироваться от себя как от потребителей. У каждого из нас хоть и широкие сценарии потребления — ресторан, бар, фитнес-центр — но все равно ограниченные. Во время работы над проектом с клиентским потоком очень важно представить интерес конечного потребителя, даже если им не являешься.

Бывают и пространства, которые мне визуально вообще не близки. У мастерской есть клиент, который придумывает сам абсолютно все — я так не смог бы. При этом он отлично знает своего гостя, его музыкальные предпочтения. Почему я должен с ним спорить? Этот проект, может, эстетически мне не близок, но если находится достаточное количество людей, которые готовы это потреблять и которым это нравится, значит, мы отлично сделали свою работу.

Конечно, существует ретроспективная архитектура, которая считается практически зашкваром. И когда клиент приходит с подобным запросом, у нас есть выбор: сказать «мы такое вообще не рисуем», бросить, отдать кому-то или помочь ему сделать настолько хорошо, насколько это возможно с его видением. Мы ведь смотрим на мир с позиции клиента, а не самовыражаемся. Тем самым мы чиним мир.

Я сам являюсь постоянным клиентом
заведений, у которых есть потребность поменяться. Каждый раз прихожу и думаю, сколько мне еще осталось?

О влиянии на городскую среду

— Если пафосно, у RIM.VIII мировая география: проекты от Казахстана до Франкфурта и Берлина. Хотя то, что мы делали в Германии, скорее случайность, чем система. Самый дальний проект у нас был в Якутске. Нет, не то чтобы мы широко известная в Якутии студия — просто наши клиенты решили там открыть проект, и мы его сделали.

Мастерская выполнила несколько проектов в Сочи, где поработала уже вся Россия. Рестораны в «Скай парке» (парк приключений с подвесным пешеходным мостом и банджи-джампингом в горах Сочи, — Прим. ред.) — наши. Есть несколько заведений в «Роза Хуторе» и центре города. Есть проект во Владивостоке, связанный с Ильей Лагутенко. Но по большей части я профессиональный екатеринбуржец. Сложно посчитать все проекты, выполненные здесь,— от крошечных юнитов «Баскин Роббинса» (островков, — Прим. ред.) до торговых и фитнес-центров, но их ощутимо больше 300.

Это дает мне и архитекторам мастерской большую возможность: мы создаем реальность, в которой живет Екатеринбург, где каждые три месяца что-нибудь открывается. Мы повлияли на жизнь городского потребителя сильнее, чем многие архитекторы. Сколько людей ходят в «Свою компанию»? Огромное количество. Мы делали интерьер этой сети. Это фактически меняет город и его сознание.

Мы все хотим пожить в условном Берлине. Считается, что он классный. На самом же деле Берлин с точки зрения городской архитектуры не так уж прекрасен и ушел не сильно далеко от Екатеринбурга. Однако ментально там находишься в совершенно другом пространстве — и да, Екатеринбургу в этом смысле до него далеко. Людям скорее захочется пожить в мысленном Берлине, чем в мысленном Екатеринбурге.

Недавно я понял, что у нас есть особый комплимент для интерьера — неважно, приходишь ли ты к другу в квартиру со свежим ремонтом, или в фитнес-центр, или в новый ресторан: «Ооо! Как не в Екатеринбурге!» То есть «как не в Екатеринбурге» — это одна из высших степеней похвалы пространства. А это так-то обидно! Фактически наша работа позволяет не за полгода, дольше, но сделать Екатеринбург ментально чуть ближе к условному Берлину.

Когда клиент приходит с подобным запросом, у нас есть выбор: сказать «мы такое вообще не рисуем» или помочь ему сделать хорошо

О провинциальности и локальности

— По этой причине, например, я люблю ресторан Le grand café (французский ресторан в «Покровском пассаже» с эклектичным интерьером, — Прим. ред.). Люблю не за дизайн и не как дизайнер, а за ощущение: он выглядит не как Екатеринбург, не как любой другой город, это абсолютно сюрреалистичное пространство. Такой же сюрреализм — Plov project, просто с разным бюджетом, и во втором случае этот сюрреализм тактильно понятен. Барную стойку в Le grand café сделали мастера, которые создают гондолы в Венеции. Шефа привезли из Лиона. На стене винтажные броши. В нем будто отправляешься в какой-то литературный Париж, который в реальности и не существовал — только у его автора в голове. На мой взгляд, это немного театр, театр ощущения.

Такие неконвенциональные интерьеры вдалеке от столиц могут называться «провинциальными» с негативным окрасом, чуть ли не «деревенщина». А есть другое слово — «локальные». И сразу становится классно. Когда путешествуешь по Европе, ведь не считаешь Лион провинциальным? Хотя для тех, кто живет в Париже, Лион ничем не отличается от Екатеринбурга для москвичей. Но вот в Лионе своя локальная культура, своя локальная кухня и даже вино немного другое. Путешествуешь по городам Франции, и в каждом есть свой сыр. И у нас, в Екатеринбурге, в этом смысле есть свои места, продукты и бренды.

Made in Ural такой. Шефы уральской кухни, которые объединились в AUC. Вкусно или невкусно, неважно: круто, что ребята уже создают и оформляют некое поле уральской кухни, свой российский Лион. Для кого-то это, может быть, и провинциально. Но надо сделать так, чтобы провинциальность Екатеринбурга стала мощным локальным продуктом.

 «Как не в Екатеринбурге!» — это одна из высших степеней похвалы пространства. А это так-то обидно!

Об артели и задачах

В «Риме» нас чуть больше 10: архитекторы, дизайнеры, есть люди, которых я мыслю в голове капитанами, сопровождающими ведущую группу. Это больше похоже не на студию, а на артель. Исторически в артели добывали золото, посвящали этому всю жизнь, но оставались достаточно свободными. Мы и сейчас ищем в команду людей, которые ценят внутреннюю свободу.

Мне в этом смысле всегда очень нравились пираты с их крайней степенью демократии. Пираты выбирали себе капитана голосованием, а затем набирали команду. Получалось государство, где у каждого избирателя есть оружие и право его применить, — вот, где высокая ответственность за свои действия, в том числе и у капитана.

С точки зрения сегментов рынка мы делаем все, где есть клиентский бизнес, клиентское пространство, клиентский поток. Это может быть ритейл, для которого это важно: например Mad Shop, наш постоянный клиент. Он продает кроссовки, но не просто обувь, а стильный образ, лайфстайл. Важно, в каком пространстве эти кроссовки покупают.

Другой магазин продает охотничье оружие, и это абсолютно разные задачи. В «Баллистике» есть одни люди, которые приходят покупать винтовку за 2 миллиона, а есть другие, живущие в деревне, и для которых ружье — это как для меня кроссовки, повседневная вещь: чтобы волк овец не таскал или чтобы уточку себе на ужин добыть. И важно создать пространство, где два этих покупателя пересекаются. Они очень разные, при этом обоим должно быть комфортно. Одних нужно не напугать, вторых приласкать. Главное, о чем мы помним, что зачастую интерьер является вторым триггером для посещения места, а иногда и первым.

Надо сделать так, чтобы провинциальность Екатеринбурга звучала мощным локальным продуктом

О чужих проектах

Так сложилось, что основные достижения городского дизайнера мы сейчас видим в ресторанах. Конечно, мы более провинциальны, чем Москва, но то, что у нас делают Кузякин («Сойка»), Борисихины (создатели ресторана Cibo, — Прим. ред.), Шлаен (ресторанная группа Center Franchising), особенно последние его проекты, Sekta — это очень высокий уровень. «Секта» — это же просто от зависти можно сдохнуть любому дизайнеру. Настолько классно у них получилось!

Чаще всего я как потребитель провожу время в «Сойке». Там моя компания, мои друзья: не я сделал это пространство, но оно прекрасно. Есть еще офис «Золотого яблока», у создателя которого потрясающее чувство вкуса, мне оно созвучно. «Золотое яблоко» для меня — это та екатеринбургская провинциальность, которой можно гордиться. Горжусь, что они нам иногда доверяют работу.

Зачастую интерьер является вторым триггером для посещения места, а иногда и первым

О будущем

— Сомневаюсь, что через 10 лет я буду продолжать делать модные бары. Модные бары в 50? Боюсь, что буду уже не таким понятливым.

При этом я знаю, что хочу делать в 50. Я хочу делать университет. УрГУ, Архитектурная академия, даже УПИ — все выглядят так, как и были построены 70 лет назад. А ведь жизнь и пространства поменялись. И если у нас получается менять пространство, в котором существуют люди, то это тоже наша работа. Во всем мире университеты — одни из самых классных общественных мест. Приятно приходить в эту библиотеку, в этот кампус, кафетерий. Скоро и нашим университетам придется меняться. Уже технически пора: здания ломаются. Настало время перестать красить стены в зеленый, а позвать нас! 🙂

Университеты — идеальный образ того, что мы хотим делать через 10 лет. Безусловно, есть конгресс-холлы, аэропорты, театры, большие гостиницы. А вот делать «Шалом Шанхай» не очень органично, потому что через 10 лет туда начнут ходить мои дочери, а я и сейчас-то там выгляжу старым.

Если серьезно, общественный дизайн, по моим ощущениям, появился тогда, когда мы начали работать — в 2008 году. Есть поколение дизайнеров чуть старше: с них начинался дизайн, но очень локальный, на 90 % частный: это были квартиры, дома и так далее. Архитекторы моего поколения сделали его массовым, вынесли в рестораны и магазины, перестали делать чистенький евроремонт. Логично, что спустя время он дойдет и до университетов.

Я знаю, что хочу делать в 50. Я хочу делать университет

RIM.VIII / Архитектурная мастерская

Григорий Заславский

«Мастерская „RIM.VIII“ начала независимую работу в 2008. Почему Рим? Мне очень нравится этот город, а еще у него положительный ассоциативный ряд — в плане стройки, архитектуры, дизайна. Слово „Рим“ само по себе очень графично и сразу становится логотипом.

В те годы у „Смысловых галлюцинаций“ вышел альбом „Лед-9“, и по ряду ассоциаций родился „RIM.VIII“. Позже мы поняли, что слово RIM в переводе с английского само по себе архитектурное — обрамление, контур, рамка. Когда мы начнем наконец-то проектировать в Лондоне, будет уместно».

«Риму» нужны свежие головы. Команда ищет архитекторов-единомышленников и продюсера. Чтобы рассказать о себе, напишите на почту.

Материал подготовлен
при поддержке

Share
скопировать ссылку

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?