Будним осенним вечером конференц-зал небольшого офисного центра в Пало-Альто был забит до отказа. На встречу Network After Work, организованную Американской бизнес-ассоциацией русскоговорящих профессионалов (AmBar) пришли несколько десятков человек. Главными гостями вечера были предприниматели из России, приехавшие посмотреть Кремниевую долину, — от пропрезидентского Агентства стратегических инициатив.

По рассказам участников, встреча вышла занимательная. Гости из Москвы, которые в основном оказались девелоперами, решили рассказать о господдержке стартаперов в России. Разговор строился примерно так: «Так зачем вы приехали? Хотите в нас инвестировать?» — «Да нет, лучше вы инвестируйте в нас, и вообще возвращайтесь». Зрители, некоторые из которых заработали в Долине миллионы, долго смеялись и аплодировали.

 

 

Предприниматели

Несмотря на то что многие экс-россияне из окрестностей Сан-Франциско не потеряли связи с родиной и не разучились говорить по-русски без акцента, восприятие бизнеса у них совсем иное, нежели у жителей РФ. На это, в частности, влияет и само место, где они теперь живут.

Хотя местных предпринимателей государство практически не поддерживает, концентрация миллионеров и миллиардеров здесь выше, чем в любой точке США. Но на шоссе 101, соединяющем Долину с мегаполисом, не увидишь ни «майбахов», ни «кайенов». «Если купишь такую машину, все подумают, что ты лох, — объясняет местный русский. — Поэтому многие берут Tesla». Типичный дресс-код — джинсы, кроссовки и худи, которое в особо важных случаях меняется на пиджак и рубашку. Галстуки здесь носят в основном охранники офисных центров и приезжие бизнесмены.

В Долине 15 000 миллионеров, рассказывает предприниматель Алекс Теслер, поэтому они особо не выделяются. Теслер приехал сюда из Москвы в 1992 году, сменив работу в НИИ радио и телевидения на место сотрудника технологической компании. За семь лет дорос до директора подразделения, потом основал с партнёрами интернет-стартап, который через два года продали за $150 млн. Очень вовремя: вскоре грянул кризис доткомов, руководство собрало коллектив, включая оставшегося Теслера, и сказало, что все уволены.

«Так я впервые остался без работы», — вспоминает Теслер. Несмотря на то что денег на жизнь ему бы хватило, настроение у него было подавленное. К счастью, всего через неделю в его доме раздался телефонный звонок: пригласили работать консультантом в новый проект. Сейчас у Теслера небольшая фирма IP Cores в Пало-Альто, которая занимается разработкой виртуальных чипов. В штате — 10 человек. Имена заказчиков он называть не хочет: в основном это крупные компании, нуждающиеся в разработках в области шифрования.

В Сан-Франциско есть невероятное количество возможностей для развития бизнеса. Также здесь много инвесторов особого типа

 

Серийное стартаперство здесь в порядке вещей. К примеру, Алексей Федосеев начал трудиться над проектом 4Home в 2006 году. Через четыре года его технологию, позволяющую управлять домашней техникой с помощью смартфона, купила Motorola. Федосеев проработал директором подразделения в этой компании чуть меньше двух лет, а потом создал новый стартап — 1WorldOnline. Эта компания проводит опросы среди пользователей соцсетей, превращая результаты в наглядную и полезную инфографику. Вовлекая людей в игру, она узнаёт их мнения по поводу актуальных событий, гаджетов и прочего. Компании могут ставить на свои сайты её плагин, в планах — опросы по заказам корпораций.

Федосеев снимает помещение в небольшом офисном центре городка Сан-Хосе. Оставлять проект в ближайшем будущем он не собирается. В начале 2013 года  его компания привлекла миллион долларов от посевного фонда, а в сентябре он вместе с коллегами стоял на «аллее стартапов» конференции Disrupt в Сан-Франциско, чтобы найти новых инвесторов и рассказать о своей идее.

 

Инвесторы

Неподалёку от стойки Федосеева на Disrupt располагался павильон «Сколково», большую часть которого занимал интернет-проект по подбору недвижимости Choister. После окончания конференции российские предприниматели провели стартап-баттл с украинскими коллегами в одном из коворкингов Сан-Франциско, неподалеку от офиса Twitter.

Там, рядом с новыми моделями дронов, появился импровизированный боксёрский ринг. Стартаперы из Москвы «сражались» с резидентами киевского инкубатора HappyFarm, произнося короткие питчи. Выступление каждого участника поединка оценивало жюри из местных инвесторов. Основной звездой вечера был основатель инкубатора 500 Startups Дейв МакКлюр. Следуя калифорнийской моде, он пришёл на мероприятие в шлёпанцах и шортах до колен. Во время питчей «суперангел» часто отвлекался на свой айфон, правда, когда один из двух десятков участников попросил оценить свой проект, тот без труда вспомнил его и назвал основные слабые места.

После окончания битвы МакКлюр признался мне, что считает такие мероприятия скорее бесполезными для бизнеса, но зато на них можно немного развлечься. Вероятно, это далось ему нелегко, потому как за известным инвестором всюду следовали стартаперы, желающие познакомиться, сфотографироваться или произнести питч.

Устроитель битвы, Игорь Шойфот, подбирает интересные проекты для инвестфонда TMT Investments и управляет HappyFarm. Шойфот считает возможность пообщаться с крутыми инвесторами одним из достоинств Сан-Франциско и Долины.

 

  

  

 

Он переехал сюда из Нью-Йорка пять с половиной лет назад, когда ещё был сооснователем проекта Fotki.com, некогда входившего в число 500 крупнейших сайтов интернета.

Одним из условий получения инвестиций на $8 млн стал переезд в Долину. «Честно говоря, я сильно сопротивлялся: в Нью-Йорке у меня была семья, преподавание в престижном NYU.edu, друзья, любимый город, ощущение, что я живу в столице мира, — вспоминает Шойфот. — Я и понятия не имел, что с точки зрения интернет-бизнеса Нью-Йорк — это такой Новосибирск или, скажем, Екатеринбург. Клёвое место, но никак не столица».

По его словам, в Сан-Франциско невероятное количество возможностей для развития бизнеса. Здесь много специалистов с хорошим образованием, есть штаб-квартиры всех крупных корпораций, которые могут стать партнёрами или покупателями. Также много инвесторов особого типа.

«Это по-настоящему толковые люди из индустрии, с пониманием и опытом, со связями, с доступом к другим инвесторам и к покупателям компании, и с массой других преимуществ», — говорит Шойфот. Они разительно отличаются от российских коллег, которые в большинстве своём — люди не из стартапов, а из больших компаний, и в основном инвестируют государственные деньги. Им сложнее помогать с поиском инвестиций, каналами сбыта и продажей компании.

«Но с другой стороны, в России есть много интересных стартапов, и я зачастую бываю огорошен той оценкой, которой они ожидают, и тем количеством денег, которые они хотят поднять, — рассуждает инвестор. — Огромное количество совершенно ранних, неоперившихся предприниматаелей сразу ищут венчурный раунд. Что забавно, некоторым удаётся его получить!»

 

Стартаперы

Молодые российские предприниматели в Калифорнии живут по-другому. Иван Цыбаев переехал в Долину около года назад. Сейчас он с командой развивает «скучное» мобильное приложение Trucker Path для американских дальнобойщиков, у которого уже более 40 000 загрузок: оно одно из самых популярных в своей категории. Кроме того, он работает вице-президентом по пиару AmBar (по его словам, это крупнейшая в мире ассоциация русскоговорящих профессионалов, базирующаяся в Пало-Альто) и ведёт сайт о жизни Долины SiliconNews.ru.

Цыбаев подал заявку на участие в одном из самых известных инкубаторов мира — YCombinator. «Мы встречались и общались с несколькими дружественными VC и выпускниками YCombinator, все сказали, что у нас хорошие шансы, — бодрится Цыбаев. — Однако сами мы понимаем, что попасть будет сложно. Стэнфордов мы не оканчивали, на высоких постах в Google не работали».

По его словам, после жизни в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе перебираться в Сан-Франциско было несложно: «Взял в аренду грузовик у U-Haul («сам вези»), прицепил к нему авто, погрузил вещи, жену, кота и покатил». Что действительно шокировало Цыбаева, так это цены на недвижимость: за $1 500 найти хороший вариант в Долине можно с большим трудом.

По наблюдениям Шойфота, выходцы из бывшего СССР наиболее успешные люди
из всех иммигрантов
во всей округе

 

Правда, под хорошим вариантом здесь понимают квартиру-студию в современном кондоминиуме с качалкой и бассейном. Еда и автосервис тоже недёшевы. Зато за $5 000 можно купить неплохой «стартап-мобиль». По словам Цыбаева, жизнь в городе ещё дороже. «Да и в Долине мне больше нравится: в СФ очень холодно, дорого, бомжи повсюду орут по ночам».

При этом ездить в город всё равно придётся: там проходят основные конференции, на которых можно привлечь внимание инвесторов. Это довольно непросто. Писать им сообщения в соцсети не имеет смысла — лучше сначала познакомиться лично на мероприятии, а потом прислать письмо с напоминанием о своём проекте.

«Нужно активно искать себя, не бояться ошибок, помнить, что главное для стартапа — это рост, быть на слуху и на виду, строить сильную команду, быть гибким, помнить, что всё строится на личных отношениях и что это серьёзный труд — строить такие отношения», — советует инвестор Шойфот приезжающим в Долину стартаперам.

По его наблюдениям, выходцы из бывшего СССР — наиболее успешные люди из всех иммигрантов во всей округе. Шойфот считает, что новое поколение перебравшихся сюда стартаперов смешается с прежним и получится гремучая смесь: «Уверен, лет через десять русские будут элитой Долины».

 

 

Иллюстрация на обложке и инфографика: Наталья Осипова