Я работаю в кинотеатре «Орленок» Сотрудники «Орленка» — о своей работе в легендарном кинотеатре

Я работаю в кинотеатре «Орленок»

«Орленок» — культовое место для нескольких поколений нижегородцев. The Village познакомился с его сотрудниками, которые работают здесь десятилетиями, а многие трудятся почти с момента его открытия.

Текст

Юлия Рудометова

Фотографии

Илья большаков

Кинотеатр «Орленок»

адрес: ул. Большая Покровская, 39 а

Год постройки: 1912

Архитектор: Федор Осипович Шехтель


Историческая справка

В 1896 году в Нижнем Новгороде наряду с Москвой и Петербургом прошли первые в России киносеансы. Посетители Всероссийской ярмарки стали свидетелями появления невиданного аттракциона — синематографа и смогли увидеть первые французские картины братьев Люмьер.

Новое искусство развивалось стремительно, и уже в начале века в Нижнем Новгороде стали появляться кинотеатры, один из них был легендарный «Палас».

Из архивной справки: «30 мая 1912 года домовладелец Степан Яковлевич Фролов подал прошение в строительное отделение Нижегородского губернского правления о строительстве 2—3-этажной постройки к своему дому на углу Большой Покровской улицы и Мышкина переулка для расширения помещения находящегося там Общественного собрания. 15 ноября 1913 года приемная комиссия произвела осмотр устраиваемого в доме Фролова по Б. Покровской улице паевым товариществом под названием “Палас-театр” электротеатра».

На протяжении десятилетий «Палас» оставался любимейшим городским кинотеатром. В 1980 году он обрел новую жизнь — в отремонтированном и реконструированном помещении открылся детский кинотеатр «Орленок». Уже через несколько лет, в 1984 году, он стал серебряным призером ВДНХ. Кинотеатр неоднократно становился победителем конкурсов детских специализированных кинотеатров, был удостоен дипломов Госкино СССР и Государственного комитета РСФСР по кинематографии.

В 2006 году «Орленок» вошел в сеть европейских кинотеатров Europa Cinemas. Это первая международная сеть кинотеатров, созданная для продвижения европейского, в том числе национального, кино, куда входят более 800 кинотеатров в 43 странах мира.


Клавдия Павловна Строкина

директор кинотеатра

В 1983 году мой муж работал в театре кукол. Однажды он пришел домой с вопросом: «В “Орленок” нужен администратор. Хочешь пойти?» — «Хочу!» Меня взяли, и я два года проработала в кинотеатре в должности администратора, а затем методистом в дирекции Горьковской городской киносети, которая в то время ведала работой всех кинотеатров города. Потом полгода работала замдиректора в кинотеатре «Россия». А в 1985-м вернулась в «Орленок» на должность директора. Мне было тогда 29 лет. Первое время жила в кинотеатре с утра до ночи. Чувствовала огромную ответственность и больше всего боялась, что кинопоказ в какой-то неожиданный момент может остановиться.

Директор несет ответственность за каждого сотрудника. Сейчас у нас в кинотеатре работают 33 человека: киномеханики, контролеры, кассиры, уборщики, административные работники, методист, бухгалтеры, работники кафе.

Раньше штат был больше человек на пять. Работал, например, оператор пульта, который во время сеанса контролировал качество кинопоказа, следил за порядком в зале.

Не только у меня, у большинства людей, кто здесь работает с 80-х годов, «Орленок» — большая часть жизни, второй дом. И порой времени мы проводим здесь даже больше, чем с близкими. У нас хорошая атмосфера, люди работают в кинотеатре по многу лет.

Советская система кинопроката отличалась от той, что существует сегодня. Государство централизованно закупало фильмы. Каждую среду директора кинотеатров и методисты, все, кто отвечал за репертуар, собирались в Облкинопрокате в кинозале на улице Генкиной. С девяти утра до шести вечера мы смотрели все картины, которые должны были выходить на экраны города. Потом шла роспись. Допустим, в больших кинотеатрах («Октябрь», «Россия». — Прим. авт.) шли премьерные кинопоказы. В «Орленке» первым экраном шли детские фильмы, фильмы ограниченного проката, а так называемые «кассовые» картины шли уже вторым экраном.

На улице Ларина находилась кинобаза. Оттуда каждый день по расписанию выезжал закрытый фургончик, внутри которого находились копии фильмов на катушках. Их по схеме развозили по кинотеатрам города: новые ленты раздавали, а старые забирали.


«Орленок» пережил разные времена. В 90-е кинотеатр могли закрыть в любой момент. На него было много покушений из-за удачного месторасположения

Случалось, выходил какой-то блокбастер с ограниченным количество копий, тогда фильмом приходилось «кидаться». Мы показывали половину картины, и эту часть катушек тут же увозили в другой кинотеатр, чтобы там могли начать сеанс, не дожидаясь, пока закончится наш. Потом привозили им вторую часть катушек и снова менялись. Так и работали. Иногда на своих машинах приходилось гонять, чтобы успеть.

В какой-то момент функции Госкино перешли к Министерству культуры. Кризисное и напряженное было время. Частные компании еще не сформировались, а старая система проката уже не работала. Многие кинотеатры стали закрываться или переходить из статуса государственных в частное владение.

В 90-е годы в городе стали популярны видеосалоны. На большом экране показывали ограниченный репертуар, а на кассетах можно было посмотреть много фильмов. Правовых установлений насчет показа на кассетах не было, поэтому в «Орленке» параллельно большому экрану работал видеосалон. Мы поставили стулья и два монитора там, где у нас сейчас кафе. Кинозал был полупустой, а в видеосалоне аншлаг. За счет этого кинотеатр тогда и выжил.

«Орленок» пережил разные времена. В 90-е кинотеатр могли закрыть в любой момент. На него было много покушений из-за удачного месторасположения. Площади то одним нужны были, то другим. Было время, когда мы бесконечно судились. Спасти «Орленок» нам удалось во многом благодаря зрителям и прессе, которые каждый раз вставали на защиту кинотеатра.

В «Орленке» часто проходили фестивали французского кино, организованные совместно с французским культурным и образовательным центром «Альянс Франсез — Нижний Новгород». Как-то директор центра Александр Мартинетти посоветовал нам вступить в международную сеть кинотеатров Europa Cinemas. Мы написали заявку, и в 2006 году нас туда приняли. В России всего несколько кинотеатров — членов этой сети, в Нижнем Новгороде мы единственные.

Принадлежность к сети обязывает нас показывать определенный процент сеансов европейских, в том числе российских, фильмов. Ежегодно мы посылаем подробный отчет о нашей работе и получаем финансовую поддержку. Это очень существенная поддержка для кинотеатра. Благодаря этим деньгам мы можем закупать цифровое оборудование и делать ремонт. Прошлым летом вложили эти средства в зрительный зал, отремонтировали его и заменили кресла.


Ирина Юрьевна Каллистова

замдиректора кинотеатра по репертуарному планированию

Как и многие сотрудники «Орленка», в кинотеатре я с середины 80-х, практически сразу после окончания филфака университета. До этого недолго проработала в областной детской библиотеке, наш отдел назывался «передвижной» и проводил мероприятия в различных детских учреждениях города, в том числе в «Орленке». Я вела занятия киноклуба «Путешествия по сказочной тропинке», он, кстати, успешно работает и сейчас. Так судьба привела меня в «Орленок», куда я вскоре перешла на работу, чтобы заниматься репертуаром и работой с детской аудиторией.

Моя основная обязанность — подбор фильмов, формирование репертуара кинотеатра, ведение переговоров с обладателями прав на фильмы.


Мы хотим, чтобы нижегородские зрители смогли увидеть те же яркие премьеры, что и жители столицы

Мы работаем в непосредственном контакте с московскими и петербургскими компаниями-дистрибьюторами, как артхаусными, так и компаниями — представителями больших студий. Наша задача — создать разнообразный и сбалансированный репертуар, где есть место и детскому кино, и отечественным премьерам, и фестивалям, и классике мирового кино, и артхаусу, и фильмам-концертам.

Почти два десятилетия в «Орленке» работает наш любимый проект «Настоящее кино», для которого мы отбираем самые значимые с точки зрения искусства кинофильмы. Мы хотим, чтобы нижегородские зрители смогли увидеть те же яркие премьеры, что и жители столицы.

Сейчас «Орленок» считается одной из самых успешных региональных «артовых» площадок в стране, и многие компании стремятся поставить нам свои фильмы.


Ольга Юрьевна Касаткина

киномеханик

Когда училась в школе и жила рядом с Покровкой, я часто ходила в «Орленок». Еще тогда меня впечатлило это место, а однажды даже приснился вещий сон, что я здесь работаю.

Так и случилось. Я в «Орленке» больше 25 лет. Киномехаником, конечно, стала не сразу. Сначала работала кассиром и ждала, когда освободится ставка. Специального образования у меня не было, делу киномеханика учиться пришлось уже на месте.

Вот уже много лет я человек, который запускает на экран фильмы. Киномеханики любят шутку о том, что если другой работник кинотеатра не выйдет на работу, ничего страшного не произойдет, а если не придем мы, то и кино не будет. Очень ответственная должность.


В зал я выхожу редко, в основном наблюдаю за их реакцией через проекционное окно. Когда пришла сюда первый раз, заглянула в него, как в другой мир

Около десяти лет мы не показываем пленочные фильмы. Наступила другая эпоха. Сегодня показ идет через цифровой видеопроектор. Электроника вытеснила механику, и сейчас мне нужно за ней поспевать, потому что все бывает непредсказуемо. Если раньше я знала, что от того, как я почистила проектор, зависит качество изображения, то сейчас есть загадки. Иной раз электроника реагирует так, в другой — иначе.

Рабочее место киномеханика — киноаппаратная. В зал я выхожу редко, у меня меньше всего контакта со зрителями. В основном наблюдаю за их реакцией через проекционное окно. Когда пришла сюда первый раз, заглянула в него, как в другой мир.

«Орленок» — настоящий второй дом, даже больше. Наш кинотеатр особенный, мы показываем фильмы не для жующих, а для думающих людей. Честно говоря, много современных направлений в кино я не понимаю. Но и они должны обязательно быть. Мы воспитываем вкус, пусть люди разное попробуют, чтобы можно было сравнивать. Конечно, раньше было много живых обсуждений, сейчас все больше общение в соцсетях происходит.

Наверное, мы все здесь старой закалки, но когда начали появляться фильмы в 3D, с самого начала решили, что у нас их в кинотеатре не будет. Дело не в этих эффектах, ведь, по большому счету, они не так важны. Эффекты — это фальшь, настоящему искусству добавки не требуются.


Виктор Николаевич Куликов

художник-оформитель

В «Орленок» меня пригласили работать в институтские годы, когда был студентом строительной академии. Моя мама трудилась в кинотеатре «Октябрь», а я там же подрабатывал вторым художником. Когда открылся «Орленок», перешел сюда. Сегодня я единственный из коллектива, кто помнит открытие кинотеатра.

В советское время из Москвы в качестве рекламного пакета к фильмам приходили черно-белые фотографии или печатные афиши на газетной бумаге низкого качества. Они размещались в фойе, по их мотивам приходилось рисовать наружную рекламу. К иностранным фильмам вовсе ничего не присылали. Художники писали текстовые плакаты, а методист добавлял краткое пояснение.

Уличные афиши были похожи на картины — создавались на подрамниках с холстом или на фанере. Их грунтовали белилами, разрисовывали красками. После проката фильма уборщица смывала изображение, а я белил и рисовал снова. Такое «художество» продолжалось до 2000-х годов. Потом стали поступать глянцевые постеры для размещения внутри и на улице.


Уличные афиши были похожи на картины — создавались на подрамниках с холстом или на фанере. Их грунтовали белилами, разрисовывали красками. После проката фильма уборщица смывала изображение, а я белил и рисовал снова

То, чем занимается художник, видно на фасаде и внутри здания: реклама фильмов, оформление выставок и мероприятий, доработка дизайна и печать афиш.

Многие люди думают, что если человек работает в кинотеатре, это лучше, чем на заводе или даже в офисе. В какой-то степени это так, ведь в любой момент ты можешь пойти в зал и улучшить себе настроение, посмотрев кино совершенно бесплатно. Этого не может себе позволить ни один диспетчер, ни менеджер — пожалуй, больше никто. Конечно, каждый может включить кино на компьютере, но зал, где свой запах и особая атмосфера — это другое дело. В кинозале ты будто попадаешь по ту сторону экрана, в пять минут улетаешь из этой жизни в другую.

«Орленок» постоянно совершенствуется, но ностальгическая нотка прошлой эпохи в образе кинотеатра остается.

Около двадцати лет в зале перед каждым сеансом у нас открывался занавес, как в театре. Только лет десять назад его убрали. Людям нравится, что время у нас немного задерживается. Есть особый аромат в том, что в предметах и интерьере здесь одновременно присутствуют все времена жизни кинотеатра.


Татьяна Юрьевна Стольникова

контролер

Изначально я работала в кинотеатре «Рекорд» методистом, но, к сожалению, в начале 2000-х кинотеатр стал разваливаться. Был тяжелый период в жизни, работы не было, деньги в «Рекорде» уже не платили. Тогда меня пригласили в «Орленок», где было свободное место на контроле. Смена должности меня не тяготит. Нет мыслей о том, что контролер — это не престижно. Я так же смотрю фильмы, стараюсь успевать в первые дни показа, чтобы порекомендовать зрителям. Я пришла в «Орленок» около 15 лет назад, и коллектив у нас за это время почти не изменился.

Кино люблю с детства, особенно французское. Люблю Париж, Нормандию и езжу туда. Смотрю картины французских режиссеров, изучаю историю кино, французский язык, собираю фильмы, героем которых является Париж.


Многие зрители говорят: «Мы ходим к вам, как к себе домой». Много уже знакомых, постоянных зрителей, которых вижу здесь годами

Многие зрители говорят: «Мы ходим к вам, как к себе домой». Много уже знакомых, постоянных зрителей, которых вижу здесь годами. Они приходят, что-то расспрашивают, улыбаются, рассказывают о себе. Мне кажется, здесь собираются лучшие люди со всего города.

Я очень люблю «Орленок» и с удовольствием хожу сюда на работу. Когда два месяца мы не работали из-за ремонта, на меня вдруг какой-то ужас напал: «Вдруг не откроют?» Это уникальный кинотеатр, не знаю, есть ли еще у нас в стране такой.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Нижегородцы-реконструкторы
Нижегородцы-реконструкторы Любители исторических перевоплощений — о том, можно ли заработать на реконструкции, почем нынче маузер и в чем преимущество немецкой формы
Нижегородцы-реконструкторы

Нижегородцы-реконструкторы
Любители исторических перевоплощений — о том, можно ли заработать на реконструкции, почем нынче маузер и в чем преимущество немецкой формы

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes Совместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes
Совместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide

Гости вечеринки в «Юле»
Гости вечеринки в «Юле» The Village ищет модных горожан
Гости вечеринки в «Юле»

Гости вечеринки в «Юле»
The Village ищет модных горожан

«К утру все сознаются»: Почему и как пытают в полиции
«К утру все сознаются»: Почему и как пытают в полиции Глава «Комитета против пыток» — о том, какие пытки считаются классикой и как правильно себя вести, чтобы не избили
«К утру все сознаются»: Почему и как пытают в полиции

«К утру все сознаются»: Почему и как пытают в полиции
Глава «Комитета против пыток» — о том, какие пытки считаются классикой и как правильно себя вести, чтобы не избили

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря? Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И могут ли обеды и корпоративный фитнес компенсировать более низкий доход
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И могут ли обеды и корпоративный фитнес компенсировать более низкий доход

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Подпишитесь на рассылку