
«Я работаю в городской электричке»

Любимая урбанистическая фантазия екатеринбуржцев — вторая ветка метро, которая в реальности есть только на уже выцветших схемах в метрополитене. Но есть альтернативный проект «наземного метро». Речь о городской электричке.
В 2005 году в Екатеринбурге запустили первую линию городского поезда. На электричке за час можно было добраться от микрорайонов Семь Ключей и Сортировка до Ботаники и Керамика. В 2007 линию продлили до станции Сысерть, а еще через год открылась специальная линия от городского вокзала до аэропорта Кольцово, которая также проходит через город насквозь и останавливается на промежуточных станциях. Сейчас услугами электрички ежедневно пользуется несколько тысяч человек. Поездка с южной до северной окраины города занимает меньше часа. По пути в вагонах продают полотенца, фонарики и другие странные сувениры. Иногда в составе даже поют непризнанные музыканты, которые потом собирают деньги у пассажиров-посетителей их концертов.
The Village пообщался с сотрудниками городской электрички о том, как сейчас устроена работа на ней, и как они относятся к урбанистическим фантазиям.
Все герои публикации сняли медицинские маски исключительно для фотографии.
Любимая урбанистическая фантазия екатеринбуржцев — вторая ветка метро, которая в реальности есть только на уже выцветших схемах в метрополитене. Но есть альтернативный проект «наземного метро». Речь о городской электричке.
В 2005 году в Екатеринбурге запустили первую линию городского поезда. На электричке за час можно было добраться от микрорайонов Семь Ключей и Сортировка до Ботаники и Керамика. В 2007 линию продлили до станции Сысерть, а еще через год открылась специальная линия от городского вокзала до аэропорта Кольцово, которая также проходит через город насквозь и останавливается на промежуточных станциях. Сейчас услугами электрички ежедневно пользуется несколько тысяч человек. Поездка с южной до северной окраины города занимает меньше часа. По пути в вагонах продают полотенца, фонарики и другие странные сувениры. Иногда в составе даже поют непризнанные музыканты, которые потом собирают деньги у пассажиров-посетителей их концертов.
The Village пообщался с сотрудниками городской электрички о том, как сейчас устроена работа на ней, и как они относятся к урбанистическим фантазиям.
Все герои публикации сняли медицинские маски исключительно для фотографии.

Сергей Осокин
машинист электропоезда
Альтернатива метро и график без праздников
Екатеринбург забит машинами, а городской поезд стал альтернативой метро — транспорта без пробок. Специфика городской электрички заключается в пассажиропотоке: чаще всего утром на ней отправляются на работу, а вечером возвращаются домой. В принципе, для этого она и проектировалась.
У машиниста нет одного направления поездок: мы обслуживаем все участки движения, которые принадлежат нашему депо. Я могу утром уехать в Нижний Тагил, вернуться в Екатеринбург, затем отправиться в Каменск-Уральский, переночевать там в бригадном доме, а на следующее утро поехать домой.
Работа на городских маршрутах по Екатеринбургу ничем не отличается от остальной. Машинисты воспринимают поездки не так, как пассажиры. Если люди наслаждаются видами из окна, то для меня это все видится приглушенно, на фоне работы. Отвлекаться на виды нужно в нерабочее время. Каждый день я прихожу заранее, чтобы пройти инструктаж и медицинский осмотр. После этого получаю проездные формуляры, контролирую техническое состояние поезда. Без этих процедур я не имею права выезжать на линию.
Рабочий день зависит от расписания поездов. Это специфичная работа — в моем графике нет выходных или праздников. Даже Новый год дома у меня бывает раз в несколько лет. Первые годы это расстраивало, но со временем я перестал обращать внимание и начал относиться к этому проще — если надо, то сделаю. К тому же, за работу в праздники есть надбавки к зарплате.
Обычно мне не приходится объяснять, чем я занимаюсь на работе, потому что почти все мои друзья трудоустроены в той же сфере. Они понимают, что машинист не сидит всю поездку без дела: у железнодорожных путей различается состояние на разных участках маршрута, поэтому я регулирую скорость поезда во время поездок.












Учеба за компанию и перфекционизм
В детстве никто не знает, как все сложится и куда поведет дорога жизни. Мне хотелось просто стать самостоятельным и взрослым. Все в моем окружении знали, что надо учиться и тянуться, все выбирали серьезные профессии, чтобы стать мужчинами. В школе у меня была компания друзей, и мы все вчетвером поступили в училище по подготовке машинистов. Сейчас кто-то, как я, продолжает работать по специальности, а кто-то сменил квалификацию и ушел работать в метро. Мы до сих пор все общаемся.
После училища меня взяли на работу помощником машиниста. В первые дни все было в диковинку. Каждая поездка воспринималась иначе, потому что я был моложе. А сейчас работа нравится тем, что здесь нет халтуры. Все ответственно и грамотно, с соблюдением правил.
По-первости на меня давила ответственность за пассажиров. Но меня обучал и направлял опытный машинист, поэтому спустя несколько лет я избавился от нервозности. Сейчас чувство ответственности не тяготит: просто я понимаю, что нужно выполнить работу на «пять». В принципе ответственность не должна давить — ее нужно принимать как должное.







Инциденты, психологи и профдеформация
Когда-то каждый машинист сталкивается с несчастным случаем на работе, ведь всегда есть те, кто нарушают правила дорожного движения и переходят железнодорожные пути в неположенных местах.
Инциденты могут произойти везде, но железная дорога опасна тем, что железные махины весом до 400 тонн не оставят человеку никакого шанса. Даже если машинист подаст звуковые сигналы и попытается экстренно остановиться, это не поможет избежать столкновения.
В случаях ДТП с машинистами работают психологи. Я пытаюсь справляться своими силами, ведь если что-то произошло, то человека уже не вернуть. В этом случае важно собраться, абстрагироваться и начать работать дальше. Если этого не сделать, то не получится продолжать работать здесь. В основном у всех получается.
Тем не менее, поезда — самый безопасный транспорт. Здесь работают ответственные люди. Мы с семьей и сами часто отправляемся в путешествия на них. Иногда только жалко времени — на самолете было бы быстрее. А на метро мы ездим редко, потому что по сути к нему привязаны только Уралмаш и Юго-запад.
Работа занимает большую часть моей жизни. Если бы мне она была неинтересна, то трудно было бы здесь работать. Я не люблю сидеть дома — возможно, профессия приучила меня к постоянному движению. А вообще, у меня все как у всех — по выходным люблю проводить время с семьей, ездить на рыбалку и на природу. Я люблю свою работу, но, как и любому нормальному человеку, больше всего мне нравится возвращаться домой в конце рабочего дня.

Евгений Черемных
заместитель начальника депо по ремонту
40 лет работы нон-стоп и страх самолетов
Мой отец был машинистом и проработал на Свердловской железной дороге 35 лет. Еще в юности по его опыту я понимал, что это очень тяжелая профессия — без выходных и праздников. К тому же в его времена вообще не соблюдались нормы часов и он сутками пропадал на работе. Я решил пойти по его стопам, но по другой специальности, и работаю на железной дороге уже 22 года.
С первого дня я без проблем влился в коллектив. У нас за всеми новенькими закрепляются наставники по каждой специальности, которые обучают и все показывают, поэтому в рабочий процесс я тоже быстро вник. Сначала я работал слесарем-механиком — осматривал и ремонтировал механическую часть поездов (например, тормозные колодки или рычажную передачу). А теперь я руковожу самим цехом по ремонту.
Наша главная задача — вовремя выдавать подвижной состав на линию, обеспечивать его хорошее техническое состояние, чтобы не было поломок по пути из одного пункта в другой. Наши бригады работают посменно круглые сутки и за последние 40 лет цех никогда не останавливал работу. Сегодня в нем 28 работников. Раньше штат был гораздо больше, но объемы работы упали.
Сам я тоже путешествую только на поезде. Мне страшно летать на самолетах, потому что я их не ремонтирую. Не мешает и то, что на дорогу тратится больше времени — в хорошей компании можно ехать сколько угодно.








Задержки поездов
Мой рабочий день начинается в 7 утра — я прихожу к дежурному по депо, и он рассказывает оперативную информацию о том, что произошло за ночь. Например, были ли задержки и технические неполадки. Потом я отправляюсь на планерку, регулирую работу цеха и ближе к вечеру планирую следующий день.
Для нас задержки поездов — это ЧП. Если это происходит, то начинается расследование конкретных случаев и выработка мероприятий, чтобы впредь такого не повторялось. Мы обслуживаем составы, которые ездят по всей Свердловской железной дороге. Поэтому в течение рабочего дня я могу оказаться где угодно: хоть в Ишиме, хоть в Тюмени.
Мне нравится, что в работе есть драйв: я не сижу в офисе, а постоянно нахожусь в движении и решаю проблемы. Это вошло в привычку и с опытом я стал более стрессоустойчивым.

Перспективы
В 2005 году на линии городской электрички курсировали три поезда. Сейчас нет отдельной нитки этого маршрута — он включен в общий график движения, просто поезда идут со станции Екатеринбург-Сортировочный до станции Керамик. Так что к машинам, которые ездят по этому маршруту, предъявляются те же требования, что и к остальному подвижному составу.
Наша дирекция сейчас рассматривает расширение линии городской электрички и создание кольцевого движения вокруг всего города. Если это произойдет, то у нас вырастет программа ремонта. Это хорошо, потому что увеличатся объемы работы и мы сможем принять в цех дополнительных специалистов. А значит, кто-то получит работу и деньги на содержание своей семьи.

Ксения Бердникова
контролер-кассир
Жеребьевка с номерами вагонов и станции без касс
Я не помню, кем я хотела стать в детстве, но железная дорога — это перспективное и стабильное место, поэтому я начала здесь работать. Сначала состояла в группе отчета и отчетности в другом подразделении ОАО «РЖД» — весь день проводила в офисе, заполняя и сортируя документы. Но чуть больше года назад после оптимизации штатного расписания я стала контролером-кассиром, потому что мне хотелось быть ближе к поездам.
Мой рабочий день начинается рано — в шесть утра. Сначала я заполняю отчетность в кассе, беру билетные ленты, проверяю заряд терминала оплаты и документацию. Больше всего места в сумке контролера занимает именно документация — информация о маршруте электрички, пересадках и прочее. Периодически у нас проходят проверки на наличие всех документов.
После сборов я на рабочем автобусе еду на свою станцию и сажусь в электричку. На месте мы с другими контролерами договариваемся о том, кто в каком вагоне поедет. Специального графика для этого нет — просто вытягиваем бумажки с номерами вагонов. По-моему, все вагоны одинаковые, но мы это делаем, чтобы никому не было обидно. Дальше каждая начинает проверять у пассажиров билеты и обилечивать тех, кто их еще не купил. Например, на Керамике нет касс, поэтому в основном мы обилечиваем пассажиров уже в электричке. Любимые станции каждого контролера — именно те, где нет касс, потому что от количества проданных нами билетов отчасти зависит зарплата. Онлайн до сих пор покупает только молодежь.













Монотонность и одинаковые пассажиры
Сначала мне было страшно на этой работе — люди разные, и я не знала, какое поведение можно ожидать от незнакомцев. А сейчас мне легко общаться со всеми пассажирами. В городской электричке я вообще знаю некоторых в лицо, потому что они ездят регулярно.
У каждого контролера индивидуальный график, где указаны конкретные маршруты, на которых он работает. Обычно у меня есть свободное время между электричками: можно успеть пообедать. Я обычно езжу до Нового Уфалея, Невьянска, аэропорта Кольцово и по городу. Все маршруты одинаковые по прибыли, только может немного различаться природа за окном. Летом поток пассажиров увеличивается из-за дачников. В целом для меня это размеренная работа, где не происходит ничего нового — только станции меняются.
Маршрут поездок
Городская электричка идет со станции Екатеринбург-Сортировочный до станции Керамик. Поезд пересекает центр города на Первомайской, а на Шарташе поворачивает и через Ботанику идет до Вторчермета.
ПодробнееРасписание электричек
Маршрут
станция Екатеринбург-Сортировочный — станция Керамик
Время отправления
07:10
08:16 (по будням)
09:09
15:14
17:56 (по будням)
18:59
20:11 (по будням)
Маршрут
станция Керамик — станция Екатеринбург-Сортировочный
Время отправления
07:15 (по будням)
08:27
17:30
19:02
Маршрут
станция Екатеринбург-Пассажирский — станция Керамик
Время отправления
07:30
Маршрут
станция Керамик — станция Екатеринбург-Пассажирский
Время отправления
06:43
10:27
Стоимость проезда
Маршрут электрички разделен на зоны, и цена билета варьируется от 32 до 82 рублей в зависимости от дальности пути. Стоимость поездки меньше 5 километров составит 32 рубля — за столько, например, можно доехать от железнодорожного вокзала до Первомайской. Вторая зона включает поездки длиной от 6 до 15 километров — их можно совершить за 47 рублей, третья зона — от 16 до 25 километров, поездки на такое расстояние стоят 58 рублей, а самые дальние (от 26 до 33 километров) — 73 рубля. Для льготных категорий — школьников, студентов и пенсионеров — действует скидка 50 %.
«Е-карта» не распространяется на электричку. Билеты можно купить в мобильном приложении «Пригород» и в кассах на станциях, но они есть не везде. Например, на Уктусе, Вторчермете, Лесотехнической станции и Керамике билет можно купить только у контролера.
Планы развития
После остановки на Шарташе у железной дороги есть ответвление. Городская электричка поворачивает и идет через Ботанику и Уктус в Керамик, а одна из пригородных электричек идет через Компрессорный завод в Кольцово.
На Иннопроме представили два новых маршрута городской электрички, которые основаны на уже проложенных путях. Новые направления возьмут Екатеринбург в кольцо и свяжут все отдаленные районы. Первый маршрут будет охватывать Солнечный, Академический и Широкую речку с выходом на Большой Конный полуостров. А второй свяжет «Екатеринбург-ЭКСПО», будущие объекты Универсиады, логистические центры вдоль Кольцовского тракта и аэропорт Кольцово.
В концепцию заложены технологические параметры, обеспечивающие возможность попасть из любой точки в центр города максимум за 30 минут. Начало движения поездов будет осуществляться одновременно из разных точек маршрута, а интервал движения в часы пик составит 10–20 минут. При этом необходимо синхронизировать расписание с другими видами транспорта и предусмотреть единую стоимость проезда.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.