Опасно ли привитым и непривитым детям играть вместе? В новой рубрике редакция The Village с помощью экспертов отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей
У детской вакцинации есть как свои сторонники, так и противники. Причём последние довольно активны: они организуют свои сообщества в интернете и активно пропагандируют отказ от прививок. The Village спросил у специалистов, что может случиться, если вакцинированные дети будут активно общаться с теми, кому прививки не делали, и действительно ли это может быть опасно.
Татьяна
Садовникова,
педиатр, инфекционист, врач высшей категории, главный врач «Частной детской клиники»
Большинство современных вакцин не содержат живых возбудителей. Это или убитые микроорганизмы (вирусы, бактерии), или их фрагменты, или анатоксины — препараты, полученные из токсинов, выделяемых бактериями, но полностью лишённые токсических свойств. После вакцинации такими препаратами сам ребёнок, конечно же, не выделяет никаких живых бактерий и вирусов и, соответственно, никого заразить не может.
Некоторые вакцины являются живыми, но ослабленными. Это, к примеру, вакцины против кори, краснухи и ветряной оспы. Вирус, который мы вводим пациенту, нежизнеспособен, и даже если и выделяется из его организма после проведения вакцинации, то не способен вызвать заболевание у окружающих людей, в том числе у детей. Даже для ослабленных взрослых — онкологических больных, получающих тяжёлую иммуносупрессивную терапию, а также для беременных женщин — вакцина практически безопасна.
Привитые дети не представляют никакой опасности для окружающих, кроме одного единственного исключения — им является период после вакцинации живой (оральной) вакциной против полиомиелита. После такой вакцинации ребёнок может выделять вирус во внешнюю среду до 60 дней. В эти сроки при тесном контакте возможна передача живого вируса, и непривитый ребёнок может заболеть. Однако если он был хотя бы двукратно привит инактивированной вакциной против полиомиелита, то риск развития вакциноассоциированного полиомиелита сводится к нулю, а значит, контакты с детьми, получившими оральную живую вакцину, в этом случае безопасны.
Александр Лобанихин
врач-педиатр, заместитель главного врача детской клиники «Ребён’ОК»
Ограничения существуют только при вакцинации пероральной полиомиелитной вакциной (ОПВ). Чаще всего первые три вакцинации (в три, четыре с половиной и шесть месяцев) проводят инактивированной полиомиелитной вакциной (ИПВ), после которой пациенты не имеют никаких ограничений по контакту с непривитыми детьми. ОПВ используется, как правило, при проведении ревакцинации (в 18 и 20 месяцев, а также в 13 лет). Ребёнок, привитый пероральной полиомиелитной вакциной (ОПВ), некоторое время выделяет в окружающую среду ослабленные низковирулентные штаммы возбудителей полиомиелита. При контакте такого ребёнка с ребёнком непривитым и имеющим иммунодефицит повышается риск развития у непривитого так называемого вакциноассоциированного полиомиелита (ВАП).
Подчеркну, что для реализации этого риска непривитый ребёнок должен находиться в иммунодефицитном состоянии. Тем не менее при потенциально возможном контакте непривитого от полиомиелита с привитым ОПВ рекомендуется либо вакцинация непривитого, либо —
при наличии противопоказаний или отказе от проведения вакцинации — разобщение этих детей на 60 дней с момента вакцинации ОПВ.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.