4 июля, понедельник
Москва
Войти

«Старый Нижний в бронзе»

«Старый Нижний в бронзе»

В рамках проекта «Команда 800» любой желающий может на официальном сайте подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода предложить идею или уже готовый проект по улучшению города — проекты принимаются до 1 марта, их бюджет ограничен 100 тысячами рублей. Мы продолжаем рассказывать о самых интересных проектах, поддержанных экспертами — сегодня речь пойдет о бронзовом макете исторической части Нижнего Новгорода, который предлагают поставить в кремле.

Олег Вдовин

автор проекта


 В исторических центрах многих городов, сохранивших историческую часть, установлены аналогичные бронзовые макеты — они очень наглядно и объемно показывают гостям города его историческую часть. Обычно групповые экскурсии начинаются у таких макетов — когда гид кратко рассказывает о городе, он может указать на какие-то объекты, и люди могут составить первое представление и понять, что конкретно они хотят посетить.

Поскольку моя работа связана с судами, расположенными в кремле, я часто пробегаю мимо и вижу экскурсии — гид что-то рассказывает, но всю красоту нашего кремля и исторической части не всегда можно увидеть с земли. Поэтому я подумал, что было бы очень хорошо, если бы у нас в центре кремля, где обычно начинаются экскурсии (мое предложение — в районе Дмитриевской башни) был бы установлен такой макет, который будет передавать, как кремль выглядит с высоты птичьего полета. Я предлагаю изобразить на макете историческую часть и прилегающие территории — не только кремль, но и небольшой радиус в районе земляного вала. Думаю, это будет очень красиво.

Проект получил поддержку в декабре, на данный момент он запущен в работу. Рабочий макет, который будет являться формой для отливки, уже в готовом и красивом виде. Чтобы меня не осудили критики, я параллельно активно общаюсь с искусствоведами и краеведами и, например, сегодня писал большое письмо в епархию, чтобы они мне отредактировали названия церквей — в том числе, снесенных и утраченных. Проект движется полным ходом и я надеюсь, что никакая пандемия на него не повлияет.

Проект исторического центра Нижнего Новгорода 1921-го года в процессе реализации

Мы долго думали, какой год выбрать: первой идеей, конечно, было изобразить Нижний Новгород 100 лет назад, но 1921 год — грустный в нашей истории. Историческая часть города была в самом расцвете до революции, а потом большевики начали уничтожать многие объекты — у нас было около сорока храмов на территории исторической части города, и многие из них утрачены, поэтому у меня и возникла идея такой вот реконструкции.

Мы приняли решение с архитекторами, что не привязываемся к конкретной дате — на макете будет изображен собирательный образ Нижнего Новгорода начала XX века, потому что очень сложно сохранить историческую достоверность. Здания перестраивались, менялись, поэтому взыскательный человек или историк может ткнуть пальцем и сказать, что «А вот это здание в таком-то году было не такое!». Тут же мы можем себе позволить собрать самые лучшие здания города.

Проект складывается из трех составляющих. Первая — работа скульптора по созданию авторского макета. Вторая — литье. Когда все будет готово и одобрено, мы поедем на завод, и он выставит цену, исходя из обмеров. Например, на торце макета будут размещены информационные таблички и каждая буква на них стоит денег, как раньше на телеграммах — и тут затраты зависят от количества объектов, а также от того, как мы их назовем, сможем ли сократить названия. И третий момент — стоимость благоустройства вокруг макета и постамента. Мы уверенно идем вперед — правительство подтверждает финансирование 55% от стоимости проекта, а остальное вложу я сам.

Анна Гор

директор ВВФ ГМИИ (Арсенал)


 Я к этому проекту отношусь очень хорошо, потому что часто в старых городах мы видим такие макеты, которые как бы вводят нас в исторический аспект. Они бывают разные — совсем недавно, буквально пару недель назад, мы очень интересно пообщались по зуму с директором национального морского музея Дании, он находится в городе, который мы привыкли называть Эльсинор (там, где замок Гамлета). Когда мы готовились к этой встрече, нам как раз попался такой макет гамлетовского замка среди старого города. Он очень интересно сделан — невысоко поднят над землей, а его парапет служит лавочкой для всех, кто хочет там остановиться и что-то рассмотреть.

В таком проекте могут быть самые разные и интересные архитектурные решения, и сейчас задача стоит, мне кажется, так: надо очень хорошо продумать место установки! Оно примерно определено, но, насколько я знаю, там возникла какая-то эстетическая путаница, и я бы к этому вопросу вернулась и обсудила это более тщательно. Кроме того, конечно, постамент для макета должен сделать профессиональный архитектор — он не должен быть массивным и привлекать к себе внимание, это однозначно должна быть легкая конструкция, ножка, подставка, здесь нужно очень аккуратно действовать.

А вообще это очень хороший проект и для экскурсионной работы и для представления о том, каким был кремль — я бы даже сказала, что это своего рода памятник старому кремлю и городу.

Пример готового проекта: исторический центр Тулы 1913-го года

Александра Шарова

учредитель ассоциации «Нижегородская гильдия экскурсоводов»


 Как туристический объект — это вещь очень привлекательная. Туристы любят макеты и мы, экскурсоводы, тоже. Представляете, вот вы идете по какому-нибудь европейскому городу и тут перед вами бронзовый макет этого города — вы обязательно же остановитесь? Еще один плюс проекта, что он, слава Богу, не в тротуар встроен, как некоторые объекты, которые появились у нас в последнее время, никто не будет по нему скользить и не надо будет скалывать дворникам с него лед, чтобы что-то можно было рассмотреть.

Другая сторона вопроса — не могу сказать, что это недостаток, но когда ты начинаешь делать макет, ты привязываешься к какой-то исторической точке, а у нас с этим прям беда! Где она, историческая правда? Вдовин выбрал начало XX и конец XIX века, но мы очень хорошо знаем, что к началу XX века кремль лежал в руинах. Ты смотришь на фотографии — там жуть, какие-то огрызки башен, обломанные стены. Мы знаем, например, что у заводской молодежи было такое развлечение — приезжать с девушками в центр города, залезать на стены кремля и оттуда сбрасывать остатки зубцов. Если мы в таком виде кремль изобразим, то это кошмар и никто его не узнает, поэтому найти ту историческую точку, чтобы и правда была и смотрелось прилично — очень сложно.

В принципе, такому объекту в кремле — место, я поддерживаю идею двумя руками. Особенно хорошо, что господин Вдовин энтузиаст этого дела — потребовалась большая подготовка и он ее провел, нашел людей, которые умеют это делать, они создали предварительные макеты и дали их нам, экскурсоводам, посмотреть, чтобы узнать наше мнение, а мы дали несколько рекомендаций.

Например, первоначальный макет был практически без рельефа — но наш кремль, конечно же, своим рельефом славен, хорош и отличается от остальных кремлей России, которых, к счастью, довольно много. Они поправили, честно переделали макет, там сейчас получился вполне пропорциональный рельеф, нас это радует. Но мы прекрасно понимаем, что рассматривать его, как фактически достоверный макет какой-то статической точки мы не имеем права. Ну и пусть — это же туристический объект. Туристы и дети будут радоваться, а мы, экскурсоводы, около макета объясним, что, наверное, в жизни все было не так.

Будем ли мы, экскурсоводы, включать макет в наши маршруты? Многое зависит от того, где он будет расположен. Например, одна из локаций, которая предполагалась — около 10 корпуса кремля и там он был бы на своем месте, потому что мы, заходя в Кладовую башню (а мы часто заходим через нее, если идем с Покровки), как раз будем встречать его на пути и это хорошая возможность показать общую планировку кремля — стен и башен, а потом уже идти смотреть вживую.

Редакция The Village Нижний Новгород рассуждает, какие интересные с архитектурной точки зрения здания Нижнего (а таких у нас очень и очень много!) могли бы разместиться на макете.

Домик Петра Первого

Почаинская, 27

Домик Петра (палаты купца Чатыгина) – одно из самых древних зданий Нижнего Новгорода, построен в конце XVII века на территории Започаинья. По преданию в этом доме два раза останавливался Петр I: в 1695 году (во время Азовского похода) и в 1722-м (посещал могилу Минина). Является одним из трех сохранившихся примеров нижегородских каменных купеческих палат (Олисова, Пушникова, Чатыгина), построенных в древнерусском стиле.

Комплекс банка С.М. Рукавишникова

Рождественская, 23, Нижневолжская наб., 11

Спроектированный знаменитым Шехтелем, комплекс банка — историко-архитектурный памятник федерального значения. Здание выполнено в неоготическом стиле и напоминает здание типографии газеты «Утро России», построенной Шехтелем в 1907 году в Москве. Фасад облицован белой глазурованной плиткой и имеет дополнительную отделку в виде стилизованного растительного орнамента. Скульптуры, которые украшают вход в здание и олицетворяют промышленность и земледелие, выполнены известным российским скульптором Сергеем Коненковым.

Аптека Эвениуса

Варварская, 4

Эклектичное здание с отсылом к петровскому барокко: ионические пилястры ризалита, оставшиеся от классицизма, были дополнены ложнобарочными наличниками окон второго этажа, крылья закрепили по 3 ионические пилястры. В похожей стилистике в тот же период выстроен и деревянный флигель, расположившийся в глубине от красной линии. Это здание – хороший пример эклектичной архитектуры с элементами классицизма и барокко в нашем городе, а также работы с фасадами уже существующего дома. Образец своего времени, с чистыми пропорциями, слегка искаженными временем, потому что в XX веке здание пришлось приспособить под жилье. Но, несмотря на искажение, аптека сохранила облик, она украшает улицу, особенно после недавней реставрации здания, которую провели к 800-летию Нижнего Новгорода.

Дом Сироткина

Верхневолжская наб., 3

Красивый особняк в центре города, где сейчас располагается коллекция западноевропейского искусства Нижегородского государственного художественного музея. Дом по заказу купца Сироткина («миллионщика», пароходчика и городского головы) спроектировали архитекторы братья Веснины. Это была первая самостоятельная работа будущих «гуру» советского конструктивизма. Здание строилось как жилая резиденция градоначальника с перспективой передачи его под музей. Так планировал Сироткин, так оно и случилось, хотя, по иронии судьбы и революции, без его воли. В прошлом году в музее прошла комплексная реставрация: заменили систему отопления и вентиляции, создающую температурно-влажностный режим, необходимый, чтобы экспонировать шедевры мирового искусства.

Игорный дом А.И. Троицкого (Шахматный дом)

Пискунова, 35

Деревянный дом на месте этого здания зафиксирован на городском плане 1848-1853 годов. Владельцем усадьбы в начале ХХ века был А.И. Троицкий, который перестроил дом в камне и придал ему черты модерна. В ведомости 1907 года уже отмечено полукаменное здание. Краеведы утверждают, что в этом здании в начале прошлого столетия находился игорный дом. На пилонах здания установлены бюсты-авгуры в виде человеческих голов. Они склонились над крышей, сделанной в виде шахматной доски. Еще одно украшение особняка — дверь круглой формы. В 2019 году началась реставрация дома, в результате которой его снесли, оставив только входную группу — по данным градозащитников, работы проходили с нарушениями.

Дом-коммуна «Культурная революция»

Пискунова, 3, корпус 1-5

«Культурная революция» — один из немногих примеров домов-коммун, сохранивших профильное значение. Сейчас это многоквартирный дом, однако многие до сих пор живут в комнатах, пользуются общими кухнями или ванными. Несколько жилых зданий были соединены переходами на втором и пятом этажах. В доме были помещения для общего пользования: столовая, душевые, общий зал, библиотеки. На этажах располагались общие кухни. Переходы помогали перемещаться в доме, не выходя на улицу. Дом-коммуна на Пискунова стал первым шестиэтажным зданием в городе, и именно в «Культурной революции» появились первые лифты в Нижнем.

Первый дом на Минина

Минина, 1

В 1937 году на главной площади города вырастает шестиэтажка — первый дом на Минина. Александр Александрович Яковлев, архитектор дома, строил в Горьком жилые и общественные здания, был одним из авторов проекта Чкаловской лестницы. Перед архитектором стояла непростая задача: вписать шестиэтажный дом на площади, где все постройки были в два-три этажа. Яковлев решает построить здание с отступом от остальных зданий, чтобы не нарушать ансамбль площади. Дом номер один предназначался для высших чинов управления Нижегородской области, например для первых секретарей обкома партии, поэтому в народе получил название «правительственного». Жители также называли его «розовым» по цвету внешней облицовки. Дом номер один считался нижегородским вариантом московского «Дома на набережной», жители не сомневались, что их широкие стены все слышат.

Серобусыгинский квартал

ул. Комсомольская и Лоскутова, пр. Октября, пер. Моторный

Серый бусыгинский дом был построен в 1936–1938 годы по проекту профессора архитектуры Ильи Александровича Голосова. Он предназначался для трудовой элиты Горьковского автомобильного завода – ведущих инженеров, конструкторов, рабочих-ударников. Огромный многоквартирный дом в конце 30-х был настоящим шедевром архитектуры. Название «бусыгинский» квартал получил благодаря зачинателю стахановского движения на Автозаводе Александру Бусыгину. Многоэтажку также называют «дом-крепость», то есть, она не имеет ни начала, ни конца и дома замыкают сами себя. В грандиозном квартале шесть корпусов на 450 квартир, а здания разделяются большими римскими арками. Всего домов тут шесть, а подъездов – пятьдесят пять. Квартал входит в один из крупнейших в России архитектурно-исторических ансамблей — Соцгород. Сейчас при поддержке «Команды 800» стартует масштабное исследование этого микрорайона, которое станет отправной точкой создания одноименного музея, посвященного жизни, людям и конструктивистской архитектуре этого места.


Фотографии: обложка, 1 – Рубцов Сергей, 2 – Татьяна Шепелева, 3 – Bestalex/Википедия, 4 – Ольга Лисенкова/Википедия, 5 – Freya731/Википедия, 6 – progorodnn, 7,8 – Илья Большаков, 9 – pravda-nn

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Бренды

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку