Как снимался тот самый ролик «Быть, а не казаться» к 800-летию Нижнего

Как снимался тот самый ролик «Быть, а не казаться» к 800-летию Нижнего

Совсем недавно в сети появилось видео «Быть, а не казаться: 8 причин полюбить Нижний Новгород», снятое в честь 800-летия Нижнего Новгорода — это восемь скетчей, в которых раскрываются локальные культурные коды, понятные каждому нижегородцу. В создании ролика поучаствовала большая команда нижегородцев, всего около сотни человек — среди них были как жители города, так и те, кто давно уехал, но по-прежнему любит Нижний Новгород.

The Village Нижний Новгород пообщался с создателями ролика и узнал у них о том, как появилась идея, о сложностях съемок, капризной нижегородской погоде и о том, что «самоирония спасет мир».

Артем Дертев

креативный продюсер, сценарист


Год назад нам с Артемом Мещеряковым прислали бриф ролика про Нижний Новгород и там было что-то очень нарядное — например, про Пушкина, который неподалеку от Нижнего написал «Онегина» и про Чкалова, который вот прямо в этих облаках летал на самолете. В процессе ресерча выяснилось, что великие в городе действительно бывали. Правда, в большинстве случаев вариантов событий оказывалось два: в Нижнем они либо отдавали концы, либо оказывались в ссылке.

Так появилась шутка про то, что Нижний Новгород — это город, где умирали и великие. Казалось, что мы обречены писать бравурные речи про «царственно поставленный град» и «великое народное ополчение». На деле оказалось, что правительственные люди в пиджаках могут быть прикольными чуваками с чувством юмора и здравой иронией.

Есть такой великий ученый — Ричард Докинз. На самом деле, слово «мем» впервые придумали не школьники в интернете, а именно этот седовласый джентльмен. И придумал он его в значении культурного кода — информации, которая позволяет отличить своих от чужих и, если совсем углубиться в тему, то мемы позволяют нам выживать. Мы смеемся над картинками с котиками, потому что нашему мозгу знакома эта информация, он распознает ее как безопасную и объединяющую — скинул фотку кота коллеге, и вам обоим смешно.

Когда в релизах видео вы видите формулировку «культурный код», то знайте, что это не про замирание перед бюстом Максима Горького, а про то, что объединяет нижегородцев на самом деле

Мы с самого начала понимали, что невозможно сделать ролик, который будет нравиться всем. Поэтому мы снимали «Быть, а не казаться» для местных и про местных. Мы подумали, что если жители города узнают свои родные места и шутки (читай — мемы), то им захочется поделиться ими со своими друзьями из других городов. В общем, когда в релизах видео вы видите формулировку «культурный код», то знайте, что это не про замирание перед бюстом Максима Горького, а про то, что объединяет нижегородцев на самом деле.

Безусловно, впихнуть в четыре минуты все городские мемы и достижения невозможно. Поэтому мы выбрали то, что сами считаем мемами. Важно помнить, что ролик — конечно, часть большой рекламной кампании 800-летия и нам нужно было совместить задачи промо со зрительским контентом. Мы хотели сделать историю как отправную точку диалога про правду и принятие. А дальше «Причин для любви — миллионы». Каждый город видит по-своему, каждый может написать свою правду.

Нам бы хотелось, чтобы люди могли полюбить город по-настоящему. Полюбить город, а в первую очередь — себя.

Олег Беркович

министр культуры Нижегородской области


Очень здорово, что в год 800-летия к осмыслению нижегородской культуры подключились местные креативные индустрии. Исторический праздник он вообще же важен, как определенная отсечка, как некая точка, задающая координаты, чтобы поговорить с самим собой, с теми, кто вокруг тебя. Кто мы? Куда мы идем? Что делает нас такими? Почему мы живем здесь? А самое главное почему нам нравится здесь жить? Задать себе порой очень простые вопросы, а самое главное дать честные ответы. И прекрасно, что к такой рефлексии подключились те, кто формирует культурное поле города, наполняет его смыслами — его креативные индустрии. И осмысление идентичности — это тот процесс, который обязан идти с обеих сторон. Власть и жители должны выстраивать диалог, обмениваться идеями и взглядами, потому что город — это живое пространство. Благоустройство, культурная жизнь и прочее: все выстраивается вокруг определенных смыслов, и эти смыслы не могут быть искусственными. А живые получаются только в диалоге.

Самоирония неуловимо ускользает из публичной коммуникации, но нам кажется, что это черта, присущая мудрым и сильным. А 800 лет — это та отсечка, которая позволяет взглянуть на себя и обязательно улыбнуться

Мы понимали, что большинство роликов о великих городах похожи друг на друга. Повествование строится на истории: от момента основания до наших дней, на основных достопримечательностях и достижениях. Мы хотели пойти немного другим путем. Не умаляя заслуг прошлого, показать город таким, какой он есть сейчас. Показать не только туристические места, но и внутреннюю красоту. Самоирония неуловимо ускользает из публичной коммуникации, но нам кажется, что это черта, присущая мудрым и сильным. А 800 лет — это та отсечка, которая позволяет взглянуть на себя и обязательно улыбнуться.

Артем Мещеряков

креативный продюсер, соавтор концепции


Идея ролика пришла, как ответ на бриф. Мы долго-долго смотрели на него и не видели в нем нашего города, в котором мы живем сейчас. Вот прямо сейчас, а не тогда, когда Александр Невский рядом умер, или когда Кулибин разработал часы.

Мы поняли, что примерно все ролики про города — про легендарных личностей, которых уже давно с нами нет; про статусы, которые остались, или которые мы потеряли, к сожалению; про мечты, к которым нужно идти. И тут мы спроецировали это ощущение на себя. Давайте представим, что город — это человек, и этому человеку постоянно говорят — «Смотри, твой дед был великим летчиком, а прадед вообще был гением, а друзья раньше были настоящие, и делами раньше занимались серьезными, руками работать умели. А сейчас что? Непонятно».

И тут мы прямо физически ощутили весь этот груз, который давит на город, все эти статусы, ярлыки и великое прошлое. И стало очевидно, что сейчас Нижнему нужно просто расслабиться и быть собой — срочно нужен разговор о правде и принятии, дружеский и ироничный, потому что самоирония спасет мир.

Восемь причин полюбить Нижний Новгород прямо сейчас — это, конечно, чистый фристайл. Этих причин миллион, и у каждого человека они свои

Я живу в Нижнем Новгороде уже 14 лет и люблю этот город не за важные прошлые дела и гениальные изобретения, а за то, какой он сейчас. Честный, красивый, искренний, творческий, неспешный. И эта любовь — это про сейчас, про очереди за шаурмой в три часа ночи, про невероятные закаты и искусство на гаражах. Это все и есть тот культурный код, который влюбляет в себя и притягивает как магнит. Нужно уже наконец-то быть собой и расслабиться — если ты низкий брюнет с прямыми волосами, не нужно казаться высоким кудрявым блондином.

Идея у ролика одна, она просто раскрыта через разные грани. Нам было важно поговорить про городской современный контекст, который по-разному проявляется. Давайте на самом неочевидном скетче расскажу. История про отношение ко времени — мы показали эту нижегородскую особенность через скетч с теплоходом и таким модным молодым парнем, который вроде и дела серьезные делает и сторьки пилит про это. Тут такая ирония над нашей нижегородской рефлексирующей неспешностью, мол, зачем тратить всего два часа, когда можно два дня, но в красоте. Душевно? Душевно! Про отношение ко времени? Безусловно. Переживаем мы по этому поводу? Ну нет, конечно. Это все москвичам надо быстро, а нам в Нижнем можно и подумать, и на реку посмотреть. Нас торопить не надо.

Восемь причин полюбить Нижний Новгород прямо сейчас — это, конечно, чистый фристайл. Этих причин миллион, и у каждого человека они свои. Понятно, что в одном ролике мы не могли показать все, но решили показать восемь важных городских мемов, потому что хороший символизм получался. Восемь веков и восемь причин. Сказка!

Василий Губин

режиссер


Моя работа началась, когда был готов сценарий Артема Дертева и Артема Мещерякова. Мы, конечно, дорабатывали и перепридумывали некоторые сцены, я даже покушался на текст, но в какой-то момент понял, что он для ребят священен, они цитируют его наизусть, поэтому мы приняли слова за константу и работали с действием в кадре. Сложился наш ролик или нет — это, наверное, вопрос к зрителям, но теплых отзывов довольно много.

Главная сложность в съемках — почти весь материал — натурные сцены, которые нужно снять, невзирая на погоду. Погода иногда отвечала ливнями и грозами, поэтому снимали как в мультике «Фильм Фильм Фильм» — пару часов «загораем», потом быстро работаем. А работа с актерами — наверное, любимая часть съемок. В пять утра водить массовку через площадь Минина и просить разбежаться от гигантской рыбы, объяснять бабушке, что такое JavaScript, рассказывать девушкам в купальниках, как «мучаться от жары» в плюс 10 под дождем — все это было бесценно.

Главная сложность в съемках: почти весь материал — натурные сцены, которые нужно снять, невзирая на погоду

Если говорить про отличия рекламы коммерческого продукта от рекламы города, то для коммерческого клиента на первом месте — продукт, его место в истории, ракурс и крупность в кадре. А в нашей истории продукт — это сам город, он везде, в каждой реплике, и в этом плане съемка шла свободнее. Второе отличие — в рекламе часто запираешься в павильоне и очень подробно 12 часов работаешь, согласовывая каждый шаг. Мы снимали скорее, как кино, — по несколько сцен и три-четыре локации в день.

Конечно, снять ролик к юбилею родного города — это очень круто и почетно. Наша работа вообще не была легкой прогулкой, у нас было очень много участников, точек зрения, но, судя по отзывам, все было не зря!

Владимир Лутаенко

генеральный продюсер


Это самый масштабный проект, который мне приходилось организовывать! Продюсерский состав насчитывал четыре человека, и был огромный объем работ. Мы старались максимально задействовать нижегородских специалистов, но, к сожалению или к счастью, в нашем городе параллельно снимался сериал и многие были заняты, пришлось привлекать москвичей. Художники по свету с огромной светобазой, режиссер и техники камеры были «иностранными», то есть, не из Нижнего — прекрасные ребята, которые сделали производство фильма в принципе возможным.

Все было супер четко, как будто бы так идеально в жизни не бывает, наверное, поэтому небеса послали нам дождь, чтобы жизнь раем не казалась

Нам невероятно «повезло» с погодой, теплый, солнечный вайб — полностью результат постпродакшна. Практически все дни шел дождь, но не просто дождь, а прямо ливень! Мы растягивали над актерами огромные рамы, которые работали как зонтики и светили мощными приборами, имитирующими солнце плюс небо во всех кадрах перерисовывали на солнечное. Вот тут как раз большое спасибо гаферам из Москвы, которые притаранили с собой все эти мощные приборы (в нашем городе таких нет), серьезно, без понятия, что бы мы делали в противном случае.

Когда мы поняли, что на проекте работает толпа из сотни человек, то встал вопрос, как правильно распределять между ними эту самую работу. Было сложно, но все получилось. Пока одна команда снимает в деревне бабушку, вторая готовит стол в ресторане, как только творческая группа заканчивает снимать одну локацию, еще одна команда едет оцеплять шаурму и инструктировать массовку. Все было супер четко, как будто бы так идеально в жизни не бывает, наверное, поэтому небеса послали нам дождь, чтобы жизнь раем не казалась.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Как провести последнюю неделю июля в Москве

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Первая полоса

В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток
В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток Как избежать штрафа или обжаловать его — разбираемся вместе с юристом
В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток

В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток
Как избежать штрафа или обжаловать его — разбираемся вместе с юристом

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России Что об этом известно
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
Что об этом известно

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей
«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей Выяснили, как с августа изменятся цены и вызов такси
«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей

«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей
Выяснили, как с августа изменятся цены и вызов такси

Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших
Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших Рассказываем про новую поп-звезду — скоро его будут слушать все
Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших

Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших
Рассказываем про новую поп-звезду — скоро его будут слушать все

Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей
Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей Куда идти за грибами в Подмосковье
Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей

Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей
Куда идти за грибами в Подмосковье

15 новых кофеен, о которых вы могли не знать
15 новых кофеен, о которых вы могли не знать И куда точно стоит зайти
15 новых кофеен, о которых вы могли не знать

15 новых кофеен, о которых вы могли не знать
И куда точно стоит зайти

«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение
«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение Эстетика «Остаться в живых» и квесты в духе «Последнего героя»
«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение

«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение
Эстетика «Остаться в живых» и квесты в духе «Последнего героя»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Кровавая луна над Москвой
Кровавая луна над Москвой Собрали сделанные в выходные фото с огромной красной луной на фоне многоэтажек
Кровавая луна над Москвой

Кровавая луна над Москвой
Собрали сделанные в выходные фото с огромной красной луной на фоне многоэтажек

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Подпишитесь на рассылку