Куратор Ксюша Чеховская о гостинице «Октябрьская» и других проектах архитектора Александра Харитонова

Куратор Ксюша Чеховская о гостинице «Октябрьская» и других проектах архитектора Александра Харитонова

В новом выпуске рубрики «Любимое место» Ксюша Чеховская, куратор фестиваля Intervals Teaser, организованного в этом году при участии «Центра 800» и вошедшего в событийную программу 800-летия,  рассказывает о наследии нижегородского архитектора Александра Харитонова и продюсировании медиапроектов, а также объясняет, почему у этих вещей гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Про гостиницу «Октябрьская»

На четвертом курсе я начала жить в квартире на Верхневолжской набережной. Там были высокие потолки, царила питерская атмосфера, а из окон открывался панорамный вид на реку. Я училась на архитектора жилых и общественных зданий, и каждый день по дороге в строяк шла и залипала на здания на набережной — вот такая профессиональная деформация. Особенно мне запала в душу гостиница «Октябрьская», построенная архитектором Александром Харитоновым под конец перестройки. Проходя мимо нее, я все время обращала внимание на геометрию в формах и пыталась красиво и графично сфотографировать фасад.

Надо сказать, Верхневолжская очень отличается от остальных улиц Нижнего. Где еще в городе встретишь столько купеческих особняков и сталинской архитектуры в таком тесном соседстве? Набережную строили помпезно и пышно, поэтому в проекте «Октябрьской» Харитонов, конечно, учитывал контекст улицы, хотя и строил гостиницу по канонам советского постмодернизма для обкома партии.

О Харитонове нам много и с упоением говорили в университете. Большинство моих преподавателей были его коллегами, поклонниками и последователями еще в девяностые, когда он стал лидером локальной архитектурной тусовки и главным архитектором города. «Октябрьскую» он построил еще до карт-бланша, но в ней уже чувствуется его любовь к причудам. Тут и эркерные балконы по всему фасаду, и башенка на крыше. Здорово когда у здания присутствуют акценты, и есть за что зацепиться глазу. Вот я тоже насмотрелась, и не зря: теперь в первую неделю Intervals Teaser на фасаде этой гостиницы появится мэппинг от мировых и российских медиахудожников Ласло Бордоса, Катерины Питс и студии KEDR.

Про банк и налоговую

После развала СССР закрытый Горький стал открытым Нижним, и здесь появилась выразительная и самодостаточная архитектурная школа. Ее отцами-основателями стали Александр Харитонов и Евгений Пестов, открывшие в 1992 году одноименную мастерскую. Они строили легко, непринужденно и концептуально и освободили исторический центр города от типовой застройки на целое десятилетие.

Так и не скажешь, что там размещается банк «Гарантия» — скорее, дом из волшебных сказок, эстетика которых невероятно вдохновляла Харитонова

В 1995 году на Малой Покровской появилось причудливое здание, явно вдохновленное модерном и лубочными мотивами — с узорчатой аркой, окошками, напоминающими зеркала, изогнутыми линиями фасада и обязательной башней. Так и не скажешь, что там размещается банк «Гарантия» — скорее, дом из волшебных сказок, эстетика которых невероятно вдохновляла Харитонова. У него вообще полно обращений к корням и знакомым с детства символам. Отсюда так много архитектурных деталей и акцентов в облике банка — его не упустишь из виду, запомнишь и захочешь вернуться к нему вновь. А еще по вечерам там горит подсветка, и я люблю по-доброму шутить, что это световая инсталляция на минималках.

Харитонов вообще предпочитал отрываться по полной в строительстве общественных зданий. И даже банковское строение на Большой Печерской, где сейчас располагается налоговая, построил в виде забавного, но, на самом деле, безусловно гармоничного терема в камне. И снова буйство формы, творческий полет и чувство юмора — в милой крыше, крыльце с мозаикой, чей сюжет отсылает нас к местному Кремлю, и окна разных форм и размеров. Иной раз идешь по Печерке, останавливаешься и думаешь: «А неплохо было бы работать в такой налоговой, да?».

Про карьеру в медиаискусстве и продюсировании

Изучая архитектуру, волей-неволей я задумывалась о том, а как вообще можно «оживить» здание, наделить его новыми смыслами, добавить или убрать визуальный объем. Ответ крылся в новых медиа, а конкретно в мэппинге, познавать которые я поехала на московский фестиваль «Круг света» еще в 2014 году. И все. С тех пор меня накрыло, и не отпускает до сих пор. Сначала я всерьез решила стать медиахудожником, и в тот момент только и думала о том, какой фасад было бы круто замэппить, как поиграть с его геометрией. Постепенно стала виджеить на вечеринках друзей в Bar Mesto и на «Архипати», и испытывала острую необходимость изучать медиаискусство всерьез. В тот период в моей жизни и жизни города появился коворкинг «Свободная мастерская», где мы обустроили место работы на мансарде рядом с Рождественской для местных креативщиков и создали образовательное пространство с привозом спикеров из разных сфер. Проект закончился вместе с моим переездом в Москву, до которого я еще успела поработать арт-директором в студии dreamlaser.

В выборе названия мы исходили из логики того, чтобы лучшим образом описать взаимодействие визуального художника и музыканта: все, что происходит между этими творцами, и есть Intervals

В Москву меня пригласили организовывать выставки в галерее аудиовизуального искусства «МАРС», где я и начала продюсировать медиапроекты. Но Нижний не отпускал. В 2015 году мы с друзьями из группировки Svetofon решили устроить вечеринку «Интервалы» на «Складе». В выборе названия мы исходили из логики того, чтобы лучшим образом описать взаимодействие визуального художника и музыканта: все, что происходит между этими творцами, и есть Intervals. Тогда мы еще не знали, что в 2017 году вечеринка превратится в фестиваль в стенах Нижполиграфа, а в 2019 — в международное событие с медиавыставкой, музыкальной программой и лекциями. Осенью 2020 мы вместе с «Центром 800» вновь вернули Intervals в Нижний в формате тизера, чтобы в который раз обратить внимание публики, на привычные локации в историческом центре Нижнего. Для этого я отбирала медиахудожников из России и мира, давая им полную свободу самовыражения в плане мэппингов и внутренних инсталляций.

На мой взгляд, философия Intervals схожа с миссией Александра Харитонова. И нашей команде, и архитектору в его лице одинаково важно сохранить исторический контекст Нижнего и его неповторимые черты. А еще на Intervals мы помогаем нашим зрителям воспринимать привычные места Нижнего по новому, знакомим их с художниками и подогреваем интерес к образованию в сфере медиа-арта.

Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Сюжет

Событие

Новое и лучшее

Как купить счастье: 5 простых советов

Могильный камень преткновения

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

Первая полоса

Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого
Как купить счастье: 5 простых советовНа что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее
Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого

Как купить счастье: 5 простых советов На что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее

Могильный камень преткновения
Истории
Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных
Могильный камень преткновения
Истории

Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сценаИ почему эксперимент невозможно повторить

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена И почему эксперимент невозможно повторить

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки

«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа
«Я выбрал работу с меньшими доходами»Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом
«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа

«Я выбрал работу с меньшими доходами» Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Промо
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесосИ почему он может больше, чем вы думаете
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Спецпроекты
Промо

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос И почему он может больше, чем вы думаете

Откуда берутся привычки
Книга недели
Откуда берутся привычкиИ почему начать курить проще, чем начать бегать
Откуда берутся привычки
Книга недели

Откуда берутся привычки И почему начать курить проще, чем начать бегать

Как решить нерешаемую проблему
Промо
Как решить нерешаемую проблемуС помощью технологий и собственной головы
Как решить нерешаемую проблему
Спецпроекты
Промо

Как решить нерешаемую проблему С помощью технологий и собственной головы

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратноОб эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно Об эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жильеИ делятся своими финансовыми лайфхаками
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье И делятся своими финансовыми лайфхаками

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»Да, теперь и косметика
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль» Да, теперь и косметика

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить

Гид по осенней Карелии
Путешествия

Гид по осенней КарелииКак провести выходные в краю озер и скал

Гид по осенней Карелии
Путешествия

Гид по осенней Карелии Как провести выходные в краю озер и скал

«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
Фильмы недели
«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
Фильмы недели

«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора

Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo
Покупка недели
Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x ByredoВ продаже совсем скоро
Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo
Покупка недели

Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo В продаже совсем скоро

Как на нас влияет шум городов
Что нового
Как на нас влияет шум городовЗвукорежиссер — о том, как мы сходим с ума от звуков мегаполиса
Как на нас влияет шум городов
Что нового

Как на нас влияет шум городов Звукорежиссер — о том, как мы сходим с ума от звуков мегаполиса

Подпишитесь на рассылку