Что изменилось в обновленном «Рекорде» Новое культурное пространство на привычном месте

Что изменилось в обновленном «Рекорде»

The Village Нижний Новгород совместно с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. В конце сентября, после двухлетней реставрации, открылся центр культуры «Рекорд» — пространство с непростой судьбой и богатейшей историей.

Мультиформатное творческое пространство преобразилось в рамках подготовки к юбилею Нижнего и программы «Реставрация 800». «Рекорд», построенный в 1938 году по проекту архитектора Александра Яковлева, после обновления сохранил свои прежние функции — здесь работает кафе с недорогим кофе и простым меню, действует киноконцертный зал с современной техникой и, наконец-то, удобными креслами, открыты пространства второго этажа, а в главном зале, где раньше проходили концерты, теперь разместилось выставочное пространство. Из самых заметных изменений: новый вестибюль, перенесенный на место бывших касс гардероб, радикально обновленные туалеты и пятиметровая скульптура читающей девочки, выполненная художником Дмитрием Аске. В порядок также привели фасад здания, которое является ярким примером нижегородского постконструктивизма. Кроме того, в «Рекорде» теперь действует бесплатный коворкинг с настольными лампами и розетками — туда можно прийти и поработать, глядя в окна на перекресток Алексеевской и Пискунова.

The Village Нижний Новгород пообщался с архитектором и автором дизайн-проекта Станиславом Горшуновым (бюро «ГОРА»), генеральным директором ЗАО «СМУ-77» Владимиром Молокановым и художественным руководителем «Рекорда» Сергеем Жураковым о том, какие именно работы проходили в «Рекорде», как при реставрации удалось совместить историческое пространство и современность, а также о том, как будет центр культуры жить дальше.

Станислав Горшунов

архитектор


 Мы занимались дизайном, внутренним наполнением и новыми смыслами — основной нашей задачей было оставить максимально неизменным то, что было задумано архитектором Александром Яковлевым, чьи чертежи мы активно изучали перед работой. И здесь мы работали вместе с реставратором Владимиром Анатольевичем Молокановым — в чем-то он нам помогал, что-то делать запрещал, в общем, мы были в такой совместной работе. Были у нас, конечно, моменты и сложные, иногда жарко спорили, но практически всегда находили какие-то решения.

Для меня «Рекорд» всегда был таким запущенным объектом и вечным рынком внутри, он был неудобен планировочно — например, чтобы попасть в гардероб, нужно было зайти в верхней одежде и пройти через два зала, а потом точно так же, в одежде, пройти через эти залы на выход. Мне всегда это не нравилось, довольно трудно было придумать, как сделать иначе, и не все изначально с нашей новой планировкой согласились — когда что-то кардинально меняешь, это всегда стресс для людей. Кроме того, чтобы пройти в гардероб, нужно было пройти две лестницы — сначала спуститься, а потом подняться, это проблема для маломобильных групп населения и этот аргумент, помимо удобства, повлиял на принятие новой планировочной структуры.

Про обновленное пространство и его устройство

Сейчас у нас есть два входа — зимний и летний. Летний — из ротонды, двери которой открываются и получается такое «перетекающее пространство» из ротонды на улицу. На первом этаже у нас зона кафе и там стоит такая же по стилистике мебель, которая будет стоять летом на улице. Это пространство будет затягивать в сам зал.

На зиму вход через ротонду закрывается и открывается вход со стороны касс. Там все в историческом стиле, но мы сделали стеклянные вставки на дверях, чтобы в темное время светом акцентировать внимание и было понятно, что там главный вход — нам не хотелось вешать каких-то дополнительных вывесок. При входе раньше были кассы и какие-то служебные помещения — все это мы расчистили и сделали там механизированный гардероб, который в разы увеличивает скорость обслуживания и плотность одежды, которую туда можно повесить. Кроме того, касса теперь находится в тамбуре у входа — там было небольшое неиспользуемое пространство, мы его расчистили и выяснили, что там вполне нормально можно разместиться.

То, что осталось от Яковлева — вечно. И мы дополнили «вечный» интерьер мебелью и скульптурой, отсылающими к неосупрематизму, который был популярен, когда создавался «Рекорд». При этом, все работает на контрасте — как в форме, так и по цвету. Мы посчитали, что за счет подобных контрастных пространству элементов мы выявим больший историзм самого центра. Кроме того, если мебель через 10-15 лет морально устареет, ее можно будет заменить — другая команда придет и наполнит пространство чем-то новым.

О функциях «Рекорда»

У центра остаются все его старые функции, и нашей задачей было еще и дополнить их новыми. Ядро центра — современный кинозал с отличным звуком, удобными креслами, хорошим новым экраном. На мой взгляд, зал удалось изменить сильнее всего — все остальное осталось практически неизменным. Еще в новом «Рекорде» нигде не видно вентиляции, хотя она там, как и отопление, есть — мы пытались корректно вписать коммуникации в пространство, и я думаю, что у нас получилось.

В ротонде первого этажа у нас расположено кафе с выставочным пространством, на втором — зона коворкинга с лекционным залом, а в большом холле будут проходить масштабные выставки, лекции и концерты, потому что там очень хорошая акустика. Обновились туалеты — они вышли небольшими, но комфортными. Мы долго не знали, как решить проблему со ступеньками на входе в туалеты — в итоге решили уйти от ступенек вообще и теперь там такой «затягивающий» с четырех сторон тоннель.

О скульптуре Дмитрия Аске

Холл, в котором стоит скульптура — центральный, через него проходят все связи: на второй этаж, в туалет, в кинозал и ротонду. Этот холл довольно высокий, и там нужен был вертикальный объект, знаковый, который бы собрал интерьер воедино. И этим новым центром стала скульптура читающей девочки как символ культуры «Рекорда». Я случайно увидел эту скульптуру Дмитрия — а он тогда еще не был настолько популярен в Нижнем Новгороде — и мы заказали ее для «Рекорда», где она простояла, запакованная в целлофан, два года, пока шли работы.

О будущем «Рекорда»

Когда мы сдаем какие-нибудь пространства, они начинают жить своей жизнью. Мы отпускаем их как выросших детей, и дальше все зависит, в чьи руки они попадают. Чтобы управлять современным пространством, нужно ощущать его дух, потенциал и чувствовать ветра перемен. И это очень важно, будем надеяться, что коллектив, который занимается дальнейшей жизнью «Рекорда» сделает его только лучше.

Владимир Молоканов

реставратор


О сложностях и находках

В чем сложность приспособления под современное использование — надо сохранить исторический замысел и сделать так, чтобы пространство работало современно. Наверное, иногда я был тем человеком, который говорил все время «нельзя»: нельзя трогать штукатурку, лепнину, еще что-то. Здесь тонкая грань — вечный спор реставраторов (наша задача — сохранить) и архитекторов (им нужно приспособить и придать пространству современность). Кроме того, третья функция от самого «Рекорда» — это вопрос эксплуатации. У всех трех сторон свои цели, самое сложное было — сделать все так, чтобы и объект получился хорошим, насыщенным и красивым, и чтобы эти три цели были объединены, потому что порой мы расходились во мнениях.

Например, при работах в кинозале мы нашли замечательно сохранившуюся лепнину, но по всем требованиям там нужно делать звукоизоляцию, чтобы звук не гулял. Мы восстановили лепнину, а потом аккуратно, с отступом от стен навесили звукоизоляцию. Мало ли, когда-нибудь что-то изменится, люди все это снимут и увидят сохранившееся оформление зала. Кроме того, мы все работы подробно зафиксировали на фото и задокументировали — все эти материалы мы оформим в отчет и сдадим в архив. Так что, если через 50 лет кто-то захочет придать зданию современную функцию, он получит достаточно и физического и документального материала, чтобы поработать с этим объектом.

Один из компромиссов в нашем взаимодействии с архитектором — это как раз зал. Я сделал все свои реставрационные работы, все сохранил и зафиксировал, и только после полного восстановления мы дали команду навесить новую звукоизоляцию. Кроме того, одно из условий было таким — все новое должно отстоять от старых стен, не висеть на них и не портить.

Лепнина в кинозале была многослойно зашита — при проектировании мы делали частичное вскрытие, смотрели, что там, но не предполагали, что все сохранилось в таком неплохом состоянии. И, когда мы зал отреставрировали, Станислав уже засомневался — может, его так и оставить? Нам этого хотелось, но вмешалась третья сторона — сам «Рекорд», который будет использовать зал, и для того, чтобы там был хороший звук, лепнину нам пришлось закрыть.

О взаимодействии старины и современности

Кроме того, в «Рекорде» остались исторические перила, ступени подъема на ротонду (их отреставрировали — там было много сколов), сам облик и пространство ротонды. Все элементы, которые установил Станислав — непостоянные, они могут перемещаться, сами же объемы сохранились, там нет никаких перегородок и разделений, которые бы как-то испортили историчность. Во всем пространстве «Рекорда» не введено ни одной новой перегородки.

Единственное — зона санузлов и офиса, ее возвели в 1950-х годах, она неисторическая, и там полностью хозяйничал Станислав, поэтому там другие подходы по свету, покраске, зонированию — современные коридоры, лестницы. В «Рекорде» нет принципа «немножко под старину», я объяснял архитектору — нужно либо сохранять историческое, либо делать на контрасте, чтобы было видно, где старое, а где новое. Не надо работать «под старину» — это все равно видно.

Сергей Жураков

художественный руководитель


 Обязанности художественного руководителя просты и сложны одновременно. Цели и задачи каких-то профильных культурных заведений предельно ясны, вот возьмем кукольный театр — они специализируются на показе кукольных спектаклей, возьмем оперный театр — там идут оперные и балетные постановки. У центра культуры «Рекорд» задача более широкая, тем более сейчас, после реконструкции — мы находимся в стадии формирования некоего пакета культурных проектов и перед нами стоит задача наметить, сшить и представить на суд наших учредителей, министерства культуры, какие-то наши проекты. Ну и, параллельно с этим, начинают проводиться мероприятия.

Прежде всего, мы сохраним нашу основную миссию — кинопоказы. В этой плоскости мы не собираемся конкурировать с сетевыми кинотеатрами, у нас есть определенные наработки, которые мы раньше реализовывали. Например, был очень хороший проект «Арт-кино» — это художественные и публицистические фильмы про художников. И, соответственно, фестивальные показы молодых режиссеров, отечественные фильмы. Мы сейчас открыты для предложений, ориентированы на сотрудничество и реализацию проектов, в первую очередь от молодых нижегородцев.

Мы готовы привлекать сторонних организаторов, моя миссия в этом случае — оценить художественную ценность. И, конечно, молодые люди зачастую максималисты, категоричны, не консервативны и предлагают что-то необычное, но надо смотреть, чтобы это было в определенных культурных рамках, чтобы это не было эпатажем — нам бы не хотелось каких-либо культурных скандалов. Я за «культурную культуру», извините за тавтологию, чтобы не было китча, эпатажа и пошлости.

«Рекорд» — пространство очень разнообразное, оно подходит для самых разных мероприятий и я хочу сказать только два слова — «Добро пожаловать». Это относится и к слушателям, зрителям, и к любым творческим людям, в том числе и организаторам.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Главные сериалы этой зимы

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря? Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы«Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы «Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы А также ключевые изобретения их героев
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
А также ключевые изобретения их героев

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И можно ли принимать предложение о работе только ради денег
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И можно ли принимать предложение о работе только ради денег

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Подпишитесь на рассылку