Алексей Трифонов — о фестивале «Стрелка» и о том, как научиться слушать классику

Алексей Трифонов — о фестивале «Стрелка» и о том, как научиться слушать классику

The Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. В новом выпуске пообщались с Алексеем Трифоновым — куратором и художественным руководителем международного фестиваля искусств «Стрелка», который войдет в событийную программу 800-летия Нижнего. В прошлом году фестиваль впервые прошел в пакгаузах на Стрелке, несмотря на ветер и проливные дожди — в этом же году из-за пандемии «Стрелка» ограничилась двумя концертами в театре драмы, попасть на которые смогли участники форума ЦИПР. The Village Нижний Новгород узнал у Алексея Трифонова о том, чего не терпит искусство, как научиться слушать классическую музыку и как будет развиваться фестиваль «Стрелка».

Про идею и концепцию фестиваля «Стрелка»

Два года назад мы встретились с Олегом Берковичем (министром культуры Нижегородской области, — Прим. ред.) и подумали с ним, что в Нижнем Новгороде сложилась странная ситуация. С одной стороны, есть институции, которые занимаются академической музыкой, с другой — у них устоявшаяся и не слишком меняющаяся аудитория. Поэтому нам захотелось сделать что-то, что вовлекло бы нижегородцев, которые пока не знают всех прелестей оперного искусства и классической музыки, чтобы они пришли и послушали, получили информацию и уже на основании своих эмоций и впечатлений могли решить — хотят они дальше слушать такую музыку или нет. Потому что музыкальное искусство не терпит одной-единственной вещи, а именно — принуждения, как людей, которые музыку исполняют, так и людей, которые ее слушают.

Это была одна интенция, а вторая была связана с тем, что в Нижнем Новгороде очень сильное и активное градозащитное движение — в связи с этим возникла идея, что если что-то такое и делать, то на знаковом, но невостребованном месте. Таковым местом оказалась Стрелка и уже в процессе первого фестиваля возникла история про то, что пакгаузы надо сохранить для будущего и сделать максимально удобными, комфортными для использования.

Мы открыты абсолютно всем — и консерваторской профессуре, и людям, которым просто стало интересно

У нас прекрасные люди и прекрасная страна, но если вы посмотрите на людей, которые ходят по улицам, неважно, Москвы или Нижнего Новгорода, то заметите, что они, к сожалению, не так часто улыбаются. И мне захотелось сделать какую-то историю про праздник — чтобы люди пришли и получили большой заряд положительных эмоций, чтобы светлое послевкусие после этих концертов оставалось у них максимально долго. Поэтому для первого фестиваля был выбран формат больших оперных гала-концертов, а поскольку фестиваль совпал с завершением конкурса Чайковского, я счел уместным один концерт сделать с участием замечательного скрипача Айлена Притчина — лауреата конкурса 2019 года, который и сыграл скрипичный концерт Чайковского.

В этом году на фестивале всего два концерта, но если даже смотреть по ним, я хочу сочетать историю про праздник с историей про сложные, во многом, наверное, не известные нижегородцам произведения, которые при этом очень сильно действуют даже на неподготовленного слушателя.

Я исхожу из того, что к нам приходят самые разные люди, в том числе и те, кто не знает историю классической музыки или нотную грамоту. Мы открыты абсолютно всем — и консерваторской профессуре, и людям, которым просто стало интересно. У меня задача подобрать музыку таким образом, чтобы даже человек, ничего не знающий, здесь получил более сложные эмоции. И для второго концерта в этом году были выбраны произведения, которые очень редко исполняются и исполнители, которые могут максимально интересно их донести до слушателя. Ну и, конечно, если мы говорим про будущее, то я надеюсь, что получится сделать сложноформатные концерты. Не буду говорить конкретные названия, но мне очень хочется сделать оперы в концертном исполнении с использованием современных методов визуализации.

О будущем фестиваля

Безусловно, если нам позволит ситуация финансовая и эпидемиологическая, то со следующего года мы будем делать программы, связанные с просвещением, образованием. Два разных направления: с одной стороны — просветительские программы для людей, которым просто интересно и которые могут не знать ничего про классическую музыку, а с другой стороны — образовательные программы для студентов музучилища и консерватории. Очень правильно будет, если прекрасные солисты и дирижеры, которые приезжают на фестиваль, смогут общаться со студентами, давать мастер-классы. Думаю, мы придумаем еще какие-то формы взаимодействия.

Есть прекрасные фестивали, которые нацелены на очень тонкую прослойку публики — рафинированную, знающую все, но, увы, узкую. Это замечательные фестивали, они должны быть, но наша задача в отношении фестиваля «Стрелка» — не становиться таким вот узкопрофилированным гетто, а обращаться к самой разной музыке. И к мейнстримовой — XVIII-XIX век — классицизм и романтики; и к барочной, средневековой, и совсем современной, а также к той любимой мною музыке, которая у нас, увы, немного и нечасто исполняется. Это огромный пласт великолепной музыки середины XX века — 20-50-х годов, которая у всех музыкальных организаций России находится чуть-чуть в загоне, если не брать самые известные, первые имена — Шостаковича, Прокофьева и то, звучит считанное количество их произведений. Вот эту музыку мне очень хочется до слушателя донести, потому что композиторы в середине XX века жили в очень сложное время как в политическом плане, так и в плане культурных изменений — когда у вас традиционные формы меняются сначала на экспрессионизм, потом авангард и футуризм, потом идет неоклассицизм, а потом возникают совсем новые музыкальные языки. Все это произошло с 10-х по 60-е годы ХХ века, и мне хочется, чтобы музыку этого времени много играли и слушали.

Я надеюсь, что со временем не только в городе, но и в нижегородской области мы будем находить какие-то интересные точки, которые немножко по-другому с помощью классической музыки сможем развернуть

О площадках «Стрелки»

В планах у нас, безусловно, есть расширение географии и в первую очередь оно связано с полиформатными проектами. В этом году мы выбрали для фестиваля театр драмы не только потому, что уже сентябрь и холодно — понятно, что на Стрелке проводить что-либо в это время невозможно — но и потому, что в драматическом театре очень интересная акустика. Это место, которое нижегородцы знают, но никак не ассоциируют с классической музыкой. Я надеюсь, что со временем не только в городе, но и в Нижегородской области мы будем находить какие-то интересные точки, которые немножко по-другому с помощью классической музыки сможем развернуть — где-то просто привлечь к ним внимание, а где-то сделать так, чтобы люди их воспринимали в новом свете.

И, безусловно, городу необходим новый современный оперный театр или большой центр исполнительских искусств. Руководство области активно работает над решением этой задачи, хотя есть конечно определенные сложности — в первую очередь финансовые. Нижний Новгород — прекрасный город, но с хорошими современными площадками тут, увы, беда, а городу они жизненно необходимы для развития. Я очень рассчитываю на то, что удастся воплотить в жизнь идеи по созданию в пакгаузах хорошего, полноценного концертного зала с качественной акустикой, чтобы можно было там проводить концерты, не думая о ветре и дожде — пусть они снаружи будут, это только придаст атмосферности, а вот внутри пускай ни на кого не льет и никого не сдувает.

Как научиться слушать классическую музыку?

В классической музыке очень важно слушать не только какие-то конкретные произведения, а слышать разницу в исполнениях. Композиторов масса, они все прекрасные и замечательные, но если человек хочет глубже в этот мир погрузиться, то я бы посоветовал одно и то же произведение взять и послушать в разных исполнениях. Выделить время и послушать семь, восемь, десять исполнений разных по времени записи, по исполнителям — тогда ты погружаешься в классическую музыку во всем ее многообразии.

Очень часто бывает, что люди говорят — «Скрябин не мой композитор» или «Бетховен не мой композитор». Начинаешь выяснять — что именно не пошло, и понимаешь, что человек послушал одну запись и она ему дико не понравилась. Беда не в композиторе, не в произведении, а в том, что это конкретное исполнение не совпало с внутренним мироощущением этого человека, и если бы он послушал другой вариант, то есть большая вероятность, что ему бы это произведение понравилось. Поэтому я не готов навязывать никаких конкретных композиторов или произведения, но я бы посоветовал слушать одно и то же произведение в разных исполнениях — особенно, если вы его знаете, любите или наоборот — если оно вам совсем не нравится. Возьмите и послушайте его в разных интерпретациях.

Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Сюжет

Событие

Новое и лучшее

Как купить счастье: 5 простых советов

Могильный камень преткновения

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

Первая полоса

Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого
Как купить счастье: 5 простых советовНа что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее
Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого

Как купить счастье: 5 простых советов На что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее

Могильный камень преткновения
Истории
Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных
Могильный камень преткновения
Истории

Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сценаИ почему эксперимент невозможно повторить

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена И почему эксперимент невозможно повторить

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки

«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа
«Я выбрал работу с меньшими доходами»Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом
«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа

«Я выбрал работу с меньшими доходами» Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Промо
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесосИ почему он может больше, чем вы думаете
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Спецпроекты
Промо

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос И почему он может больше, чем вы думаете

Откуда берутся привычки
Книга недели
Откуда берутся привычкиИ почему начать курить проще, чем начать бегать
Откуда берутся привычки
Книга недели

Откуда берутся привычки И почему начать курить проще, чем начать бегать

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратноОб эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно Об эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жильеИ делятся своими финансовыми лайфхаками
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье И делятся своими финансовыми лайфхаками

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»Да, теперь и косметика
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль» Да, теперь и косметика

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить

Гид по осенней Карелии
Путешествия

Гид по осенней КарелииКак провести выходные в краю озер и скал

Гид по осенней Карелии
Путешествия

Гид по осенней Карелии Как провести выходные в краю озер и скал

Как решить нерешаемую проблему
Промо
Как решить нерешаемую проблемуС помощью технологий и собственной головы
Как решить нерешаемую проблему
Спецпроекты
Промо

Как решить нерешаемую проблему С помощью технологий и собственной головы

«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
Фильмы недели
«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
Фильмы недели

«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора

Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo
Покупка недели
Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x ByredoВ продаже совсем скоро
Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo
Покупка недели

Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo В продаже совсем скоро

Как на нас влияет шум городов
Что нового
Как на нас влияет шум городовЗвукорежиссер — о том, как мы сходим с ума от звуков мегаполиса
Как на нас влияет шум городов
Что нового

Как на нас влияет шум городов Звукорежиссер — о том, как мы сходим с ума от звуков мегаполиса

Подпишитесь на рассылку