Иностранный опыт: 7 транспортных решений для Москвы На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин отправился в Сеул, чтобы перенять опыт решения транспортных проблем. The Village изучил южнокорейский опыт борьбы с пробками
Мэр Москвы Сергей Собянин на несколько дней отправился в Сеул, где семь лет назад успешно выстроили городскую транспортную инфраструктуру, чтобы перенять заграничный опыт. The Village узнал, как южнокорейская столица боролась с дорожными заторами, выяснил, почему развивать общественный транспорт выгоднее, чем строить развязки, и составил список возможных действий московского мэра после возвращения.

ЗАКРЫТЬ ПАРКОВКИ В ЦЕНТРЕ
Чтобы офисные клерки добирались на работу на общественном транспорте, а не на собственном автомобиле, в центре Сеула максимально сократили количество парковок около торговых и офисных зданий. Плата за место на стоянке взлетела на 40 %. Передвигаться на частном автомобиле в час пик в корейской столице стало совсем невыгодно, тогда правительство ввело плату за проезд через два ключевых тоннеля, соединяющих окраины и центр. Если добавить к этому списку неудобств налог на бензин 1997 года, то выходит и вовсе накладно. В свою очередь работодатели вроде Samsung, LG или Daewoo договорились между собой о разном времени начала рабочего дня, чтобы разгрузить город. Теперь клерки приходят на работу к 8 или к 9 утра. |
Читать дальше |

СДЕЛАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ТОЧНЫМ
Главное преимущество общественного транспорта в том, что любой житель всегда может четко рассчитать время поездки. Несколько лет назад городская администрация наняла математиков, которые сопоставили все расписания и графики движения общественного транспорта — получилось сбалансированное городское расписание и карта всех маршрутов. Информация о прибытии автобуса теперь поступает на табло на каждой остановке либо на смартфоны через спутник. На остановках наклеены штрихкоды. Сфотографировав его, пассажир автоматически загружает приложение с подробной информацией о расписании движения автобусов на станции, где он находится. |
|

РАЗВИВАТЬ МЕТРО
Главный козырь Сеула в решении проблемы автомобильных заторов — корейский метрополитен. Он постоянно развивается, потому что строится на государственные и частные деньги. Инвесторы хотят, чтобы их транспортом пользовалось как можно больше людей, для этого в вагонах установлены кондиционеры, можно слушать музыку или смотреть трейлеры к фильмам. В этом году даже придумали экспериментальную программу для велосипедистов, когда вместо сидений в вагоне предлагается отсек с держателями. Девять линий метро соединяют все районы города. Ежедневно им пользуется 5 млн человек. 70 % всех путей проходят под землей, поэтому поезда носятся на колоссальной скорости. Две ветки выходят за пределы города, соединяя центр с окраинами. Они же являются частью железной дороги — большой плюс для тех, кто приезжает в Сеул работать. План развития линий составлен до 2015 года. |
На всех станциях cеульского метро работает беспроводной интернет, на новых ветках Wi-Fi действует внутри вагонов
|

ПОВЕРИТЬ В АВТОБУС
Автобусное сообщение — второй по популярности транспорт после метро. И если десять лет назад им пользовалось 15 % граждан, то сегодня это цифра перевалила за 60 %. В 2007 году мэр города Ле Мен Бак (нынешний президент страны) назвал пробки в Сеуле «стихийными». Через несколько месяцев в городе появились выделенные полосы для общественного транспорта прямо посередине шоссе. Время в пути сократилось в три раза, средняя скорость движения увеличилась. Вскоре для «выделенки» разрушили даже один из сверхскоростных городских хайвеев. Автобусные полосы — закрытая для автомобилей зона, за нарушение разграничительной линии полагается высокий штраф, поэтому границ никто не нарушает. По городу курсирует около тринадцати тысяч автобусов. Автобусные номера указывают, какой район Сеула является пунктом прибытия. Но маршрутов так много, что жители часто ориентируются по цвету. Например, красные автобусы соединяют центр Сеула с городами-спутниками и его многочисленными пригородами. |
Автобусы: |

СОЗДАТЬ УДОБНУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ
Электронная система оплаты общественного транспорта T-money заработала в 2004 году. За 2 500 вон (64,2 рубля) можно купить карту, которой расплачиваются в транспорте, такси и даже в магазине. Иностранцы и туристы тоже могут ее приобрести. Счет пополняется в многочисленных терминалах. Чем больше пассажир использует общественный транспорт, тем больше скидок получает. Если пересесть с метро на автобус или наоборот, с автобуса на метро, в течение получаса, то денег за проезд платить вообще не нужно. В автобусах, где цена поездки зависит от расстояния, на выходе нужно приложить карту к специальному чипу и необходимая плата за проезд спишется со счета. |
Читать дальше |

УСТАНОВИТЬ КАМЕРЫ
На дорогах Сеула установлено большое количество электронных табло, на которых сообщают о пробках заранее, и видеокамер, отслеживающих ситуацию. Тысяча камер с высоким разрешением управляются диспетчерами из специального городского административного центра слежения. После определения номера машины водитель автоматически получает SMS с информацией о штрафе. Стоянка в неположенном месте, например, обойдется в 58 тысяч вон (1,5 тысячи рублей). Правонарушители ежегодно приносят городскому бюджету 20 млн долларов. Эти деньги идут на развитие транспортной инфраструктуры. Информация о местонахождении машин с навигаторами также направляется в аналитический центр, где обрабатывается и публикуется в виде карты интенсивности движения в городе. |
|

СОЗДАВАТЬ ПОДЗЕМНЫЕ РАЗВЯЗКИ
Строительство дорог в Сеуле ведется постоянно, однако это все-таки второстепенное направление. Популяризация общественного транспорта и борьба с личным автотранспортом — главное. Город до сих пор скован двумя мостами, которые соединяют центр и окраины, именно из-за них в пробках скапливается множество машин. Помимо прокладки новых путей, в Сеуле постоянно расширяют уже существующие дороги. Еще одним выгодным начинанием стоит назвать строительство подземных развязок и навесных эстакад в несколько десятков метров. В городе даже есть скоростные трассы, проходящие сквозь город на разных ярусах. Например, вдоль реки Ханривер, которая разделяет Сеул пополам, с обеих сторон идут скоростные пути. |
Скорость на многоярусных трассах составляет не менее 80–100 км/ час
|
ЖИТЕЛИ О ТРАНСПОРТНОЙ СИТУАЦИИ В СЕУЛЕ
| |
Елена Холодкова, 25 лет, офис-менеджер: «Я работаю в корейской компании, так что была в Корее по долгу службы в декабре 2009-го. Ситуация в часы пик в десятимиллионном Сеуле практически сравнима с московской... Есть, однако, одно „но“ — полосы для общественного транспорта (автобусов). В Сеуле их очень уважают. Там есть так называемый City Bus Tour — экскурсия, где, покупая один билет, можно путешествовать весь день. Даже в самые оживленные часы можно быть уверенной, что пробки не поменяют планов». |
Как благодаря стараниям молодого мэра в 2010 году Сеул объявили мировой столицей дизайна —в материале The Village: |