Несколько лет назад в московском метро по особым случаям стали включать фрагменты музыкальных произведений Бетховена, Огинского, Чайковского и Моцарта. Теперь сменить механический шум на классику хотят и в Петербурге: инициативные горожане организовали сбор подписей и собираются обратиться с предложением к губернатору. Тем временем пассажиры метро в Европе, Азии и Америки приобщаются к прекрасному во время каждой поездки. The Village узнал, как музыкальные турникеты, диски с композициями Вивальди и уличные артисты могут сделать метро более комфортным и безопасным. 

 

Брюссель

В брюссельском метро музыка играла с момента его постройки. До 2005 года это были классические и инструментальные произведения, но со временем руководство компании MIVB, владеющей брюссельской подземкой, сменило стратегию, и из громкоговорителей заиграл поп и рок. Плей-лист меняется в зависимости от времени суток. Утром это хорошо известные хиты прошлого века, предназначенные для тех, кто отправляется на работу. Днём, с 15:30 до 18:30, когда школьники и студенты возвращаются домой, играют новинки поп-музыки. До 21:30 плей-лист вновь сменяется на утренний, а остаток вечера звучит классика. Как ни странно, выбором песен занимается не конкретный человек или компания, а специальная программа. Она мониторит международные хит-парады, отбирая самые популярные мелодии. Как следствие, большинство песен звучали на английском, иногда на французском. Последнее сильно не нравилось голландскоговорящему населению Брюсселя: песен на их родном языке не было вовсе. Поэтому в 2011 году министр транспорта запретил включать в плей-лист метрополитена песни на официальных языках. Теперь 70 % композиций звучат на английском, 15 % — на испанском и 15 % — на итальянском. 

В то время как на платформах играет музыка из громкоговорителей, в остальных частях подземки хозяйничают уличные артисты. Каждый год они должны запрашивать официальное разрешение на выступление, которое им выдают после небольшого интервью. Зоны, предназначенные для музыкантов, расположены на каждой станции и обозначены специальным знаком в форме скрипичного ключа, прикреплённого к стене или полу.

 

В то время как на платформах играет музыка из громкоговорителей, в остальных частях подземки хозяйничают уличные артисты. Каждый год они должны запрашивать официальное разрешение на выступление, которое им выдают после небольшого интервью, выявляющего мотивы исполнителя, место, где он хочет играть, и прочие детали. Зоны, предназначенные для музыкантов, расположены на каждой станции и обозначены специальным знаком в форме скрипичного ключа, прикрепленным к стене или полу.

 

Париж

Парижский метрополитен вполне заслуживает звания самой музыкальной подземки в мире. Играет в нём исключительно живая музыка: так оператор метро RATP не только помогает молодым музыкантам, но и развлекает пассажиров. Первое музыкальное событие Métro Molto Allegro, сценой для которого стала одна из станций, прошло ещё в 1997 году. С тех пор уличные артисты всерьез стали рассматривать выступление в метро как реальный шанс раскрутиться. За пару лет число желающих засветиться возросло настолько, что компания RATP открыла специальное подразделение l'Espace Métro Accords (EMA), которое занимается отбором претендентов. Два раза в год проводится крупное прослушивание, на котором около 350 музыкантов получают аккредитацию, действительную в течение шести месяцев. Как говорит жюри, единственный критерий — это талант, даже если игра артистов далека от эталонной. Самые перспективные молодые музыканты получают шанс выступить на одном из крупнейших фестивалей Франции: Solidays (на сцене Jeunes talents) или Art Rock.

По решению комиссии играть в поездах запрещено, так как пассажир в таком случае становится заложником музыки, даже если она ему не нравится. Места для выступлений строго ограничены вестибюлями. 

 

Пекин

Классическая музыка заиграла в подземке Пекина не так давно: в январе этого года Национальный центр исполнительных искусств (NCPA) и пекинский метрополитен объявили об старте своего совместного проекта Music On The Way. Классическая музыка звучит на 160 станциях в течение восьми часов в день. Подобная инициатива работала в Пекине ещё с 2009 года, но тогда руководство метрополитена напрямую сотрудничало с Music Copyright Society of China, выплачивая огромные суммы за воспроизведение известных композиций. Новый партнёр пекинской подземки обладает авторскими правами на музыкальные композиции, что значительно сократило расходы на проект. 

В отличае от большинства мировых метрополитенов, концерты в подземке Пекина можно не только услышать, но и посмотреть. Для этого еще в 2011 году на сайте NCPA совместно с ChinaNetworkTelevision был создан онлайн-канал классической музыки, трансляция которого идет через специально установленные экраны, расположенные на платформе. 

 

Нью-Йорк

Несмотря на то, что в Нью-Йорке действует та же система прослушиваний, что и в парижском метро, некоторым пассажирам музыки всё равно недостаточно. Одним из таких инициативных граждан стал бывший фронтмен группы LCD Soundsystem Джеймс Мёрфи. Узнав о решении руководства метрополитена обновить технику, он предложил заменить старые турникеты, издающие немелодичные и совершенно не гармоничные звуки, на новые. По его проекту, оборудование должно издавать от одного до трёх высокочастотных звуков, которые должны не только помочь слепым и слабовидящим людям, но и понравиться обычным пассажирам. Пока руководство нью-йоркского метро противится подобной инициативе: она слишком затратная.

 

Лондон

В метро Лондона классическая музыка звучит не ради развлечения пассажиров, а для решения весьма серьёзной задачи — борьбы с насилием и беспорядками. Подобный опыт лондонский метрополитен позаимствовал у подземки Монреаля, где такую инициативу тестировали ещё в 90-е.

Самые известные произведения Баха, Моцарта и Вивальди звучат на многих станциях. Композиции проигрываются через громкоговорители, но не слишком громко и навязчиво. Для этого закупили специальные MP3-плееры, которые создают порядок воспроизведения, при котором одна и та же композиция не повторяется дважды в течение короткого периода времени. Через 18 месяцев после введения такой меры полиция отметила, что количество краж уменьшилось на 33 %, нападений на сотрудников — на 25 % , а случаев вандализма — на 37 %.

 

Фотографии: ingolfblnzokugadangoorevitchkkseemamarko8904

Текст: Мария Куреша