В центре Петербурга построят дом, который в народе называют «гробом» Шедевр или ошибка?

В центре Петербурга построят дом, который в народе называют «гробом»

Если на пересечении набережной Карповки и Каменноостровского проспекта построят к 2022 году элитный жилой комплекс на 165 квартир — двор соседнего, 25-го дома превратится в типичный петербургский «колодец». «Практически всем жильцам перекроют свет», — говорит Ирина Архипова, которая недавно поселилась в модерновом доходном доме начала ХХ века. «Наш дом имеет душу, в отличие от новостроек», — объясняет она свой выбор.

История с ЖК, который пытаются возвести на месте мебельной фабрики Мельцера на Петроградской стороне, тянется уже семь лет. Летом на объект пришел новый хозяин, и начался очередной сезон градостроительной драмы.

У этого сюжета — три главных аспекта. Первый — борьба жильцов двух соседних домов с будущей стройкой. Второй — сохранение исторического наследия: прямо сейчас на набережной Карповки, 27, сносят дореволюционную трубу (ее должны восстановить).

Третий и, пожалуй, самый интересный — архитектура. Одни придумывают для проекта ЖК макабрические метафоры — «гроб», «крематорий», «саркофаг». Другие считают произведение архитектурного бюро «Студия-44» достойным европейского города.

The Village поговорил с местными жителями, застройщиком и экспертами. Рассказываем, как первые боятся уплыть в Карповку, вторые не понимают могильных сравнений, а третьи ругают и хвалят архитектуру XXI века.

Неизвестный застройщик

«А почему нет?! — ответил на наш вопрос о причинах покупки сложного участка на набережной Карповки глава ООО „Альфа Фаберже“ Виталий Бахарев. — Да, [проект] довольно сложный, но это не означает нереализуемый. В Петербурге достаточное количество сложных участков — это особенность нашего города».

В конце XIX века на набережной Карповки, у Силина моста, построили новые корпуса фабрики Мельцеров — знаменитой семьи петербургских мебельщиков. В советское время здания не стали перепрофилировать: здесь работала мебельная фабрика «Интурист». В постсоветское производство пришло в упадок. В 2013 году участок приобрела шведская компания NCC (после ребрендинга — Bonava). «Студия-44» Никиты Явейна разработала для нее проект элитного ЖК Meltzer Hall. В 2014-м фабричные корпуса, не стоявшие под охраной КГИОП, снесли.

У шведов не сложилось со сложным участком, еще в 2015 году его выставили на продажу за 1,2 миллиарда рублей. Купили землю и проект только пять лет спустя, причем значительно дешевле — за 730 миллионов рублей.

Покупатель — компания «Альфа Фаберже». Ее зарегистрировали ровно год назад, уставный капитал — 10 тысяч рублей, руководитель и единственный сотрудник — Виталий Бахарев. Кто-то из жителей Петроградской стороны, возможно, вспомнит его по муниципальным выборам 2014 года: он выдвигался (безуспешно) от «Справедливой России» в депутаты округа Чкаловское. «ООО „Альфа Фаберже“ и Виталий Бахарев неизвестны на рынке недвижимости Петербурга. Но компанию связывают с банком „Дом.рф“, который уже выделил проектное финансирование в размере 3 миллиардов рублей на реализацию комплекса», — писал 3 июня «Деловой Петербург».

«Наш дом „поплывет“»

«Меньше месяца назад я узнала из СМИ, что никому неизвестная компания ООО „Альфа Фаберже“ выкупила участок у Bonava. Вот тогда мне стало страшно за сохранность нашего дома», — говорит Ирина Архипова с набережной Карповки, 25.

За сохранность беспокоятся и собственники с Каменноостровского проспекта, 53/22 — модернового доходника со 110-летней историей. «Наш дом „поплывет“. Его объявят аварийным, нас будут расселять», — считает жительница доходного дома Каплуна Инна Моисеева.

27 июля прошла неформальная встреча с жильцами, на которой присутствовали представители компании АМП (технический заказчик строительных работ). «Было давление: „Если вы не согласитесь [с проектом] — сами будете с вашими бедами справляться“», — говорит председатель совета дома 53/22 по Каменноостровскому проспекту Елена Долгина.


Ирина Архипова

жительница дома 25 на набережной реки Карповки

 Запрошенную нами техническую документацию по проекту и по укреплению фундамента и стен нашего дома нам до сих пор не предоставили. Со слов главного инженера застройщика, укреплять будут только Каменноостровский, 53/22, так как новый дом будет встраиваться в их фундамент. Но даже там укрепление фундамента будет минимальным и не спасет от трещин.

По нашему же дому никакие укрепления не планируются, так как между фундаментом застройки и нашим расстояние аж 60 сантиметров. По мнению главного инженера, котлован глубиной более 10 метров в 60 сантиметрах от нашего фундамента не сможет оказать никакого влияния на подвижку грунтов.


Елена Долгина (Каменноостровский, 53/22) рассказывает, что несущие конструкции их дома действительно должны усилить: «Еще в 2017 году общее собрание собственников проголосовало против решений проекта. Он предусматривает пересадку части нашего дома на новые сваи. Проект не изменился».

Сейчас жильцы обоих домов пытаются получить от нового застройщика свежую проектную документацию. Пока безуспешно. Через депутата ЗакСа Бориса Вишневского они обратились к «строительному» вице-губернатору Петербурга Николаю Линченко. Готовят также обращение в прокуратуру и петицию.

Руководитель ООО «Альфа Фаберже» Виталий Бахарев на просьбу прокомментировать опасения и консолидированную борьбу жителей двух домов ответил так: «Никакой консолидации нет! Есть и те, кто устал жить на развалинах! Опасения [жителей] понятны — это нормально, но они абсолютно беспочвенны! В рамках строительства будут применяться уникальные технологии беспрерывного мониторинга».

Доминанта

Утром 3 августа на территории бывшей фабрики Мельцера начали сносить дореволюционную дымовую трубу — один из нескольких объектов охраны. «Рабочие отбивали кирпичи перфораторами и сбрасывали их с высоты башни», — писало издание «Бумага». Снос согласован с комитетом по охране памятников. В будущем застройщик должен восстановить трубу.


Дмитрий Литвинов

координатор движения «Живой город»

 Нынешний снос — фактически окончание сносов 2014 года, изначально незаконных. Именно они сделали возможным существующий проект застройки.

Сохранение исторических дымовых труб — вообще один из больных вопросов. С одной стороны, они важная часть старой промышленной застройки, без них силуэт бывших промышленных окраин много теряет. С другой — им трудно найти какое-то новое функциональное назначение, консервация стоит больших средств, поэтому застройщики при любой возможности стараются от этих труб избавиться. Показательна судьба труб Невской мануфактуры Штиглица.

В данном случае снос явно вызван желанием построить подземный паркинг. Сам факт хотя бы воссоздания [трубы] — хорошо. Но у нас очень мало современных примеров достойного воспроизведения исторической кирпичной кладки.


По проекту ЖК Meltzer Hall, все охраняемые постройки на Карповке, 27, должны остаться. «Здания-памятники словно вплавлены в каменную массу нового сооружения», — указано в описании на сайте «Студии-44». Фабричная труба должна стать «смысловой и пластической доминантой».

Жители и эксперты говорят, что, на самом деле, доминантой станет сама новостройка. «ЖК Meltzer Hall значительно превышает примыкающую историческую застройку. Он станет доминантой набережной реки Карповки, что совершенно поменяет историческое лицо этого квартала», — говорит председатель совета дома 53/22 по Каменноостровскому проспекту Елена Долгина.

«Гроб» vs «петербургский стиль»

ЖК Meltzer Hall


Адрес

наб. реки Карповки, 27

Застройщик

ООО «Альфа Фаберже»

Проект

Студия-44


Количество этажей

10 этажей*

Количество квартир

165 квартир

Срок сдачи

II квартал 2022 года

Первый проект жилого комплекса с курдонером, разработанный архитектором Никитой Явейном и его коллегами, показали в 2013 году. Картинки ругали уже тогда. «Представленную „Студией-44“ архитектурную массу критики сравнили с хлынувшей наружу кашей», — писала «Новая газета».

В народе в итоге прижились другие, могильные, сравнения: «саркофаг», «крематорий», «гроб». А также «пемза» — «за цвет, фактуру и окна», уточняет главный редактор «Канонера» Дмитрий Ратников (читатели этого издания придумали больше всего мемоемких эпитетов).


Исторический центр Петербурга не для экспериментов

Дмитрий Ратников

главный редактор издания «Канонер»

 Самое худшее градостроительное решение, которое может быть использовано в Петербурге, — высотный контраст. Неспроста в закон о зонах охраны заложен запрет строить здания во дворе выше лицевых корпусов. Результат такого уродливого подхода можно наблюдать в Москве, где двухэтажные особнячки кажутся скамейками на фоне советских и современных высоток.

Проект Явейна в этом плане очень показателен. Он абсолютно бесцеремонно влезает между старыми домами, будто строительная пена заполняя все пространство.

Явейн — мастер создавать уникальные здания. Но я бы многие из них отнес скорее к концептам. Они имеют право существовать, удивлять, шокировать, очаровывать, но на бумаге. Как не доходят до массового производства феноменальные автомобили. Исторический центр Петербурга не для экспериментов.


Застройщик Виталий Бахарев рассказал The Village, что не понимает, откуда взялись сравнения с саркофагом. По его мнению, настоящий проект вообще мало кто видел. К старту продаж «Альфа Фаберже» подготовит рендеры. При этом в компании АМП корреспонденту The Village устно сообщили, что не собираются менять проект «Студии-44».

«Лично мне [этот] проект очень нравится. Явейн не зря один из лучших архитекторов России. И не надо забывать, что он был председателем КГИОП, поэтому кому, если не ему, делать проект в сердце города (после продажи участка в 2020 году „Студия-44“ не курирует проект ЖК. — Прим. ред.)?! Данный проект — это консолидация Петроградской стороны, органично вписывающийся в существующий ансамбль. Он будет знаковой точкой на прямой Каменноостровского проспекта», — говорит Виталий Бахарев.

На самом деле, в Петербурге нет единого мнения об этом проекте. Жители ближайших домов, с которыми пообщался The Village, считают будущий дом ужасным. «Этому монстру, занимающему каждую пядь земли под застройку, не место на пересечении Карповки и Каменноостровского», — говорит Ирина Архипова.

Градозащитник Дмитрий Литвинов, напротив, называет проект Явейна удачным: «Решается задача, с одной стороны, сделать что-то оригинальное, с другой — сделать монструозные новые объемы максимально „фоновыми“ по отношению к остаткам исторических лицевых домов по Карповке. В первую очередь к очень добротному, с моей точки зрения, шаубовскому (архитектор Василий Шауб. — Прим. ред.) фабричному корпусу».

Впрочем, координатор «Живого города» сразу добавляет, что считает сам факт строительства в таком виде и таких объемах «несомненной градостроительной ошибкой».


Проект одного из тех домов, которые поначалу все критикуют и ненавидят, а по прошествии лет начинают понимать и даже защищать

Даниил Веретенников

архитектор-градопланировщик в бюро MLA+

 Проект интересен тем, что одновременно затрагивает по меньшей мере три ключевые для Петербурга градостроительных сюжета. Это вопрос уместности уплотнительной застройки в городском центре, проблема сохранения и использования архитектурных памятников (их на участке сразу несколько) и по-прежнему живой дискурс, связанный с культивацией загадочного «петербургского стиля».

Те ответы, которые дают архитекторы «Студии-44» на каждый из этих вызовов, с моей точки зрения, выглядят вполне убедительно. Последняя тема — самая неопределенная и потому конфликтогенная. Проектируемый жилой комплекс сложно назвать архитектурным шедевром, но это пример нормальной универсально-контекстуальной архитектуры, укладывающейся в методологическую рамку постмодернизма, по-своему смелой и, безусловно, достойной Петербурга. То упорство, с которым город в последнее время избегает реализации таких проектов, предпочитая яркому просто неплохое, вряд ли можно назвать его достоинством. Однако содержание самого понятия «петербургского стиля» у каждого свое, поэтому те находки, которые один посчитает несомненной удачей и прямым выражением духа места, другой может счесть вопиюще чужеродными.

Что касается первых двух тем, то здесь, кажется, все чуть более просто. По отношению к памятникам должно строго соблюдаться действующее охранное законодательство, а решение вопроса уплотнительной застройки должно быть предметом общественного согласия, которое достигается в каждом случае отдельно. Можно бесконечно романтизировать рыхлость городской ткани исторического центра, воспевать все ее случайные пустыри, скверы на фундаментах разрушенных в блокаду домов, голые брандмауэры и обшарпанные хозяйственные флигели, но сложно что-то противопоставить тому простому факту, что конечное потребительское качество городской среды прямо пропорционально ее наполненности разнообразными сервисами, образами и смыслами. Да, каждая городская пустота — в каком-то смысле не пустота вовсе: за время своего существования она может обрасти такой кудрявой мифологией, что обретает собственную ценность вплоть до претензии на охранный статус.

Если появляются планы по застройке очередной такой лакуны, мне лично всегда обидно, когда выбранная архитектурная тональность оказывается до предела скучной, безликой и компромиссной. А в последние годы все чаще происходит именно так. Получается неравноценный обмен: мы теряем место с образом, взамен получая дом, который боится выделяться и иметь яркий характер. Что касается этого дома на Карповке, то имеющиеся в нашем распоряжении визуализации обещают, что характер у него будет. Поэтому думаю, что перед нами — проект одного из тех домов, которые поначалу все критикуют и ненавидят, а по прошествии лет начинают понимать и даже защищать.


А может, общественное пространство?

Напротив будущего ЖК Meltzer Hall раньше стоял знаменитый долгострой — гостиница «Северная корона». В конце 2019 года ее начали сносить. А в конце июля работы приостановили из-за близости к историческим зданиям. «Деловой Петербург» писал, что участком интересуется все то же ООО «Альфа Фаберже». Но Виталий Бахарев не подтвердил изданию эту информацию.

Елена Долгина (Каменноостровский, 53/22) говорит, что сейчас жильцы борются, по сути, за весь квартал. Их цель — добиться общественных слушаний и открытого конкурса. «Как можно закрыть памятники этим мастодонтом? Мы бы хотели, чтобы на территории фабрики возникла общественная зона, с лофтами, кафе, арт-мастерскими, ландшафтным дизайном. А в будущем набережная реки Карповки стала пешеходной, как это сделано напротив Ботанического сада».


Обложка: Студия 44

Share
3
скопировать ссылку

Комментарии

3 комментария
Показать все

Статья ниочем. Собственников исторических домов не устраивает, что на протяжении стройки и заселения, года так на 4, цены на их квартиры и ставки по аренде просядут, и плюсом к этому строители заставят все дворы. Хотя после сдачи нового дома им будет куда проще выгодно продать свои хатки. 

Комментировать

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

5 главных событий выходных в Краснодаре

5 главных событий выходных в Сочи

«Я предсказываю погоду»

Из слесаря в креативного директора

Как наладить здоровый сон: Главные правила

Первая полоса

5 главных событий выходных в Краснодаре
5 главных событий выходных в КраснодареВинный тур, вечеринка MTV, кулинарный мастер-класс и иммерсивный спектакль
5 главных событий выходных в Краснодаре

5 главных событий выходных в Краснодаре Винный тур, вечеринка MTV, кулинарный мастер-класс и иммерсивный спектакль

5 главных событий выходных в Сочи
5 главных событий выходных в СочиMike Pawn, The Lunar Brothers, кулинарный онлайн-курс и осознанный завтрак
5 главных событий выходных в Сочи

5 главных событий выходных в Сочи Mike Pawn, The Lunar Brothers, кулинарный онлайн-курс и осознанный завтрак

«Я предсказываю погоду»
«Я предсказываю погоду»Синоптик противолавинной службы о своей работе
«Я предсказываю погоду»

«Я предсказываю погоду» Синоптик противолавинной службы о своей работе

Из слесаря в креативного директора
Из слесаря в креативного директора Есть ли настоящие рекламщики в Краснодаре
Из слесаря в креативного директора

Из слесаря в креативного директора Есть ли настоящие рекламщики в Краснодаре

Как наладить здоровый сон: Главные правила
Как наладить здоровый сон: Главные правилаИз книги сомнологов и психологов
Как наладить здоровый сон: Главные правила

Как наладить здоровый сон: Главные правила Из книги сомнологов и психологов

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно естьЧто смотреть, слушать и читать на этой неделе
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть Что смотреть, слушать и читать на этой неделе

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

20 пар обуви на зиму
20 пар обуви на зимуРассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы
20 пар обуви на зиму

20 пар обуви на зиму Рассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять названиеНет, это не постирония
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название Нет, это не постирония

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами» Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу

«Я заработал на биткоине»
«Я заработал на биткоине»Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы
«Я заработал на биткоине»

«Я заработал на биткоине» Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы

Батенька, да вы эйджист!
Батенька, да вы эйджист!Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть
Батенька, да вы эйджист!

Батенька, да вы эйджист! Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть

Как записывают аудиокниги
Как записывают аудиокнигиРасстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов
Как записывают аудиокниги

Как записывают аудиокниги Расстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

«Я год не покупала новую одежду»
«Я год не покупала новую одежду»Предпринимательница Дарья Лисиченко рассказала о своем челлендже и его итогах
«Я год не покупала новую одежду»

«Я год не покупала новую одежду» Предпринимательница Дарья Лисиченко рассказала о своем челлендже и его итогах

6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)
6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)
6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)

6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)

Что покупать в новой коллекции Uniqlo U
Что покупать в новой коллекции Uniqlo UНачинаем год с пополнения базы гардероба
Что покупать в новой коллекции Uniqlo U

Что покупать в новой коллекции Uniqlo U Начинаем год с пополнения базы гардероба

«Я пропустил 2020 год»
«Я пропустил 2020 год»Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще
«Я пропустил 2020 год»

«Я пропустил 2020 год» Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще

Привиться в срок: Почему первичная вакцинация детей — это важно
Промо
Привиться в срок: Почему первичная вакцинация детей — это важноИ почему ее нужно проводить даже на фоне пандемии
Привиться в срок: Почему первичная вакцинация детей — это важно
Промо

Привиться в срок: Почему первичная вакцинация детей — это важно И почему ее нужно проводить даже на фоне пандемии

Подпишитесь на рассылку