Ориентация Север: Как переделать школу по скандинавскому образцу Петербургские кураторы собираются внедрить в типовой средней школе идеи молодых дизайнеров и узнать, повлияют ли нововведения на учебный процесс. The Village посмотрел, как проходит эксперимент.

В школах Норвегии, Дании и Швеции классические однотипные классы заменяют экспериментальными, привлекая к их проектированию дизайнеров, урбанистов и социологов. Трансформируя учебное пространство, они меняют и отношение школьников к своим ежедневным обязанностям. Анна Биткина и Мария Вейц из Творческого объединения кураторов (ТОК) вместе с одной из местных школ тоже решились на подобный эксперимент. Они провели в учебном заведении несколько исследований и пригласили молодых архитекторов, чтобы те поработали над пространством. The Village выяснил, возможно ли, изменив школьную инфраструктуру, повлиять на образовательный процесс.
Школа № 53 | Построена в 1965 году | Учащихся 486 человек | Учителей 35 человек |
Школу для проекта выбирали по нескольким критериям: типовая (для России) архитектура, отсутствие дополнительного финансирования и классы с учениками разных социальных групп: мигрантами, детьми из малообеспеченных семей. Комитет по образованию посоветовал искать среди образовательных учреждений Приморского района — там много «дворовых» школ. 53-ю выбрали не случайно: скромное финансирование, скучный интерьер и не слишком много идей для развития пространства. Только благодаря работе педагогов некоторые креативные решения в ней всё же присутствуют: цветовое зонирование, музей района, небольшие актовые залы для классных и внеклассных мероприятий, где проходят курсы чирлидинга и боевых искусств.
АННА БИТКИНАкуратор | Директор и преподавательский состав встретили нашу инициативу с воодушевлением. Видно было, что они хотят изменить интерьер школы, но не обладают достаточным количеством времени, знаний и средств для таких преобразований. Учителя и родители учеников относятся к инициативе настороженно. Но это придаёт нашей работе ещё больший уровень ответственности и обязывает нас сделать всё до конца. Все проекты будут обсуждаться со школьниками и их преподавателями. |
Мария Вейцкуратор | Мы ориентировались на опыт северных стран, где школьная архитектура — развитое и сильное направление. Участники ездили в школы и библиотеки в Хельсинки, Стокгольме, Осло и Копенгагене — как новые, так и построенные давно, но изменённые с учётом развития школьного образования. Проект поддержан Северным культурным фондом и Информационным бюро Совета министров северных стран в Петербурге. Сегодня школы во всем мире пытаются уйти от традиционной иерархии «учитель-ученик», сделать их равноправными участниками образовательного процесса. Для России это пока еще совсем новая идея, и не все учителя к ней готовы. Мы хотим предложить им альтернативную идею образовательного пространства — открытого и интерактивного, когда и коридоры, и рекреации становятся местом, где дети тоже могут заниматься и узнавать что-то новое во время перемен. У каждой школы много ресурсов, например, библиотеки и краеведческие музеи, и наша задача — помочь использовать их активнее, сделать их интереснее для детей. |
Школу № 53 построили за одно лето: необходимо было за короткое время создать сразу несколько учебных заведений, поэтому речи об оригинальности не шло. Единственным отличием учебного заведения были его большие панорамные окна, но и их со временем заменили на стандартные стеклопакеты. Директор Елизавета Баденская о проблемах говорит откровенно: здание и прилегающая к нему территория не соответствуют требованиям, которые предъявляют современным учебным заведениям. У новых школ хорошо обустроены игровые площадки, есть бассейны и тренажёрные залы — словом, всё то, что сложно встроить в типовое советское здание. Своя территория у школы есть, но она огорожена аварийной лентой и никак не используется.
Основные этапы работы
1. Изучение работы конкретно взятой школы.
2. Дискуссии с преподавательским составом, учениками и их родителями.
3. Тайм-аут для участников, в течение которого они создают проекты для определённых школьных зон. Анализ работ планируют закончить уже к концу этого года.
4. Старт работы над новым интерьером и экстерьером школы. Несколько проектов реализуют к следующему учебному году.
5. Публикация промежуточных итогов работы, поиск дополнительного финансирования.
6. Осуществление более дорогостоящих проектов.
Кураторы из ТОК считают, что новые интерьерные решения изменят жизнь школы. Например, дети по-другому смогут проводить перемены, когда в коридорах оборудуют новые зоны для отдыха и общения. Рассчитывают они и на то, что проект станет модульным, а его идеи в будущем задействуют в других школах, библиотеках, детских садах.
Лераученица 7-го класса | Мы сами давали советы о том, какой хотим видеть школу в будущем: создавали проекты и выступали с ними. Мне хочется, чтобы школа стала светлее, чтобы в ней появились полноценные комнаты отдыха. Не думаю, что осуществлённые проекты как-то изменят учебный процесс, но явно изменят отношение к школе у следующих поколений учеников. |
Семёнученик 10-го класса | Я жду чего-то экстравагантного вроде граффити на стенах. Однотонные стены в классах лично меня угнетают. Думаю, дизайнеры смогут сделать пребывание в школе более интересным. |
Новый символ школы
Михаил Комаров; дизайнер, креативный директор
дизайн-студии «Амбито», Калининград
Проблема | Унылые, безликие и неуютные коридоры и рекреации. |
Решение | Проект предусматривает установку новых ящиков для хранения личных вещей, которые одновременно служат скамейками для комфортного переобувания. Оживить атмосферу в школе можно с помощью более яркого цветового решения.
Ключевым решением дизайнер считает создание символа школы — дерева, которое одновременно станет и важной смысловой деталью, и декоративной доминантой. Инсталляция объединяет все этажи и может использоваться под расписание или творческие работы учеников. На третьем и четвёртом этаже дерево формирует зоны для активного и спокойного отдыха. |
Михаил Комаровдизайнер, креативный директор дизайн-студии «Амбито», Калининград | В рамках своего проекта я хотел бы предложить не глобальные изменения, а совсем простые: то, что можно сделать за время летних каникул, а также будет легко реализовать в других школах города. Очень важно привлечь детей к декорированию этого дерева — они будут чувствовать сопричастность к созданию комфортной среды в школе. |
Модульная мебель
Василиса Щеткина, архитектор, работает в области
градостроительного проектирования
Проблема | В школе много помещений, которые не слишком удачно выполняют свои функции. Коридор «разбит» гардеробными решётками, читальный зал в библиотеке слишком мал, а в музей сложно попасть после уроков. |
Решение | Основные изменения Василиса хочет внести за счёт мебели, освещения и отделки. Частичный снос стен, разделяющих библиотеку и музей на первом этаже, позволит создать единое пространство для творчества учеников. Часы работы музея и библиотеки стоит продлить, чтобы во внеурочное время у детей был доступ к материалам. Гардероб стоит полностью реконструировать, используя функциональные модульные системы для размещения максимального количества одежды и вещей. Модульная мебель появится и в других помещениях — например, шестиугольные столы будут удобны и для больших конференций, и для общения в маленьких группах по два-три человека. |
Василиса Щеткинаархитектор, работает | Сегодня в школе нет выделенного пространства для отдыха учеников: все помещения отведены под учебный процесс или хозяйственные нужды. Свободное время дети проводят в узких коридорах и на лестницах, где выбор досуга ограничен нормами школьного поведения, отсутствием мягкой мебели и плохой звукоизоляцией. |
Зонирование для старших и младших классов
Содружество архитекторов Nerpa Александра Гетманская и Наталья Парсаданова
Дженни Ясенец — дизайнер, архитектор дизайн-студии Art Spice
Егор Богомолов — архитектор, сотрудник «дизайн-песочницы» Ckids
Проблема | Нефункциональное объединение столовой и актового зала, отсутствие отдельного входа для старших и младших школьников, отсутствие открытых пространств и мест отдыха. |
Решение | В первую очередь детей стоит разделить на два потока, создав отдельный вход, раздевалки и места досуга для школьников начальных и старших классов. Вместо тесного пространства с вешалками и решётками архитекторы спроектировали удобные личные шкафчики, и отвели для родителей отдельный зал ожидания. |
| Поработала команда и над столовой, которую одновременно используют как актовый зал. Проект предполагает демонтаж неудобной сцены и перенос её в центр помещения. Это поможет зонировать обеденный зал, отделив буфет от столовой для младших школьников. Также предполагается создание рекреационной зоны для учеников — с большими креслами и Wi-Fi. Музей и библиотеку тоже предлагают объединить. В новых открытых помещениях дети смогут делать уроки и заниматься своими проектами со свободным доступом к книгам и экспонатам музея. |
Наталья парсаданова | Очевидно, что и традиционная методика преподавания, и привычная архитектура школьных зданий устарели. Изменение планировки традиционной российской школы назрело не только из-за новых стандартов обучения, но и в связи с изменением сознания и восприятия нового поколения школьников. Помещение школы нужно объединить в одно общее пространство для обучения, отказавшись от урочно-классного преподавания. |
Столовая-амфитеатр
Егор Богомолов — архитектор,
дизайнер «дизайн-песочницы» Ckids
Проблема | Пространство столовой решено нерационально (в ней находится один из актовых залов). Балкон второго этажа, выходящий в столовую, используется как склад. |
Решение | Проект интегрирует в пространство неиспользуемый балкон, выходящий со второго этажа в столовую. От балкона можно выстроить несколько ярусов для размещения столов и стульев кафе (они же будут посадочными местами для зрителей во время праздников и торжеств). На первом уровне будут сидеть младшие классы, на верхних — старшие. |
егор богомолов | «Не сиди на подоконнике!» — эта фраза знакома любому со школы. Отталкиваясь от подобных отрицательных ассоциаций, мы пытались переделать пространство «нельзя» в пространство «можно». В место, которое позволяет заниматься как тебе удобно и где удобно. А так как в школе учится большое количество детей и невозможно предугадать желание каждого, то мы постарались сделать пространство как можно более мобильным. Эта мобильность позволяет делать одно и то же помещение каждый день другим, не таким однотипным, как мы привыкли его видеть. Шаблонное пространство заставляет шаблонно мыслить, а это не самое хорошее качество, тем более для образовательного учреждения. |
Текст: Ксения Кролл, Дарья Копылова