Эксперты — о том, что россияне покупают в интернете в кризис The Village спросил представителей интернет-магазинов о том, как изменилось поведение покупателей, на чём они экономят и как это влияет на бизнес онлайн-ретейла
Дмитрий Лазарев
директор по бизнес-развитию
«Сотмаркета»
Сейчас мы наблюдаем на рынке два разнонаправленных тренда. С одной стороны, из-за курса рубля растут цены на импортные товары. А техника почти вся привозная. Вслед за дистрибьюторами приходится поднимать цены и нам, рознице. Так что всё больше людей отказываются от покупки новой техники из-за роста цен.
С другой стороны, есть много покупателей, у которых есть какие-то сбережения. Может, они хотели купить машину или что-то ещё, но им пока не хватает денег на большую покупку. Они понимают, что нужно сейчас, пока не поздно, вложить куда-то накопления. И для них новые гаджеты представляются неплохим вариантом. Дешевле, чем машина, но при этом покупка на перспективу: человек будет пользоваться вещью не один год.
Есть и ещё один момент. Когда происходит отток покупателей из традиционной розницы — мы этот эффект заметили во время кризиса 2008 года, — часть людей перетекает в онлайн, надеясь найти в интернете более низкие цены. В этом году такого яркого бегства пока нет, но приток новых клиентов всё же заметен.
И последенее. Есть товары, спрос на которые не зависит ни от каких внешних условий. IPhone как отрывали с руками, так и продолжают отрывать, несмотря ни на что.
Виталий Панарин
директор по маркетингу eSolutions
(Otto Group Russia)
За последнее время покупательский интерес в сегменте «Одежда и обувь» немного изменился. По сравнению с таким же периодом предыдущего года в этом заметен небольшой всплеск, который может быть связан со стремительным изменением курса евро и доллара. Несмотря на то, что многие ретейлеры уже подняли цены в среднем на 10–15 %, люди хотят потратить рубли до того, как цены вырастут ещё сильнее, и инвестируют в себя. Сейчас действительно самое время это делать: ретейлеры распродают то, что было закуплено по старому курсу.
Британский и американский опыт подсказывает, что во времена экономических осложнений доля онлайн-продаж растёт. Там всегда становилось выгоднее заказывать через интернет.
Ольга Суворова
руководитель магазина ювелирных
украшений Nebo.ru
Ювелирные украшения люди склонны покупать, когда на улицах спокойно и тихо, ребёнок и муж накормлены, ремонт в квартире сделан, машина заправлена. В случае если начинаются очереди в обменниках, продукты в магазинах дорожают на 10 % каждый месяц, денег на предметы роскоши остаётся меньше. Но в разных ценовых сегментах люди ведут себя по-разному.
Nebo.ru работает со всем спектром украшений — от тысячи рублей за оригинальное колечко из серебра до премиальных колье и дорогих колец с большими бриллиантами. Сейчас, как ни странно, у нас растёт средний чек. Люди понимают, что в кризис выгодно покупать золото. Несмотря на рост доллара и евро, цены на украшения остались прежними.
Кризис, по нашему опыту, делает людей более последовательными и избирательными. Если раньше спонтанных покупок было больше, сейчас покупатели ищут наиболее выгодную цену и стараются приобрести оптимальный продукт, соотнося стоимость и ценность. Как правило, в интернете оказывается дешевле, люди это видят, так что онлайн-ретейлеры в кризис только выигрывают.