Как всё устроено6 июля 2021

Я работаю в балете Игоря Моисеева Как устроена работа в ансамбле и что нужно сделать, чтобы попасть в труппу

Я работаю в балете Игоря Моисеева

Вот уже более 80 лет Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева собирает многомиллионную аудиторию по всему миру и радует зрителей своими постановками. Это первый в мире профессиональный коллектив, который занимается художественной интерпретацией и популяризацией танцев народов мира. Как сказал художественный руководитель фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай: «Народный ансамбль Игоря Моисеева — это коллектив, которому нет аналогов во всем мире. Своим творчеством он сохраняет традиции и в то же время обогащает фольклор, делая его достоянием мировой культуры. Это ключ к пониманию и знакомству с другими странами, ведь культура несет не только знания, но и эмоционально связывает людей самых разных континентов и поколений».

На последних гастролях «моисеевцев» в парке науки и искусства «Сириус» редакция The Village Юг поговорила с художественным руководителем — директором ансамбля, с его солистами и узнала, как им удается с такой легкостью удерживать любовь зрителей на протяжении долгого времени, что происходит внутри труппы и как стать частью легендарного коллектива.

Балет Игоря Моисеева


Адрес репетиционной базы

Москва, концертный зал
им. П. И. Чайковского,
ул. Тверская, 31

Дата основания

1937

Сайт

moiseyev.ru


История балета Игоря Моисеева

Балет Игоря Моисеева был основан в далеком 1937 году. С 1940 года репетиционная база ансамбля находится в концертном зале имени П. И. Чайковского, что высится на Триумфальной площади в Москве.

Главная задача, которую Игорь Александрович поставил перед артистами балета, — освоение фольклора других стран. Он хотел, чтобы художественными принципами ансамбля стали преемственность, творческое осмысление традиций и новаторства. За богатую многолетнюю историю существования коллектива Игорю Моисееву удалось воплотить и сохранить фольклорное танцевальное творчество нашей страны и народов всего мира.

Первый концерт ансамбля состоялся 29 августа 1937 года в московском театре «Эрмитаж». С 1938 года и по сей день коллектив гастролирует по России и за рубежом. Ансамбль занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса за неимоверно большое количество гастролей. С первых зарубежных гастролей, а это была Финляндия в 1945 году, балет Игоря Моисеева является негласным послом мира от России.

Ансамбль — первопроходец и открыватель во многом. Так, в 1955 году он первым из советских коллективов выехал на гастроли в Великобританию и Францию. В 1958 году — в США, что положило начало культурным связям между СССР и США. В 1989 году сразу после гастролей ансамбля в Израиле между Россией и Израилем были установлены дипломатические отношения. В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив удостоен звания академического. А к 50-летию со дня образования, в 1987 году, ансамбль награжден орденом Дружбы народов. После ухода из жизни Мастера, в 2007 году, балет Игоря Моисеева продолжает развивать и обогащать творческий метод интерпретации фольклора, выступая на лучших сценах всего мира.

Елена Щербакова

Художественный руководитель — директор

Я пришла в ансамбль в 1969 году после окончания Московского государственного академического хореографического училища по приглашению Игоря Моисеева. Вот уже 52 года работаю в ансамбле — сначала рядовой артисткой балета, затем солисткой. После ухода на творческую пенсию, в 1992 году, Игорь Александрович пригласил меня в школу-студию при ансамбле педагогом-репетитором. В 1994 году я стала директором ансамбля. В 2011 году назначена художественным руководителем — директором Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

У ансамбля много разнообразных программ, подразделяющихся на циклы. Первая программа, которую поставил Игорь Александрович, — «Танцы народов СССР». В 1945 году, когда ансамбль впервые выехал на гастроли за рубеж, была поставлена программа «Танцы славянских народов», а затем цикл «Танцы народов мира», который продолжает пополняться по сей день новыми постановками. В репертуаре ансамбля более 200 произведений — танцы, хореографические картины, сюиты, одноактные балеты. Игорь Моисеев первым обратился к музыке русских композиторов-симфонистов: Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Модеста Мусоргского.

Репертуар постоянно меняется. Сегодня балетмейстеров, равных Игорю Моисееву, нет. Но мы стараемся развиваться, двигаться вперед. После ухода в 2007 году из жизни Мастера репертуар пополнился новыми работами. Последняя постановка — хореографическая картина «Танго Del Plata» аргентинского хореографа Лауры Роатта 2018 года. Это, по сути, целый балет, посвященный «королю танца» — танго. Все, что создал Игорь Моисеев, любимо и нашими артистами, и зрителями всего мира. Творчество Игоря Александровича пропитано философией любви и добра. Оно без перевода понятно в любой точке земного шара. В этом он остается гением.

Сегодня в коллективе служат 94 артиста балета и 35 музыканта малого симфонического оркестра ансамбля. В концертах заняты все. Каждые пять лет мы принимаем в ансамбль выпускников нашей школы-студии. В 1943 году, в самое тяжелое для страны время, Игорь Моисеев при поддержке правительства основал первую в мире государственную профессиональную школу народного танца при ансамбле. Он понимал, что воспитывать смену нужно именно внутри коллектива. Сегодня 95% труппы — лучшие выпускники школы-студии. Чтобы поступить в ансамбль, необходимо получить профессиональное хореографическое образование. Отбор в школу-студию точно такой же, как в Московскую государственную академию хореографии, — очень серьезный. Большое внимание уделяется внешним данным, выразительности ребенка, чувству ритма, танцевальности. Принимаем в школу один раз в пять лет, в возрасте 12—13 лет. Уже с подготовкой. За год можно поступить на подготовительный курс.

Не могу не сказать о временах пандемии. Эта тема затронула всех. Мы, как и многие, работали удаленно, хотя артисту балета поддерживать форму дистанционно очень сложно. Старались сохранять привычный режим: утром проводили урок классического танца, затем репетиции. Но все-таки передать эмоции и энергетику артистов через монитор компьютера невозможно. К счастью, в сентябре вернулись в репетиционные залы. Ни один артист за время пандемии из труппы не ушел.

Александр Тихонов

Народный артист РФ

Впервые я познакомился с народным танцем в четыре года. Меня привели в детский самодеятельный коллектив. В этом же возрасте впервые вышел на сцену концертного зала имени П. И. Чайковского, что в результате оказалось символичным. В возрасте девяти лет поступил в Московское академическое хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где в течение пяти лет постигал основы классического и народного танцев. Обучение в хореографическом училище дало мне базу и заложило основы на будущее как профессионального артиста.

Шел пятый год моего обучения в училище, когда я попал на концерт легендарного ансамбля Игоря Моисеева. Этот день стал поворотным в моей жизни. Уже по дороге домой я твердо решил, что хочу поступить в школу-студию при ансамбле. А стать артистом ансамбля стало моей главной мечтой. И вот, в 1998 году мне посчастливилось сделать маленький шаг к осуществлению этой мечты: меня приняли в школу-студию. Мне было 14 лет, а впереди — четыре года обучения. Я настолько горел желанием попасть в ряды «моисеевцев», что работал на все двести процентов из ста возможных, задерживался после занятий, чтобы лишний раз проверить и отрепетировать то, что освоили на уроке.

Старания не прошли даром, и 1 августа 2000 года мечта сбылась: меня приняли в состав ансамбля как настоящего артиста, хотя и прошло всего два года обучения в школе-студии. Я прекрасно понимал, что это только начало длинного пути и впереди много безумно тяжелой, но интересной работы. С 2000 года по сей день я с гордостью ношу имя «моисеевец»!

У нас шестидневная рабочая неделя. С 10:00 начинается урок классического танца, с 12:00 до 15:00 проходят репетиции. Бывают и вечерние репетиции с 19:00 до 21:00. Гастрольный график достаточно плотный, раз в месяц обязательно выезжаем из Москвы. Продолжительность гастролей зависит от количества концертов, иногда можем уехать на три дня, а иногда и на двадцать.

Для меня, как и для всех артистов ансамбля, время пандемии оказалось сложным. Мы ведь привыкли вести активный образ жизни: репетиции, концерты, гастроли, постоянная работа над собой. И вдруг в один момент все резко прерывается на неопределенное время. Конечно, мы продолжали работать в удаленном режиме: занимались классом, проводили репетиции. Но экран монитора никогда не заменит полноценного творчества в зале, а особенно живого концерта. Поэтому все были счастливы, когда постепенно начали снимать ограничения, и мы вернулись к привычной работе и концертной деятельности.

Ольга Волина

Заслуженная артистка РФ

Хореографией я начала заниматься с пяти лет. В десять попала в эстрадно-хореографический ансамбль «Буратино», а в 2003 году пришла испытать удачу в ансамбле Игоря Моисеева, и меня приняли.

До пандемии давали много концертов с разными программами. Концерт состоит из двух отделений, каждое по сорок минут. За это время артисты меняют по пять-шесть костюмов, а некоторые и больше. Есть номера, которые всегда исполняешь с большим волнением, трепетом и ответственностью. Один из таких номеров «Татарочка-черноморочка». Раньше его танцевала художественный руководитель — директор Елена Александровна. Сейчас она делится с нами всеми тонкостями этого технически сложного номера. Интересный факт, что долгое время он не входил в концертную программу, но Игорь Моисеев возобновил его специально для Елены Александровны.

Каждый артист балета перед концертом должен быть полностью подготовлен. Ему необходимо проверить все костюмы, аксессуары, обувь, сделать грим, прическу и обязательно разогреться. Многие из нас суеверные люди, поэтому у каждого свой ритуал перед выходом к зрителю. Кто-то предпочитает побыть один, кому-то помогает музыка во время подготовки к выступлению, а кому-то общение.

Денис Панков

Заслуженный артист РФ

С 1994 по 1998 год я учился в школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева. После ее окончания меня приняли в труппу. За то время было довольно много казусных ситуаций в творческой жизни балета. В памяти всплывает случай: мы были на гастролях, когда на концерте во время молдавской сюиты «Жок» внезапно отключилось музыкальное сопровождение (фонограмма). Но артисты не растерялись и как ни в чем не бывало продолжили танцевать. Так и закончили номер без музыки — под горячие аплодисменты зрителей. Вообще при возникновении какой-либо нестандартной ситуации на сцене задача любого профессионала сделать так, чтобы ни зритель, ни остальные артисты не догадались о том, что у тебя возникли какие-то проблемы.

Ансамбль Игоря Моисеева для меня не только место работы — это мой второй дом, моя вторая семья. Учитывая наш репетиционный, концертный, гастрольный графики, артисты большую часть жизни проводят в стенах ансамбля. Мы все друг другу родные. Не зря говорят: ансамбль — значит вместе. Основы нашего воспитания, конечно же, были заложены родителями. Но здесь, и в школе при ансамбле, и в нем самом, преподаватели и педагоги становятся для нас не только учителями и наставниками, но и проводниками в жизнь. Такие жизненные принципы, как дисциплинированность, честность, благородство, уважение к старшим, привиты нам именно в школе и ансамбле Игоря Моисеева.

Если бы это было возможно, я бы танцевал в ансамбле всю жизнь. Но, к сожалению, век артиста балета короткий. По истечении 20 лет работы в профессиональном танцевальном коллективе мы уже имеем право выйти на творческую пенсию. Работать в ансамбле физически очень трудно. И, как ты себя ни заставляешь, уходит форма, а вместе с ней растяжка, гибкость корпуса, легкость исполнения. Игорь Александрович на вопрос, почему ваши артисты не могут танцевать долго, всегда отвечал: «Танцевать-то они могут, вот только кто на них смотреть захочет». Что касается меня, то пока моя физическая форма позволяет достойно исполнять танцы из репертуара ансамбля, я буду продолжать выступать и с гордостью нести звание «моисеевец».

О планах на будущее не люблю говорить. Как показал последний год, омраченный пандемией, все может поменяться буквально в один миг. Сколько всего задуманного и запланированного в ансамбле так и осталось на бумаге, не воплотилось в жизнь. Говоря про новую деятельность в будущем, я придерживаюсь мнения, что человек должен заниматься только тем, чему он обучен, что знает и любит. Учитывая, что любой «моисеевец» — это профессионал своего дела, неимоверно любящий народный танец, с большой долей вероятности моя дальнейшая жизнь будет связана с ансамблем. Ведь самое приятное — доставлять людям радость. Она, в свою очередь, возвращается к нам.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Кто такая Маша Платонова

Стоит ли идти на выборы и почему?

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Первая полоса

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Подпишитесь на рассылку