Индустрия19 ноября 2020

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России И почему начал экспансию в другие регионы

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России

Узнаваемые желтые велосипеды и фиолетовые самокаты уже давно стали неотъемлемой частью пейзажа Сочи. Сервис поминутной аренды великов и самокатов URENT начинал с 300 велосипедов на «Розе Хутор» в 2018, за два года расширил свое присутствие в 16 городах и в 2021 планирует вырасти до 35 регионов. О том, как все начиналось, перспективах транспорта «последней мили» и экономике концепции шеринга редакция The Village Юг поговорила с основателем компании URENT Андреем Колесником.

Краткий словарь:

Шеринг (от англ. sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат

Каршеринг (от англ. car «автомобиль» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат машины

Байкшеринг, или Велошеринг (от англ. bike «велосипед» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат велосипеда

Кикшеринг (от англ. kick «самокат» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат самоката

Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Если говорить о транспорте, это система удаленного контроля состояния автомобиля, велосипеда, самоката и т.д.

Андрей Колесник

Основатель компании URENT


Почему закрылся URentCar

С 2008 года я занимаюсь различным бизнесом в южном регионе: сначала поставлял вендинговые автоматы, затем устанавливал в курортных городах массажные кресла для поминутной аренды и музыкальные аппараты в торговых центрах, в саунах и на автомойках.

В 2014 году после резкого роста курса доллара поставка техники стала невыгодной, а у компании остался большой парк служебных автомобилей. Так появилась идея сдавать машины в прокат, и практически сразу она трансформировалась в идею не просто заниматься прокатом, а делать каршеринг. В тот момент каршеринговые проекты только появлялись в Москве и Санкт-Петербурге, и мы проинвестировали в каршеринговую платформу. Так родился URentCar.

Каршеринг может приносить деньги только в очень большом масштабе

Для развития компании я вкладывал собственные средства, закладывая даже свою недвижимость. На пике у нас было 500 машин в Сочи и Краснодаре. Но прибыли не было, возврат инвестиций происходил медленно. Довольно быстро стало понятно, что такой бизнес может приносить деньги только в очень большом масштабе. Маленькой компании выйти на прибыль нереально. Например, одна машина в URentCar стоила минимум 500 тысяч рублей, а один самокат стоит 35 тысяч. При этом одна машина в месяц приносила до 60 тысяч рублей, а один самокат — до 20 тысяч рублей.

Запуск велошеринга

На велошеринг смотрели давно. Сочи изначально привлекал даже международные компании: туда приезжали представители сервисов O Bike, Ofo. Мы видели, что этот вид транспорта активно развивается в Европе. В Европе я сам пользовался велошерингом и понял, что это будет востребовано в курортных городах. Но с китайскими сервисами договориться не получалось: они готовы были поставлять велосипеды только с привязкой к своим платформам, мы же хотели быть независимыми, чтобы не остаться потом «с куском железа».

Я думаю, на запуск байкшеринга я потратил около 20 млн рублей, но у меня были эти деньги из оборота каршеринга и других бизнесов. Я купил очень дорого первые велосипеды, мы долго разрабатывали замки. Мы покупали китайские велосипеды, которые уже поставляли для Ofo: они были заточены под байкшеринг.

Рекламы у нас не было, мы росли органически. Люди видят велосипед, скачивают приложение и начинают пользоваться

Нам повезло: у нас уже были наработки в области софта для управления парком и понимание, как разработать устройства телематики. Поэтому летом 2018 года мы доработали собственную платформу и уже в августе запустили первые 300 велосипедов на «Розе Хутор». Рекламы у нас не было, мы росли органически. Сама техника на улице привлекает внимание — люди подходят, видят логотип, скачивают приложение и начинают пользоваться.

Очень важным фактором при выборе городов является инфраструктура. Этим отчасти был обусловлен выбор «Розы Хутор»: курорт небольшой по площади и безопасный (меньше будут воровать технику), местные власти активно занимаются развитием курорта, плюс дорогое такси способствовало, что туристы охотнее пользуются сервисами микромобильности.

Экспансия в другие регионы

Постепенно вышли и в другие южные города: Краснодар, Сочи, Адлер. В них мы видели либо высокий спрос на такой транспорт со стороны туристов, либо острую необходимость объезжать пробки. Например, в Краснодаре вообще одни из самых страшных пробок в России, поэтому самокаты — реальная возможность проехать 5 км за 15 минут вместо сорокаминутного стояния в пробке.

Долгое время я не хотел выходить на федеральный уровень: лучше быть первым парнем на Кубани, чем последним в Москве. В приоритете была операционная составляющая — мы хотели, чтобы бизнес был прибыльным, каждая поездка на самокате генерила прибыль, а не убытки.

Но в 2020 году появилась возможность кратно увеличить количество электросамокатов, закупив 10 тысяч единиц, и заинтересованные в географической экспансии инвесторы. Так мы в тестовом режиме начали работать в Москве и в нескольких городах Подмосковья. И весь сезон 2020 года мы активно росли. Сейчас Urent присутствует в 16 городах, в следующем году планируем вырасти до 35 регионов. В нашем парке 1 100 велосипедов (они есть только в Сочи) и 16 тысяч самокатов по всей стране.

В этом сезоне наши пользователи совершили несколько миллионов поездок на самокатах

В этом сезоне наши пользователи совершили несколько миллионов поездок на наших самокатах. Выручку в 2020 году не раскрываем. Мы остаемся прибыльными. Это всегда лежало в основе нашего подхода к бизнесу: мы не растим выручку в угоду прибыли, покупаем разную технику, в том числе и ту, которая оказалась ненужной игрокам с плохой юнит-экономикой. Например, мы выкупили около двух тысяч самокатов у «Делимобиля», отремонтировали их и продолжаем использовать.

Транспорт «последней мили»

Все сервисы микромобильности так или иначе решают две задачи: перемещения «последней мили», которые, как правило, используются от метро и другого общественного транспорта вглубь района, и рекреационная — проще говоря, прогулочная. В зависимости от региона мы выстраиваем нашу логистику (размещение самокатов, парковок), чтобы она наилучшим образом решала задачу, которая стоит перед жителем города.

Поэтому, например, в Москве и Подмосковье мы запускались в первую очередь там, где есть большая потребность в перемещениях в рамках района либо необходимость добираться до удаленной станции метро. По тому же принципу мы выбирали и города для запуска: в них должна быть потребность в транспорте «последней мили» и условия для использования самокатов (удобные тротуары, съезды и так далее).

Мы видим очень хорошие перспективы у шеринга, ведь пробки никуда не исчезли, их становится только больше

В тех городах, где много парков, прогулочных зон и туристов, самокаты логично используются больше для прогулок. Это можно сказать, например, про Казань, Санкт-Петербург, Пятигорск, где мы запустились в этом году, и про Сочи, Адлер и Красную Поляну, где мы существуем уже пару лет. В Москве цель использования также зависит от района, хотя в целом как транспорт «последней мили» самокаты в городе с большим количеством пробок используется чаще. Такая ситуация, например, в Краснодаре.

Как пандемия повлияла на транспорт

Пандемия также оказала сильное влияние на то, как люди пользуются транспортом. Конечно, ценность личных автомобилей возросла, но люди также менее охотно стали пользоваться общественным транспортом: им не хочется находиться в толпе, нужна дистанция. И транспорт микромобильности идеально подходит к требованиям новой реальности.

Спрос на электроскутеры в этом году сильно рос во многих странах после снятия ограничений. Россия не станет исключением для тренда. В ближайшие годы будет расти микромобильность, агрегаторы будут интегрировать эти сервисы и строить единые маршруты с разными видами транспорта. В этом году мы начали интегрироваться с сервисом заказа такси «Ситимобил» — с августа самокаты можно найти в их приложении. Это только начало.

Аудитория кикшеринга

Активнее всего кикшерингом пользуются люди до 35 лет. Но нельзя сказать, что только они. Мы видим растущий интерес со стороны всех возрастов. Типичные пользователь — это молодой человек 25–35 лет, работающий, чаще мужчина, хотя соотношение мужчин и женщин у нас в среднем 60 на 40. Если говорить по всем городам, в среднем поездка на самокате составляет 1–3 км (в Москве длиннее, в других городах короче). При этом, конечно, есть и более продолжительные — до 10–15 км.

Поездка на самокате в час пик оказалась самым быстрым и выгодным способом добраться из точки А в точку Б

По стоимости и времени мы проводили эксперимент в Сочи: в обеденное время замеряли, во сколько обойдется поездка на расстояние 12 км на разных видах транспорта. На самокате получилось 18 минут мимо авто, стоявших в заторах, стоимость — 170 рублей с активацией (активация — 50 рублей). На такси этот же маршрут занял 45 минут, стоимость поездки — 320 рублей. Личный автомобиль за те же 45 минут с учетом кондиционера и заторов съел 3,7 литра топлива АИ 95 — это 200 рублей, плюс отсутствие бесплатных мест для парковки.

Вандализм и воровство

Все самокаты оборудованы GPS-датчиками, поэтому мы их находим, где бы их ни бросили. Истории, когда самокаты плавают в реке или их забрасывают высоко на дерево, конечно, случаются, но крайне редко — все самокаты мы вылавливаем. На воровство приходится менее 1% парка в месяц. С воровством мы также боремся с помощью GPS-датчиков, затем сотрудники службы безопасности отслеживают устройства и обращаются в полицию. Люди считают, что если содрать обклейку, то никто самокат не узнает и не найдет, но это не так.

Вандализм или неаккуратное, неправильное обращение с техникой, на самом деле, гораздо более частая проблема, с которой мы сталкиваемся. Парное использование самоката мы также считаем неправильным обращением с техникой и, если замечаем, что пользователь использует самокат таким образом, принимаем меры, вплоть до блокировки.

Вандализм — более частая проблема, чем воровство

Каждый месяц серьезному ремонту подвергается 12–15% парка электросамокатов. Чаще всего приходится чинить механические повреждения корпуса, проколы и порезы шин, выход из строя рулевого управления вследствие неаккуратного или аварийного вождения. Да, и ездить, не снижая скорости, по бордюрам — тоже плохая идея! Это не только приводит к поломкам самокатов, но и к травмам и падениям.

Поэтому все самокаты ограничены по скорости до 20 км/ч. Быстрее передвигаться уже нельзя по ПДД, плюс это банально опасно. Также для безопасности пользователей в этом году мы внедрили страховку здоровья и потенциального ущерба третьим лицам, на случай если вы все же попадете в аварию.

Команда

Сейчас в компании работает в общей сложности 400 человек. Это топ-менеджмент, разработчики, логисты, техники, которые занимаются обслуживанием самокатов и велосипедов. Большой отдел работы с клиентами. Явного центрального офиса нет, в каждом городе своя операционная команда. Больше всего логистов и техников — это люди, которые непосредственно работают с парком техники, занимаются ее сбором, расстановкой по стоянкам и обслуживанием.

Самокаты — это в первую очередь локальный транспорт, чаще всего его используют внутри района, поэтому мы выбираем районы с высокой плотностью населения и потребностью в микромобильности. Затем смотрим на популярные в районе точки: остановки общественного транспорта, центры притяжения (парки, скверы, торговые центры и так далее). У нас есть промоутеры, которые занимаются техническим обслуживанием самокатов: расставляют их на парковки, собирают для подзарядки и ремонта, помогают людям, которые ни разу не ездили, снять барьеры, рассказывают о самокатах, как пользоваться приложением.


Фотографии: URENT, пресс-служба Образовательного центра «Сириус»

Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Места

Новое и лучшее

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане

Я живу в «Доме со зверями»

«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»

Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужны

Первая полоса

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро
5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евроДешевле и красивее, чем в резиденции Путина
5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро Дешевле и красивее, чем в резиденции Путина

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане
Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане Прямо у вас на кухне
Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане Прямо у вас на кухне

Я живу в «Доме со зверями»

Я живу в «Доме со зверями» Аквариум в подвале, дубовый паркет, гипсокартонные львы и рис на стенах

Я живу в «Доме со зверями»

Я живу в «Доме со зверями» Аквариум в подвале, дубовый паркет, гипсокартонные львы и рис на стенах

«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»
«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»Дворец Путина из расследования Навального разобрали на мемы
«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»

«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи» Дворец Путина из расследования Навального разобрали на мемы

Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужны
Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужныИ когда кешбэк может стать проблемой
Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужны

Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужны И когда кешбэк может стать проблемой

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю? Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки

Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем Путине
Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем ПутинеThe Village представляет клип Rosemary Loves a Blackberry на песню «Лето»
Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем Путине

Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем Путине The Village представляет клип Rosemary Loves a Blackberry на песню «Лето»

«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте»
«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте»Выставка антидостижений народного хозяйства
«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте»

«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте» Выставка антидостижений народного хозяйства

«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎
«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎ Ну, почти
«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎

«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎ Ну, почти

«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса
«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса Тяжеловато
«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса

«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса Тяжеловато

Сколько стоит жизнь в Кирове
Сколько стоит жизнь в КировеПрогулки по набережной Грина, недорогое жилье и молочные продукты «Вятушка»
Сколько стоит жизнь в Кирове

Сколько стоит жизнь в Кирове Прогулки по набережной Грина, недорогое жилье и молочные продукты «Вятушка»

Как стать бердвотчером
Как стать бердвотчеромИ увидеть в городе иволгу, удода да варакушку с трясогузкой
Как стать бердвотчером

Как стать бердвотчером И увидеть в городе иволгу, удода да варакушку с трясогузкой

Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса
Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса
Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса

Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса

Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил
Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил Как избежать обветривания, сухости и шелушений
Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил

Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил Как избежать обветривания, сухости и шелушений

6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок

6 отличных российских марок сумок

Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi
Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi
Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi

Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi

Ошибки сознания, которые мешают в работе
Ошибки сознания, которые мешают в работеКак избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег
Ошибки сознания, которые мешают в работе

Ошибки сознания, которые мешают в работе Как избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег

Возвращение Алексея Навального в Россию
Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу
Возвращение Алексея Навального в Россию

Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу

Как наладить здоровый сон: Главные правила
Как наладить здоровый сон: Главные правилаИз книги сомнологов и психологов
Как наладить здоровый сон: Главные правила

Как наладить здоровый сон: Главные правила Из книги сомнологов и психологов

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно естьЧто смотреть, слушать и читать на этой неделе
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть Что смотреть, слушать и читать на этой неделе

Подпишитесь на рассылку