Индустрия19 ноября 2020

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России И почему начал экспансию в другие регионы

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России

Узнаваемые желтые велосипеды и фиолетовые самокаты уже давно стали неотъемлемой частью пейзажа Сочи. Сервис поминутной аренды великов и самокатов URENT начинал с 300 велосипедов на «Розе Хутор» в 2018, за два года расширил свое присутствие в 16 городах и в 2021 планирует вырасти до 35 регионов. О том, как все начиналось, перспективах транспорта «последней мили» и экономике концепции шеринга редакция The Village Юг поговорила с основателем компании URENT Андреем Колесником.

Краткий словарь:

Шеринг (от англ. sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат

Каршеринг (от англ. car «автомобиль» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат машины

Байкшеринг, или Велошеринг (от англ. bike «велосипед» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат велосипеда

Кикшеринг (от англ. kick «самокат» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат самоката

Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Если говорить о транспорте, это система удаленного контроля состояния автомобиля, велосипеда, самоката и т.д.

Андрей Колесник

Основатель компании URENT


Почему закрылся URentCar

С 2008 года я занимаюсь различным бизнесом в южном регионе: сначала поставлял вендинговые автоматы, затем устанавливал в курортных городах массажные кресла для поминутной аренды и музыкальные аппараты в торговых центрах, в саунах и на автомойках.

В 2014 году после резкого роста курса доллара поставка техники стала невыгодной, а у компании остался большой парк служебных автомобилей. Так появилась идея сдавать машины в прокат, и практически сразу она трансформировалась в идею не просто заниматься прокатом, а делать каршеринг. В тот момент каршеринговые проекты только появлялись в Москве и Санкт-Петербурге, и мы проинвестировали в каршеринговую платформу. Так родился URentCar.

Каршеринг может приносить деньги только в очень большом масштабе

Для развития компании я вкладывал собственные средства, закладывая даже свою недвижимость. На пике у нас было 500 машин в Сочи и Краснодаре. Но прибыли не было, возврат инвестиций происходил медленно. Довольно быстро стало понятно, что такой бизнес может приносить деньги только в очень большом масштабе. Маленькой компании выйти на прибыль нереально. Например, одна машина в URentCar стоила минимум 500 тысяч рублей, а один самокат стоит 35 тысяч. При этом одна машина в месяц приносила до 60 тысяч рублей, а один самокат — до 20 тысяч рублей.

Запуск велошеринга

На велошеринг смотрели давно. Сочи изначально привлекал даже международные компании: туда приезжали представители сервисов O Bike, Ofo. Мы видели, что этот вид транспорта активно развивается в Европе. В Европе я сам пользовался велошерингом и понял, что это будет востребовано в курортных городах. Но с китайскими сервисами договориться не получалось: они готовы были поставлять велосипеды только с привязкой к своим платформам, мы же хотели быть независимыми, чтобы не остаться потом «с куском железа».

Я думаю, на запуск байкшеринга я потратил около 20 млн рублей, но у меня были эти деньги из оборота каршеринга и других бизнесов. Я купил очень дорого первые велосипеды, мы долго разрабатывали замки. Мы покупали китайские велосипеды, которые уже поставляли для Ofo: они были заточены под байкшеринг.

Рекламы у нас не было, мы росли органически. Люди видят велосипед, скачивают приложение и начинают пользоваться

Нам повезло: у нас уже были наработки в области софта для управления парком и понимание, как разработать устройства телематики. Поэтому летом 2018 года мы доработали собственную платформу и уже в августе запустили первые 300 велосипедов на «Розе Хутор». Рекламы у нас не было, мы росли органически. Сама техника на улице привлекает внимание — люди подходят, видят логотип, скачивают приложение и начинают пользоваться.

Очень важным фактором при выборе городов является инфраструктура. Этим отчасти был обусловлен выбор «Розы Хутор»: курорт небольшой по площади и безопасный (меньше будут воровать технику), местные власти активно занимаются развитием курорта, плюс дорогое такси способствовало, что туристы охотнее пользуются сервисами микромобильности.

Экспансия в другие регионы

Постепенно вышли и в другие южные города: Краснодар, Сочи, Адлер. В них мы видели либо высокий спрос на такой транспорт со стороны туристов, либо острую необходимость объезжать пробки. Например, в Краснодаре вообще одни из самых страшных пробок в России, поэтому самокаты — реальная возможность проехать 5 км за 15 минут вместо сорокаминутного стояния в пробке.

Долгое время я не хотел выходить на федеральный уровень: лучше быть первым парнем на Кубани, чем последним в Москве. В приоритете была операционная составляющая — мы хотели, чтобы бизнес был прибыльным, каждая поездка на самокате генерила прибыль, а не убытки.

Но в 2020 году появилась возможность кратно увеличить количество электросамокатов, закупив 10 тысяч единиц, и заинтересованные в географической экспансии инвесторы. Так мы в тестовом режиме начали работать в Москве и в нескольких городах Подмосковья. И весь сезон 2020 года мы активно росли. Сейчас Urent присутствует в 16 городах, в следующем году планируем вырасти до 35 регионов. В нашем парке 1 100 велосипедов (они есть только в Сочи) и 16 тысяч самокатов по всей стране.

В этом сезоне наши пользователи совершили несколько миллионов поездок на самокатах

В этом сезоне наши пользователи совершили несколько миллионов поездок на наших самокатах. Выручку в 2020 году не раскрываем. Мы остаемся прибыльными. Это всегда лежало в основе нашего подхода к бизнесу: мы не растим выручку в угоду прибыли, покупаем разную технику, в том числе и ту, которая оказалась ненужной игрокам с плохой юнит-экономикой. Например, мы выкупили около двух тысяч самокатов у «Делимобиля», отремонтировали их и продолжаем использовать.

Транспорт «последней мили»

Все сервисы микромобильности так или иначе решают две задачи: перемещения «последней мили», которые, как правило, используются от метро и другого общественного транспорта вглубь района, и рекреационная — проще говоря, прогулочная. В зависимости от региона мы выстраиваем нашу логистику (размещение самокатов, парковок), чтобы она наилучшим образом решала задачу, которая стоит перед жителем города.

Поэтому, например, в Москве и Подмосковье мы запускались в первую очередь там, где есть большая потребность в перемещениях в рамках района либо необходимость добираться до удаленной станции метро. По тому же принципу мы выбирали и города для запуска: в них должна быть потребность в транспорте «последней мили» и условия для использования самокатов (удобные тротуары, съезды и так далее).

Мы видим очень хорошие перспективы у шеринга, ведь пробки никуда не исчезли, их становится только больше

В тех городах, где много парков, прогулочных зон и туристов, самокаты логично используются больше для прогулок. Это можно сказать, например, про Казань, Санкт-Петербург, Пятигорск, где мы запустились в этом году, и про Сочи, Адлер и Красную Поляну, где мы существуем уже пару лет. В Москве цель использования также зависит от района, хотя в целом как транспорт «последней мили» самокаты в городе с большим количеством пробок используется чаще. Такая ситуация, например, в Краснодаре.

Как пандемия повлияла на транспорт

Пандемия также оказала сильное влияние на то, как люди пользуются транспортом. Конечно, ценность личных автомобилей возросла, но люди также менее охотно стали пользоваться общественным транспортом: им не хочется находиться в толпе, нужна дистанция. И транспорт микромобильности идеально подходит к требованиям новой реальности.

Спрос на электроскутеры в этом году сильно рос во многих странах после снятия ограничений. Россия не станет исключением для тренда. В ближайшие годы будет расти микромобильность, агрегаторы будут интегрировать эти сервисы и строить единые маршруты с разными видами транспорта. В этом году мы начали интегрироваться с сервисом заказа такси «Ситимобил» — с августа самокаты можно найти в их приложении. Это только начало.

Аудитория кикшеринга

Активнее всего кикшерингом пользуются люди до 35 лет. Но нельзя сказать, что только они. Мы видим растущий интерес со стороны всех возрастов. Типичные пользователь — это молодой человек 25–35 лет, работающий, чаще мужчина, хотя соотношение мужчин и женщин у нас в среднем 60 на 40. Если говорить по всем городам, в среднем поездка на самокате составляет 1–3 км (в Москве длиннее, в других городах короче). При этом, конечно, есть и более продолжительные — до 10–15 км.

Поездка на самокате в час пик оказалась самым быстрым и выгодным способом добраться из точки А в точку Б

По стоимости и времени мы проводили эксперимент в Сочи: в обеденное время замеряли, во сколько обойдется поездка на расстояние 12 км на разных видах транспорта. На самокате получилось 18 минут мимо авто, стоявших в заторах, стоимость — 170 рублей с активацией (активация — 50 рублей). На такси этот же маршрут занял 45 минут, стоимость поездки — 320 рублей. Личный автомобиль за те же 45 минут с учетом кондиционера и заторов съел 3,7 литра топлива АИ 95 — это 200 рублей, плюс отсутствие бесплатных мест для парковки.

Вандализм и воровство

Все самокаты оборудованы GPS-датчиками, поэтому мы их находим, где бы их ни бросили. Истории, когда самокаты плавают в реке или их забрасывают высоко на дерево, конечно, случаются, но крайне редко — все самокаты мы вылавливаем. На воровство приходится менее 1% парка в месяц. С воровством мы также боремся с помощью GPS-датчиков, затем сотрудники службы безопасности отслеживают устройства и обращаются в полицию. Люди считают, что если содрать обклейку, то никто самокат не узнает и не найдет, но это не так.

Вандализм или неаккуратное, неправильное обращение с техникой, на самом деле, гораздо более частая проблема, с которой мы сталкиваемся. Парное использование самоката мы также считаем неправильным обращением с техникой и, если замечаем, что пользователь использует самокат таким образом, принимаем меры, вплоть до блокировки.

Вандализм — более частая проблема, чем воровство

Каждый месяц серьезному ремонту подвергается 12–15% парка электросамокатов. Чаще всего приходится чинить механические повреждения корпуса, проколы и порезы шин, выход из строя рулевого управления вследствие неаккуратного или аварийного вождения. Да, и ездить, не снижая скорости, по бордюрам — тоже плохая идея! Это не только приводит к поломкам самокатов, но и к травмам и падениям.

Поэтому все самокаты ограничены по скорости до 20 км/ч. Быстрее передвигаться уже нельзя по ПДД, плюс это банально опасно. Также для безопасности пользователей в этом году мы внедрили страховку здоровья и потенциального ущерба третьим лицам, на случай если вы все же попадете в аварию.

Команда

Сейчас в компании работает в общей сложности 400 человек. Это топ-менеджмент, разработчики, логисты, техники, которые занимаются обслуживанием самокатов и велосипедов. Большой отдел работы с клиентами. Явного центрального офиса нет, в каждом городе своя операционная команда. Больше всего логистов и техников — это люди, которые непосредственно работают с парком техники, занимаются ее сбором, расстановкой по стоянкам и обслуживанием.

Самокаты — это в первую очередь локальный транспорт, чаще всего его используют внутри района, поэтому мы выбираем районы с высокой плотностью населения и потребностью в микромобильности. Затем смотрим на популярные в районе точки: остановки общественного транспорта, центры притяжения (парки, скверы, торговые центры и так далее). У нас есть промоутеры, которые занимаются техническим обслуживанием самокатов: расставляют их на парковки, собирают для подзарядки и ремонта, помогают людям, которые ни разу не ездили, снять барьеры, рассказывают о самокатах, как пользоваться приложением.


Фотографии: URENT, пресс-служба Образовательного центра «Сириус»

Share
скопировать ссылку

Тэги

Места

Новое и лучшее

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Выпил — за руль не садись

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Первая полоса

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов
Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов Соррентино, Альмодовар и новый фильм с Камбербэтчем
Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов

Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов
Соррентино, Альмодовар и новый фильм с Камбербэтчем

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад
Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад
Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад

Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад

Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века
Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века «Наука приготовления и искусство поглощения пищи»
Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века

Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века
«Наука приготовления и искусство поглощения пищи»

«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно
«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно Главный призер Берлинале-2021
«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно

«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно
Главный призер Берлинале-2021

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?
Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии? Саша Виноградова и Алина Ануфриенко — о лечении музыкой и новом альбоме «Око»
Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?

Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?
Саша Виноградова и Алина Ануфриенко — о лечении музыкой и новом альбоме «Око»

Подпишитесь на рассылку