На этой неделе начались общественные обсуждения обновленного проекта реконструкции ГМИИ имени А. С. Пушкина. Работы по созданию единого музейного городка могут начаться уже в этом году и займут 6 лет, стоимость проекта оценивается в 22 миллиарда рублей. Впрочем, многолетние споры с градозащитниками по-прежнему не утихают. The Village узнал, что именно планируется в районе Пушкинского музея и что об этом думают обе стороны.

 

ИСТОРИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ

Проект музея изящных искусств, как Пушкинский назывался изначально, разработал архитектор Роман Клейн, а в строительстве ему помогали не менее именитые инженеры: Иван Рерберг и Владимир Шухов. С самого начала проект задумывался как музейный городок, куда москвичи могли бы приходить на целый день и смотреть экспозицию, переходя из одного здания в другое. Весь XX век музей пополнялся новыми корпусами, расширялась коллекция, сотрудников и посетителей становилось всё больше. Так что масштабная реконструкция Пушкинского действительно назрела давно.

Конкурс на реконструкцию провели в 2008 году — выиграл проект британца Нормана Фостера совместно с «Моспроектом-5». Но градозащитники выступили резко против, и в итоге споры затянулись на годы. Теперь дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Обновленный проект реконструкции выставили на общественное обсуждение, и до мая должна быть принята его окончательная редакция. Если всё сложится, 14 корпусов Пушкинского соединит сеть подземных пространств, несколько соседних зданий отреставрируют и передадут музею, а также построят три новых объекта. Больше всего нареканий вызывает как раз одно из них — выставочный центр на месте кремлевской автозаправки. Градозащитники в ужасе и пытаются отговорить власти от строительства, а директор Пушкинского Ирина Антонова, которая на днях отметила 90-летие, переживает, что бесхозную территорию займет очередной бизнес-центр.

 

Музей создавался в начале XX века на базе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.
Имя А. С. Пушкина музей получил в 1937 году, когда с помпой отмечалось столетие со дня смерти поэта.

 

Антон Хмельницкий, представитель Foster & Partners: «Проект перерабатывается регулярно. Например, мы провели исследование, выясняя, насколько выбивается тот или иной объект из общей картины с разных точек Москвы. В итоге решили снизить этажность новых построек. С „Архнадзором“ мы тоже регулярно общаемся и стараемся учитывать их претензии. В первую очередь градозащитников не устраивает, что новые постройки заходят за границы памятников, для этого мы уже не раз уменьшали площади запланированных комплексов. Еще их не устраивают подземные ходы, число которых мы также сократили. Но отказаться от них музей в любом случае не сможет. Еще один спорный момент — строительство выставочного комплекса в виде пятилистника. „Архнадзор“ не учитывает, что это всего лишь концепт, предложение, готового проекта пока нет, и как будет выглядеть выставочный центр, будет ясно уже по ходу строительства. Это дело не одного года».  

 

Рустам Рахматуллин, координатор движения «Архнадзор»: «Проект предполагает новое строительство в окрестностях Волхонки, хотя это недопустимо по закону на территории памятников. Согласно закону, запрещена и реконструкция памятников, потому что реконструкция, по определению, — это изменение параметров объекта. Закон о наследии разрешает лишь реставрацию и приспособление зданий к современному использованию. Однако в материалах проекта термин „реконструкция“ применяется именно к памятникам».