27 июня, понедельник
Москва
Войти

Режиссер Никита Бетехтин — о социальном театре, спектакле с участием горожан и ощущениях от Нижнего Новгорода

Режиссер Никита Бетехтин — о социальном театре, спектакле с участием горожан и ощущениях от Нижнего Новгорода

Центр театрального мастерства на следующей неделе представит новый спектакль — «Герои среди нас». Он посвящен 800-летию Нижнего Новгорода и расскажет о людях, которые делают город лучше, но о которых мало, либо совсем не говорят в публичном пространстве. С точки зрения формы он интересен тем, что в нем заняты не только актеры, но и нижегородцы разного возраста и профессий, прошедшие отбор для участия в театральной лаборатории. The Village Нижний Новгород встретился с режиссером постановки Никитой Бетехтиным чтобы узнать, как проходят репетиции и как, в целом, социальный театр может влиять на действительность.

О социальном театре и театре горожан

Социальный театр рассматривает как поле для своего творчества людей, отношения между ними и проблемы в коммуникации. В таком театре чаще всего нет какой-то литературной основы: ему неинтересно воспроизводить или репрезентовать какие-то классические или современные пьесы, ему интересно открывать пути решения проблем. В Европе его называют applied theatre, то есть «прикладной театр». Он, по сути, должен быть инструментом и корректировать коммуникации между разными слоями населения, разными социальными группами или сообществами. Существует огромное количество инклюзивных проектов, проектов с подростками или трудными подростками, с людьми, которые по той или иной причине оказались в местах лишения свободы.

«Театр горожан» входит в понятие «социального театра». Это театр-форум, в котором жители города, высказываясь прямо или творчески, входят друг с другом в некую дискуссию и могут предложить какие-то решения. Он в чем-то похож на социологическое исследование, потому что мы изучаем то, что происходит в городе.

 «Театр горожан» входит в понятие «социального театра». Это театр-форум, в котором жители города, высказываясь прямо или творчески, входят друг с другом в некую дискуссию и могут предложить какие-то решения

О конструкции спектакля «Герои среди нас»

У нас есть серия интервью с нижегородцами, героями, которую собрал драматург Сергей Давыдов, — актеры будут презентовать эти тексты в технике вербатима, то есть воспроизводить их, соблюдая особенности речи человека. Мы взяли гораздо больше интервью, но в работу пошли не все — оставили только те, в которых есть интересный конфликт, драматургия. Есть интервью, которые брали друг у друга перформеры, и их прямые высказывания. И много точек свободы, импровизации. Будет визуальный ряд, который составляет видеохудожник Миша Заиканов. Будет много пластики, пластических интерпретаций, репрезентаций полученной информации — за это ответственен хореограф Сергей Тонышев.

О работе с горожанами

Когда люди собираются и их объединяет идея сделать спектакль, то возникает, во-первых, новое сообщество, во-вторых, новая мощная коммуникативная ситуация, а в-третьих, миссия и идея, и это уже начинает вокруг себя собирать некие ресурсы: и материальные, и духовные. Мы как будто открываем глаза и видим, что, оказывается, вокруг нас очень много возможностей.

Мне интересно работать с горожанами, с непрофессиональными перформерами. Мне интересны жители города, потому что я убежден в том, что чем больше я общаюсь с людьми не из моей профессии, тем больше я понимаю, почему, зачем и для кого я делаю театр. Мы отобрали 40 нижегородцев — это активные девушки, парни, мужчины, женщины. И они настолько разные, настолько интересные, настолько это общение такое трогательное, что, мне кажется, это больше открытий приносит, чем чтение профессиональных книг или общение с профессиональными людьми.

Мы говорили с ними о том, кто такой герой, искали героев, вдохновлялись их опытом и пробовали этот опыт масштабировать или отразить в своих проектах.

 Важно раскрыть, а не испортить, раскрыть, а не научить, увидеть потенциал группы и использовать его

Если говорить про основной принцип работы с горожанами — они должны делать на сцене то, что у них хорошо получается. И, значит, я не требую от них быть актерами. И вообще театр горожан — это не любительский театр, который всегда стремился копировать профессиональный. Мне как режиссеру важна искренность человека, его непосредственность, небанальность взгляда на театр, бесстрашие, потому что артисты чаще всего боятся, что их осудит профессиональное сообщество. Важно раскрыть, а не испортить, раскрыть, а не научить, увидеть потенциал группы и использовать его.

Об определении «героя»

Героя мы решили определять по двум критериям. Это вектор действия, направленный на улучшение каких-то условий, обстоятельств для внешнего мира, какая-то внутренняя потребность делать мир лучше. И второй критерий, парадоксальный, — герой лишен свободы. У всех нас есть свобода делать это или не делать, но герой, начав размышлять от идеи — например, «неплохо было бы поставить на месте свалки детскую площадку», задает себе вопрос: «кто?» и отвечает не «муниципалитет», «ТСЖ», «какие-то другие люди», а «я». И тогда он становится заложником ситуации, к сожалению. Есть люди, которые зашли куда-то просто попробовать, а остались на 20 лет. Герой не только получает удовольствие, но и превозмогает себя. Люди, которые за 20 тысяч в больницах спасают жизни других людей, имея альтернативу другой работы, для меня герои. Нам было интересно, как это все происходит.

Нужны ли героям единомышленники? Безусловно. Но ощущают они себя в команде по-разному: кто-то мыслит себя как «я один», а кто-то вдохновляет команду и разделяет с ней всю ответственность. Во многом это зависит от поколения, от ситуации, от проекта.

О Нижнем Новгороде

После этого проекта мне показалось, что я посмотрел на Нижний Новгород по-другому (Никита поставил в ЦТМ в 2019 году спектакль «Солнечная линия», а до этого участвовал в лабораториях театра как режиссер — прим.ред.). Во-первых, меня удивляют ребята, которых мы нашли. Будучи талантливыми способными людьми, они никуда не хотят уезжать и говорят, что Нижний Новгород — это их город. Во-вторых, мне показалось интересным то, что здесь очень много горожан, которые заняты борьбой за свое право иметь такой город, каким они его видят. Меня абсолютно поразила та активность, которая есть в городе и как она работает. Когда мы брали интервью у героев, у меня возникло много идей проектов с этими людьми, и вообще показалось, что мы все воюем на одной стороне и нам всем может понадобиться помощь друг друга.

Показы спектакля «Герои среди нас» пройдут 4 августа в 20:00 и 5 августа в 19:00. Информация о проекте и билеты — на сайте.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

6 причин, почему разваливаются отношения

Первая полоса

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту С минимальными потерями
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
С минимальными потерями

6 причин, почему разваливаются отношения
6 причин, почему разваливаются отношения Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»
6 причин, почему разваливаются отношения

6 причин, почему разваливаются отношения
Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей В нем участвуют рестораны из пяти городов России
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
В нем участвуют рестораны из пяти городов России

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****» The Village начинает публиковать литературные тексты
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
The Village начинает публиковать литературные тексты

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние Собрали лучшие кадры астрономического явления
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Собрали лучшие кадры астрономического явления

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

Гид по Beat Film Festival 2022
Гид по Beat Film Festival 2022 Что получилось привезти в этом году
Гид по Beat Film Festival 2022

Гид по Beat Film Festival 2022
Что получилось привезти в этом году

Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России
Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России
Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России

Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России

«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью
«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью
«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью

«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью

Подпишитесь на рассылку