В ЕСПЧ подали иск о массовом распознавании лиц на митинге в Москве Активисты считают, что власти нарушили права москвичей
Оппозиционер Владимир Милов и активистка Алена Попова подали в Европейский суд по правам человека жалобу на применение технологии распознавания лиц на митинге в Москве. Документ, подготовленный правозащитной организацией «Агора», есть в распоряжении «РБК».
На что жалуются активисты
Речь идет о митинге 29 сентября 2019 года, который прошел на проспекте Сахарова по итогам выборов в Мосгордуму. Территория согласованного мероприятия была оцеплена, и пройти на нее можно было только через рамки металлоискателей, на которых были закреплены камеры видеонаблюдения. Авторы жалобы полагают, что эта акция стала первым мероприятием в России, где применили массовое, а не точечное распознавание лиц. В «Агоре» добавили, что это первая подобная жалоба в отношении России, а также в практике ЕСПЧ вообще.
Что говорят власти
Милов и Попова уже просили суд рассмотреть законность использования камер. Ответчики — департамент информационных технологий, Роскомнадзор и Главное управление МВД — подтвердили, что камеры были оснащены технологией распознавания лиц. В ДИТ говорили, что система работает в соответствии с законом для обеспечения безопасности жителей. В итоге Савеловский и Тверской суды признали использование распознавания лиц обоснованным и не нарушающим права граждан.
Почему распознавание лиц на митинге незаконно
Попова и Милов считают, что сплошное применение технологии распознавания лиц на митинге нарушило право граждан на охрану частной жизни и персональных данных, а невозможность избежать процедуры идентификации нарушила право на свободу собраний. Авторы иска не понимают, почему власти выбрали для массового распознавания лиц именно ту акцию: информации об угрозах общественному порядку в тот день не было. При этом демонстрация представляла собой крупное собрание политической оппозиции, поэтому использование технологии распознавания привело к сбору данных о тысячах сторонников оппозиции.
Информации о последующем применении собранных данных нет, но это и не является предметом спора, отмечают в «Агоре». В организации обеспокоены, что в России не существует механизмов контроля за использованием распознавания лиц.
Источник: «РБК»