«Наука о девственности»: Чему научит школьников новый курс от РПЦ? Разбираем учебник «Нравственные основы семейной жизни», который разработала для школ монахиня
В 60 российских субъектах преподают новый предмет «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на учеников десятого и 11-го классов и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». Авторы курса — священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина. В ноябре Минобрнауки рассмотрит вопрос о его включении в список обязательных. Однако уже сейчас у курса множество противников, которые указывают на неверную статистику и навязывание православия в учебнике. The Village собрал мнения протодиакона, сексолога и других экспертов, чтобы понять, насколько хорош новый курс.
«На основе исследований, проведенных в США и Европе относительно умственных способностей людей разного пола, был сделан вывод о том, что среди мужчин больше высокоодаренных людей и, вместе с тем, больше умственное отсталых индивидов. То есть диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин». (страница 34)
«Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера»

Ирма Деркач
участница программы «Учитель для России», учитель биологии в Козельской средней школе № 1
Жаль, что в учебнике не указан список использованной литературы. Очень интересно ознакомиться с исследованиями, согласно которым, например, «у девочек даже в 13 лет нет специализации полушарий» (страница 34). Авторы весьма своеобразно трактуют и реально существующие работы: например, из информации, что мужчины в целом притязательнее, они делают вывод о глубинных различиях в психологии, записанных на генетическом уровне.
Не самой приятной особенностью учебника также является стремление авторов смешивать в одну кучу неравномощные утверждения. Так, в теме 5.2 «Чудо жизни» есть предельно упрощенный абзац про информацию, закодированную в ДНК. Несколькими строками позже автор раздела переходит к появлению у зиготы души — причем тон повествования не меняется, и все это подается как очередная прописная истина. Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера, что некорректно, так как вопросы веры не соответствуют критерию Поппера (критерий научности эмпирической теории. — Прим. ред.), а для научного метода он — основа. Мне кажется, что существование души у отдельной клетки не вполне соотносится с официальной позицией Церкви.
В рабочей программе к учебнику написано, что ученики должны научиться «приводить примеры из истории, когда женщина играла значительную роль в жизни выдающегося человека». Я никогда не обучалась «Нравственным основам семейной жизни», но могу привести довольно много примеров, когда женщина играла наизначительнейшую роль в жизни выдающегося человека — сама им была.
«Население России начали сокращать не только за счет средств спецслужб стран "золотого миллиарда", но и за счет налогов, собираемых с самих россиян» (приложение к учебнику)
«Верный путь диалога о сексуальных отношениях»

Татьяна Макарова
учитель русского языка и литературы в Ломоносовской школе
Учебник «Нравственные основы семейной жизни» производит хорошее впечатление: виден системный подход в подборе материалов, многогранность взглядов и анализа проблем современной жизни и семейных ценностей. Очень корректно и доступно излагается материал, авторы не переступили грани нравственных и этических норм. Не уверена, что курс стоит излагать в виде отдельного школьного предмета, но он может изучаться в рамках обществознания.
Подкупает само название курса, где ключевым словом является «нравственные». Конечно, в школе необходимо обучать основам психологической, духовно-нравственной безопасности семейных отношений, особенно сегодня, когда семейные ценности оскудевают и расторжение брака становится нормой жизни. Но при этом нравственность не должна сопровождаться религиозными догматами.
Авторы избрали верный путь диалога с подростками о сексуальных отношениях, но, наверное, такой предмет должен преподавать не обычный школьный учитель, а человек с медицинским образованием, который сможет грамотно донести информацию и ответить на вопросы старшеклассников. Точно так же в разговоре об абортах именно специалист должен донести истины, которые заставят подростков задуматься о последствиях своих действий. Я желаю удачи авторам данного курса.
«Почему мы теперь, с Богом, зажили хуже, чем тогда, без Бога?» (приложение к учебнику)
«Учебник формирует гендерные стереотипы»

Александр Кондрашев
активист профсоюза работников образования «Учитель»
Фрагменты учебника, которые я посмотрел, говорят о его очень низком качестве. Зачем авторы курса указывают, что какое-то открытие сделали «американские ученые?». Дайте старшеклассникам статистику — они сами могут сделать выводы. Мне кажется, что учебник формирует гендерные стереотипы. Очевидно, что если бы в нем было написано, что «представители такой-то национальности чаще рождаются гениями, чем представители другой национальности», то это вызвало бы огромный скандал. А писать подобное про женщин и мужчин авторы почему-то считают корректным.
Мне кажется, что этот учебник не соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, согласно которому школа должна давать навыки, а не готовые суждения.
«Зарождение новой жизни — это великое таинство. В момент зачатия маленькой клеточке даруется живая и бессмертая душа» (Тема 5.2 Чудо жизни)
«Курс создан, чтобы сделать детей послушными солдатами и матерями»

Татьяна Никонова
автор блога о сексе Nikonova.online
В этом курсе слишком много религиозных коннотаций: школьникам предлагают изучать святых, а прямо на обложке учебника стоит фотография царской семьи. Учебник содержит крайне устаревшие и лживые сведения. Например, конспирологические теории о том, что русскую нацию убивают ЮНЕСКО, феминистки и спецслужбы США — этому вообще не место в школе, это просто параноидальный бред. В учебнике пишут, что в России совершается 3 миллиона абортов в год — это неправда, настоящая цифра — около 700 тысяч (в 2016 году — 836 тысяч. — Прим. ред.).
Авторы курса утверждают, что в результате секспросвета в США в два раза увеличилось количество подростковых беременностей и распространение ВИЧ. Но все наоборот — это в России эпидемия ВИЧ и один их самых высоких показателей беременностей у подростков среди развитых стран, а в США зафиксирован исторический минимум, который связывают именно со школьным предметом секс-просвещение в тех штатах, где он есть. Причем в Библейском поясе (регион в США, в котором доминирующей религией является протестантизм. — Прим. ред.) секспросвет не преподают, а вместо него пропагандируют воздержание — и там уровень подростковых беременностей сравним с российским.
Еще в учебнике указано, что от средств контрацепции случается слепота, презервативы практически не защищают от ВИЧ, а прерывание беременности называют убийством ребенка, что, конечно, манипуляция, потому что в медицинских учреждениях законно проводят аборт на сроках, когда плод не чувствует боли.
Этот курс создан, чтобы сделать детей послушными солдатами и матерями. В описании учебника сказано, что функция мальчика — защищать отечество, а женщины должны рожать детей — то есть это прямая поддержка неопатриархального дискурса. Авторы учебника называют любые незарегистрированные отношения пробным браком, как будто невенчанный брак — случайный, а настоящий только один и на всю жизнь. Идея пробного брака обесценивает чувства людей. У детей в 14–16 лет может случиться невероятный роман, который продлится несколько лет и ничем не закончится, но их чувства — такие же настоящие и глубокие, как и в более позднем возрасте.
«Безопасный секс — любое удовлетворение полового влечения, при котором не происходит и не может произойти зачатие. Речь идет не только о контрацепции, но и о наслаждении противоестественных пороков» (приложение к учебнику)
«Семейным конфликтам за два года обучения посвящен только один урок»

Андрей Кураев
протодиакон
Не могу сказать, что разочаровался в учебнике, потому что я и не ожидал чего-то лучше. Тема воспитания молодежи привлекает людей, которые одержимы похотью и страстью назидать: они думают, что знают ответы на все вопросы. Таких людей особенно много в современной Церкви, и их подход не работает в общении с современными подростками.
Сексуальная жизнь — это важная сфера для подростков, и любые нравоучения на эту тему воспринимаются ими как вторжение в личное пространство. Дети начинают открывать свое тело, новые возможности и радости — и любой, кто придет с ограничениями, будет восприниматься как человек, который отнимает любимую игрушку. Брак — это основа семейной жизни, но теме семейных конфликтов за два года обучения этому курсу посвящен только один урок. Ровно столько же, сколько рассказам о Петре и Февронии.
Авторы таких учебников — это люди из моего поколения и старше (а мне 55), которые создают эти курсы для своих родителей и наставников. Критический изъян советской и православной педагогики в том, что они говорят о неком идеальном человеке в вакууме. Но жизнь не идеальная, и люди тоже — вы лучше расскажите о том, какая кривизна бывает в семейной жизни. А вдруг избранник окажется не принцем, а свиньей или обычным маменькиным сынком и эгоистом? Как с ним жить, как терпеть друг друга? А как в одиночку воспитывать ребенка? А куда обращаться, если ребенок инвалид? Как, в конце концов, выбить из наших чиновников материнский капитал? Объясните это пошагово в учебнике.
В интересах Церкви, чтобы этот курс был на 200 % светским, а выводы, к которым придут в учебнике, совпадали бы с христианской этикой.
Обложка: Дмитрий Неумоин/legion-media