«Либо вы приносите деньги, либо не получаете права»: Как новый закон изменит жизнь автомобилистов Зачем водителей поделят на любителей и профессионалов?

В 2019 году всех автомобилистов могут разделить на любителей и профессионалов. Согласно новому законопроекту, который подготовило министерство транспорта, любители — это водители, которые пользуются машиной только в личных целях, а профессионалы — в рабочих, то есть дальнобойщики и таксисты. Для первых программу обучения упростят, а для последних, наоборот, усложнят. Любителям не придется изучать принципы организации таксомоторных и грузоперевозок, а также руководство работой подвижного состава. В свою очередь, водительские права профессионалов будут действовать в течение пяти лет, после чего придется снова сдавать экзамены и проходить медицинское обследование. The Village собрал мнения инструктора по вождению, главы профсоюза дальнобойщиков и других экспертов о плюсах и минусах нового закона.

«Хочешь работать в такси — изучай специальный блок»

Сергей Лобарев

председатель правления «Гильдии автошкол»

В нынешних программах обучения водителей все смешано в кучу. Сейчас любителям зачем-то дают информацию о специализированном подвижном составе, оперативном учете работы водителей, их обучают актам, определяющим порядок перевоза грузов, и многим другим ненужным вещам. Все это не нужно.

Водителям-любителям следует упростить сдачу площадки и убрать два-три упражнения, например эстакаду — зачем она нужна, если большинство машин сейчас с автоматической коробкой передач? Вместо этого можно ввести полезное занятие — «мальтийский крест». Да и в принципе прохождение пяти упражнений на скорости три километра в час бессмысленно, лучше больше времени уделить езде по городу.

А водителям-профессионалам необходимо больше учиться теории и практике вождения, правилам перевозки и сохранности грузов, вопросам экологии, этики, особенностям перевозок, знанию городской инфраструктуры, психологии, конфликтологии и так далее. Хочешь работать в такси — изучай специальный тематический блок — такова международная практика.

При этом я считаю, что обучение на водителя-любителя должно стоить 30 тысяч рублей (что дешевле, чем сейчас), а на водителя-профессионала дороже — 45 тысяч.


Иван Брусенцов

директор службы Banana Taxi

Сторонники этой инициативы говорят, что водители-любители во время обучения получают лишние знания. Но у меня права категории Б, и ничего ненужного я не изучал.

В целом у меня три претензии к этому законопроекту. Во-первых, он выглядит как новая кормушка для ГИБДД. Например, недавно ввели закон о получении российских прав для иностранных граждан — теперь наши таксисты из других стран с 20-летним стажем вынуждены платить по 45 тысяч рублей, чтобы получить права. Иностранцев специально валят на экзаменах — им говорят: «Либо вы приносите деньги, либо не получаете права». Новые профессиональные права будут выдавать по такому же принципу, и стоить они будут порядка 75 тысяч рублей.

Вторая претензия: новый закон — это удар по бизнесу. Я легко представляю себе, что через три месяца нам скажут, что все таксисты обязательно должны иметь профессиональные права. И что, нам всех увольнять и брать откуда-то новых водителей?

Этот законопроект устарел. Если бы мы жили в 1950 году и нельзя было бы отличить бомбилу от нормального таксиста, то инициатива имела бы смысл, а сейчас для этого существует множество технических средств. Когда я заказываю машину, то знаю, что все данные водителя, включая паспортные, у кого-то имеются и по первому требованию предоставляются в полицию. По поводу профессиональных знаний водителей такси я вот что могу сказать. Лет 40 назад водителям нужно было держать в голове 10 тысяч улиц и пользоваться справочником по Москве, а сейчас для этого есть «Яндекс.Навигатор» — любой таксист называет адрес и тут же видит кратчайший маршрут. Какие нужны знания, какая квалификация?

Современная система такси учитывает и психологию, и конфликтологию. Например, вам не понравилось поведение водителя — поставьте ему кол, и он будет получать в два раза меньше заказов. Мы недавно подсчитали, что каждая плохая оценка снижает заработок водителя на 10 тысяч рублей в месяц.

Я не понимаю, для чего нужны профессиональные права. Просто чтобы были? Такое ощущение, что кто-то занимается деятельностью, чтобы просто ей заниматься.

«Идея может быть выхолощена и дискредитирована»

Валерий Войтко

председатель профсоюза «Дальнобойщик»

К сожалению, значительную часть наших водителей-дальнобойщиков сложно назвать профессионалами. В России отсутствует полноценная система подготовки кадров, существуют лишь фрагментарные курсы. Автошкола дает поверхностную и очень приблизительную подготовку к дальнейшей работе.

Если разделить права на любительские и профессиональные, то проблему можно решить грамотным распределением часов обучения. Например, сократить преподавание информации о работе двигателя и тормозной системы — времена, когда водитель масляными руками лез под капот, уже прошли, сейчас все пользуются автосервисами. А вместо этого нужно добавить практические занятия: вождение, маневрирование, разгон и другие, связанные с динамикой грузового автомобиля, которая напрочь отличается от динамики легковушки. Также будущие дальнобойщики должны изучать требования по перевозке грузов, уметь работать с документацией и решать конфликтные ситуации с ГИБДД, с отправителем и получателем груза.

Я двумя руками за этот закон, но главное — чтобы при разработке программ обучения учли мнение перевозчиков. Я боюсь, что если все отдадут на откуп чиновникам Минтранса, то идея может быть выхолощена и дискредитирована.

«Зачем человеку, который ездит только на дачу, знать, как работает двигатель?»

Александр Ачкасов

председатель правления Союза автошкол

Нынешняя программа обучения сильно перегружена для людей, которые никогда не будут заниматься извозом и садиться за большегруз. Ну зачем человеку, который ездит только на дачу, знать, как работает двигатель, а также основы грузовых и пассажирских перевозок? Сейчас это изучают в обязательном порядке все будущие водители, и все это нужно убирать путем разделения прав на профессиональные и любительские.

Наша ассоциация предлагает не уменьшать количество часов для водителей-любителей, а ввести вместо них видеотесты, которые помогут правильно оценить ситуацию на дороге. Это будут трех-пятиминутные ролики, благодаря которым человек научится понимать, как себя вести в той или иной ситуации — например, если на улице гололед, если нужно перестроиться или если на дорогу выскочил лось.

А для профессионалов я бы ввел дополнительные дисциплины, лишним это не будет.

«Многим тяжело сдавать по нынешним правилам»

Ахад Абдурахмонов

инструктор по вождению

Ничего лишнего в теории для водителей легковых автомобилей нет, не знаю, что оттуда можно убрать. А вот тем, кто хочет работать на такси, можно сделать сдачу экзамена пожестче: например, снизить количество возможных ошибок на экзамене и чтобы они больше по городу ездили во время сдачи города.

Но разделение на профессиональные права и любительские — это правильно, потому что многим тяжело сдавать по нынешним правилам, например девочкам, которые не пойдут бомбить на такси и будут ездить для себя.


Обложка: Kzenon — stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Владельцы электрокаров
Владельцы электрокаров Езда без бензина и бесплатная парковка в центре — водители «автомобилей будущего» честно рассказывают об их плюсах и минусах
Владельцы электрокаров

Владельцы электрокаров
Езда без бензина и бесплатная парковка в центре — водители «автомобилей будущего» честно рассказывают об их плюсах и минусах

«Безопасно — это если меня не сбивает машина»
«Безопасно — это если меня не сбивает машина» Фиксеры — о езде без тормозов, сломанных зеркалах и лицах
«Безопасно — это если меня не сбивает машина»

«Безопасно — это если меня не сбивает машина»
Фиксеры — о езде без тормозов, сломанных зеркалах и лицах

110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон
110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон К юбилею московского такси вспоминаем, как появился Gett, конфликты вокруг Uber и работу бомбил
110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон

110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон
К юбилею московского такси вспоминаем, как появился Gett, конфликты вокруг Uber и работу бомбил

Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы
Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы Сравниванием цены в московских каршерингах и рассказываем, как это работает
Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы

Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы
Сравниванием цены в московских каршерингах и рассказываем, как это работает

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Как все поменять, если работа больше не радует

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Первая полоса

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем» Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве «Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
«Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект
Как очистить воздух с помощью граффити И что такое фотокаталитический пигмент
Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект

Как очистить воздух с помощью граффити
И что такое фотокаталитический пигмент

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности Из-за угрозы радиации
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Из-за угрозы радиации

9 игр лета

9 игр летаНовые «Рэтчет и Кланк», гольф с Марио, экшен по Dungeons & Dragons и конкурент «Цивилизации»

9 игр лета

9 игр лета Новые «Рэтчет и Кланк», гольф с Марио, экшен по Dungeons & Dragons и конкурент «Цивилизации»

Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов
Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов
Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов

Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов

Подпишитесь на рассылку