26 января, среда
Москва
Войти

«Либо вы приносите деньги, либо не получаете права»: Как новый закон изменит жизнь автомобилистов Зачем водителей поделят на любителей и профессионалов?

В 2019 году всех автомобилистов могут разделить на любителей и профессионалов. Согласно новому законопроекту, который подготовило министерство транспорта, любители — это водители, которые пользуются машиной только в личных целях, а профессионалы — в рабочих, то есть дальнобойщики и таксисты. Для первых программу обучения упростят, а для последних, наоборот, усложнят. Любителям не придется изучать принципы организации таксомоторных и грузоперевозок, а также руководство работой подвижного состава. В свою очередь, водительские права профессионалов будут действовать в течение пяти лет, после чего придется снова сдавать экзамены и проходить медицинское обследование. The Village собрал мнения инструктора по вождению, главы профсоюза дальнобойщиков и других экспертов о плюсах и минусах нового закона.

«Хочешь работать в такси — изучай специальный блок»

Сергей Лобарев

председатель правления «Гильдии автошкол»

В нынешних программах обучения водителей все смешано в кучу. Сейчас любителям зачем-то дают информацию о специализированном подвижном составе, оперативном учете работы водителей, их обучают актам, определяющим порядок перевоза грузов, и многим другим ненужным вещам. Все это не нужно.

Водителям-любителям следует упростить сдачу площадки и убрать два-три упражнения, например эстакаду — зачем она нужна, если большинство машин сейчас с автоматической коробкой передач? Вместо этого можно ввести полезное занятие — «мальтийский крест». Да и в принципе прохождение пяти упражнений на скорости три километра в час бессмысленно, лучше больше времени уделить езде по городу.

А водителям-профессионалам необходимо больше учиться теории и практике вождения, правилам перевозки и сохранности грузов, вопросам экологии, этики, особенностям перевозок, знанию городской инфраструктуры, психологии, конфликтологии и так далее. Хочешь работать в такси — изучай специальный тематический блок — такова международная практика.

При этом я считаю, что обучение на водителя-любителя должно стоить 30 тысяч рублей (что дешевле, чем сейчас), а на водителя-профессионала дороже — 45 тысяч.


Иван Брусенцов

директор службы Banana Taxi

Сторонники этой инициативы говорят, что водители-любители во время обучения получают лишние знания. Но у меня права категории Б, и ничего ненужного я не изучал.

В целом у меня три претензии к этому законопроекту. Во-первых, он выглядит как новая кормушка для ГИБДД. Например, недавно ввели закон о получении российских прав для иностранных граждан — теперь наши таксисты из других стран с 20-летним стажем вынуждены платить по 45 тысяч рублей, чтобы получить права. Иностранцев специально валят на экзаменах — им говорят: «Либо вы приносите деньги, либо не получаете права». Новые профессиональные права будут выдавать по такому же принципу, и стоить они будут порядка 75 тысяч рублей.

Вторая претензия: новый закон — это удар по бизнесу. Я легко представляю себе, что через три месяца нам скажут, что все таксисты обязательно должны иметь профессиональные права. И что, нам всех увольнять и брать откуда-то новых водителей?

Этот законопроект устарел. Если бы мы жили в 1950 году и нельзя было бы отличить бомбилу от нормального таксиста, то инициатива имела бы смысл, а сейчас для этого существует множество технических средств. Когда я заказываю машину, то знаю, что все данные водителя, включая паспортные, у кого-то имеются и по первому требованию предоставляются в полицию. По поводу профессиональных знаний водителей такси я вот что могу сказать. Лет 40 назад водителям нужно было держать в голове 10 тысяч улиц и пользоваться справочником по Москве, а сейчас для этого есть «Яндекс.Навигатор» — любой таксист называет адрес и тут же видит кратчайший маршрут. Какие нужны знания, какая квалификация?

Современная система такси учитывает и психологию, и конфликтологию. Например, вам не понравилось поведение водителя — поставьте ему кол, и он будет получать в два раза меньше заказов. Мы недавно подсчитали, что каждая плохая оценка снижает заработок водителя на 10 тысяч рублей в месяц.

Я не понимаю, для чего нужны профессиональные права. Просто чтобы были? Такое ощущение, что кто-то занимается деятельностью, чтобы просто ей заниматься.

«Идея может быть выхолощена и дискредитирована»

Валерий Войтко

председатель профсоюза «Дальнобойщик»

К сожалению, значительную часть наших водителей-дальнобойщиков сложно назвать профессионалами. В России отсутствует полноценная система подготовки кадров, существуют лишь фрагментарные курсы. Автошкола дает поверхностную и очень приблизительную подготовку к дальнейшей работе.

Если разделить права на любительские и профессиональные, то проблему можно решить грамотным распределением часов обучения. Например, сократить преподавание информации о работе двигателя и тормозной системы — времена, когда водитель масляными руками лез под капот, уже прошли, сейчас все пользуются автосервисами. А вместо этого нужно добавить практические занятия: вождение, маневрирование, разгон и другие, связанные с динамикой грузового автомобиля, которая напрочь отличается от динамики легковушки. Также будущие дальнобойщики должны изучать требования по перевозке грузов, уметь работать с документацией и решать конфликтные ситуации с ГИБДД, с отправителем и получателем груза.

Я двумя руками за этот закон, но главное — чтобы при разработке программ обучения учли мнение перевозчиков. Я боюсь, что если все отдадут на откуп чиновникам Минтранса, то идея может быть выхолощена и дискредитирована.

«Зачем человеку, который ездит только на дачу, знать, как работает двигатель?»

Александр Ачкасов

председатель правления Союза автошкол

Нынешняя программа обучения сильно перегружена для людей, которые никогда не будут заниматься извозом и садиться за большегруз. Ну зачем человеку, который ездит только на дачу, знать, как работает двигатель, а также основы грузовых и пассажирских перевозок? Сейчас это изучают в обязательном порядке все будущие водители, и все это нужно убирать путем разделения прав на профессиональные и любительские.

Наша ассоциация предлагает не уменьшать количество часов для водителей-любителей, а ввести вместо них видеотесты, которые помогут правильно оценить ситуацию на дороге. Это будут трех-пятиминутные ролики, благодаря которым человек научится понимать, как себя вести в той или иной ситуации — например, если на улице гололед, если нужно перестроиться или если на дорогу выскочил лось.

А для профессионалов я бы ввел дополнительные дисциплины, лишним это не будет.

«Многим тяжело сдавать по нынешним правилам»

Ахад Абдурахмонов

инструктор по вождению

Ничего лишнего в теории для водителей легковых автомобилей нет, не знаю, что оттуда можно убрать. А вот тем, кто хочет работать на такси, можно сделать сдачу экзамена пожестче: например, снизить количество возможных ошибок на экзамене и чтобы они больше по городу ездили во время сдачи города.

Но разделение на профессиональные права и любительские — это правильно, потому что многим тяжело сдавать по нынешним правилам, например девочкам, которые не пойдут бомбить на такси и будут ездить для себя.


Обложка: Kzenon — stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Владельцы электрокаров
Владельцы электрокаров Езда без бензина и бесплатная парковка в центре — водители «автомобилей будущего» честно рассказывают об их плюсах и минусах
Владельцы электрокаров

Владельцы электрокаров
Езда без бензина и бесплатная парковка в центре — водители «автомобилей будущего» честно рассказывают об их плюсах и минусах

«Безопасно — это если меня не сбивает машина»
«Безопасно — это если меня не сбивает машина» Фиксеры — о езде без тормозов, сломанных зеркалах и лицах
«Безопасно — это если меня не сбивает машина»

«Безопасно — это если меня не сбивает машина»
Фиксеры — о езде без тормозов, сломанных зеркалах и лицах

110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон
110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон К юбилею московского такси вспоминаем, как появился Gett, конфликты вокруг Uber и работу бомбил
110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон

110 лет московскому такси: Цифры, технологии и закон
К юбилею московского такси вспоминаем, как появился Gett, конфликты вокруг Uber и работу бомбил

Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы
Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы Сравниванием цены в московских каршерингах и рассказываем, как это работает
Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы

Как пользоваться каршерингом и чем отличаются сервисы
Сравниванием цены в московских каршерингах и рассказываем, как это работает

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике

20 пуховиков для снежной погоды

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Первая полоса

«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике
«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике
«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике

«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике

20 пуховиков для снежной погоды
20 пуховиков для снежной погоды
20 пуховиков для снежной погоды

20 пуховиков для снежной погоды

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке
Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке
Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел

Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел
Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях И помогут ли в этом комментарии под постами
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
И помогут ли в этом комментарии под постами

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов

На что живут доулы
На что живут доулы «Приходится быть на связи с роженицей 24/7»
На что живут доулы

На что живут доулы
«Приходится быть на связи с роженицей 24/7»

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить Свежие кофейные открытия
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
Свежие кофейные открытия

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

Подпишитесь на рассылку