В понедельник, 18 января, для пассажиров открылась станция «Румянцево» Сокольнической линии Московского метрополитена. Она стала не только первой двухуровневой в столичной подземке, но и первой, открывшейся на территории Новой Москвы. Следующая на очереди — «Саларьево», которая будет конечной станцией Сокольнической линии.

«Румянцево» расположена на юго-западе города за пределами МКАД, рядом с одноимённым бизнес-парком и Киевским шоссе. На станции можно зарядить гаджеты, а ещё — купить кофе, пиццу или мороженое в вендинговых автоматах. Также «Румянцево» оборудована информационными табло, которые помогают пассажирам рассчитать оптимальный маршрут, найти перехватывающую парковку или просто посмотреть карту города.

The Village побывал на новой станции и узнал у её авторов-архитекторов, как появилась идея её оформления и получилось ли воплотить её до конца.

Фотографии

ЯСЯ ФОГЕЛЬГАРДТ

   

 

Дарья Лазуткина, автор идеи: Когда нам отдали «Румянцево» для разработки проекта, мы сперва решили посмотреть, что из себя представляет местность. Начали искать какие-то исторические зацепки, символику, но, к сожалению, деревня Румянцево оказалась каким-то скучным пустым пятном в московской хронике. Архитектура станций часто подразумевает соответствие станции городскому пространству в определённой точке, но мы подумали, что в данном конкретном случае было бы куда интереснее спустить город в метро, а не наоборот. Остановились на идее аллеи — на станции могла бы получиться маленькая европейская торговая улица. У меня под рукой вовремя оказалась карта Барселоны, мне очень понравились их короткие торговые улочки. Особенно испанские домики. Их изображениями мы хотели оформить стены, но удобное для чтения издалека название станции на таких «домиках» не помещалось, и мы решили написать его на лавочках и «скатной крыше» — она должна была имитировать крытый рынок посреди «улицы». Причём нам хотелось воссоздать эффект деревенского солнечного рассвета и заката — с помощью специальных лампочек и щелей в импровизированном потолке.

Первыми  от вмешательств заказчика в нашем проекте пострадали стены и домики. Метрострой возмутился, что за счёт чрезмерной рельефности домики на стенах будет тяжело мыть. Давайте, мол, лучше нарисуем. С рисунками тоже возникли трудности, и изображения упростили до квадратов и линий а-ля Мондриан. Пожалуй, сейчас станция слишком блестит, но со временем это пройдёт.

 

   

   

 

Николай Деев, один из авторов проекта: Я занимался созданием образа павильонов, лестничных сходов и внешнего вида кассовых залов. Пришлось смириться с тем, что не всегда проект реализуется так, как было задумано. Это касается не только станций метро — часто по мере воплощения художественного замысла обнаруживаются нежизнеспособные решения.

Изначально задумывалось подземное пространство, имитирующее торговую улицу с крышей. Таким образом должно было создаться ощущение, что человек, спустившийся в метро, въезжает в подземный город. В начале строительства при согласовании с Метростроем и подрядчиками возникли технические сложности — приняли решение от прямого отображения городской улицы уйти к схематической и заодно обыграть бизнес-центр, который тоже своего рода конструктивистский объект. Он довольно ритмический с точки зрения архитектурного решения — мы просто развили эту мысль, наняли художника Валентину Михайлову, и она воплотила вынужденное решение в жизнь.

На втором ярусе мы спроектировали полицейскую комнату, причём сделали её в виде открытого для пассажиров «аквариума». Возможно, это останется разовым опытом для подземки, потому что самим полицейским и служащим может быть не очень комфортно в такой зоне.

 

   

   

 

Анатолий Тарасов, главный архитектор проекта: Красная ветка — одна из самых старых в метро, поэтому здесь образовались свой старый центр и новые молодые окраины. Изначально станция планировалась с другим обликом. Предполагалась имитация города под землёй, но строители всё решили оскопить и упростить, что помножилось на безрукость Метростроя. К счастью, подрядчику не удалось убить всю нашу станцию. Помню, как особенно болезненно они восприняли идею витража: где, спросили нас, вы в метро видели витраж?  

В остальном — смотришь издалека, и вроде бы ничего, но при ближайшем рассмотрении сразу видны недочёты. Хорошо, когда у объекта есть заказчик, который отслеживает в процессе все работы. А когда никто должным образом не следит, получается кое-как.

Перед нами с самого начала стояла сложная задача вписаться в очень маленький участок. Обычно станции в длину около 650 метров, а тут, в «Румянцево», из-за Киевского шоссе и развязки в нашем распоряжении оказалось всего 200 метров. С таким градостроительным ограничением ничего не поделаешь. К тому же важно, чтобы даже такой крохотный участок получилось сделать одинаково удобным для пассажиров и обслуживающего персонала.

Наша станция — первая для Москвы в своём роде. В её основе лежит принцип двухъярусной конструкции, где все служебные помещения и инженерные пространства размещаются на верхнем ярусе станции. Получается дёшево и экономично. Кроме того, какими бы качественными ни были материалы, станции всё равно протекают. Поэтому мы сделали «Румянцево» чуть шире, а за стенами разместили проходы с техническими коммуникациями, чтобы было удобно бороться с протечками, не мешая пассажирам. В любое время суток можно что-то подправить и подлатать, а вид подтёков не будет раздражать — технологично и удобно.

К сожалению, не получилось потратить сэкономленные простыми решениями деньги на то, что радовало бы глаз пассажиров. Кроме того, год назад в компании сменились хозяева, и нам пришлось уйти, не закончив работу — все доделки провели третьи лица, и лучше станция от этого не стала. Рядом с входом теперь торчит бестолковый чёрный павильон, через стоянку не пройти, а перед турникетами поставили дурацкие разделительные заборы, похожие на спинки кроватей.