Творческие кластеры: Flacon Дизайн-завод «Флакон» – кому нужен и как функционирует.
В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства
Дизайн-завод «Флакон» – кому нужен и как функционирует.
Переделка бывших индустриальных зон – заводов, фабрик и мануфактур – говорит не столько об исчезновении призрака капитализма, сколько о закономерном движении из индустриальной эры в интеллектуально-цифровую. Все те же заводы, с их высокими потолками и огромными цехами – отличное пространство для неограниченной и не обусловленной стенами и расстояниями работы агентств и бюро в режиме коворкинга. Европа – от Лондона до Барселоны, – уже давно и успешно (часто с подачи правительства) ведет работу по эффективному освоению подобных помещений. В России подобный процесс, по мнению сторонних наблюдателей, происходит более стихийно и пока не поставлен на рельсы. Look At Me публикует серию материалов о появляющихся у нас «творческих кластерах» в попытке выяснить – нужно ли это нам, удается ли создавать благодатную творческую атмосферу, не скатываясь в две существующие крайности – неконтролируемый сквот (как правило на окраинах) или очень дорогое съемное пространство (чаще – в центре Москвы).
Первый материал серии посвящен недавно открывшемуся дизайн-заводу «Флакон». О проекте рассказывают Олег Гончаров (управляющий проектом), Анна Манюк (продвижение проекта) и Аскар Рамазанов (архитектурное решение проекта).
Что такое дизайн-завод «Флакон»?
Олег: Дизайн-завод «Флакон» — это бизнес-проект, базирующийся на территории, где находились офисные и складские помещения для сдачи в аренду. По нашей задумке на базе текущих площадей, которые есть и которые будут реконструированы, было решено создать креативный кластер. На сегодняшний день проект функционирует на базе сдачи помещений в аренду тем компаниям, которые хотят у нас присутствовать и, главное, которые интересны для последующего сотрудничества.
Стратегически мы для себя делим проект на две составляющие: Дизайн-завод «Флакон», как конкретная территория бывшего завода по производству стеклянных изделий, и просто «Флакон», как продюсерская структура, которая инициирует бизнес-процессы в творческих индустриях, в первую очередь в сфере дизайна. Нам интересен отбор качественных и перспективных проектов, продюсирование дизайн-производства и продвижение продукта за счет синергии эффекта от коммуникаций, образованных на своей территории и, что не менее важно, за ее рамками. Мы не хотим замыкаться в своих стенах, хотим идти дальше.
Аскар: Мне кажется, стоит с самого начала разобраться в терминологии. Творческий кластер, в случае «Флакона» — это пока лишь несколько офисов, которые находятся в режиме ко-воркинга. Это когда есть место, куда можно приходить работать в любое время, где людей разных профессий не разделяет стенка, и они могут при желании сотрудничать. В такой атмосфере некоторые границы, мешающие процессу и творчеству, стерты, и люди могут находить удобные схемы кооперации.
По большому счету, слово кластер можно смело заменять словами ко-воркинг и кооперация. Ко-ко. В этом и суть — только совместно, с пониманием лучших сторон, можно добиваться какого-то результата. Если хочешь идти далеко — надо идти вместе.
Какие планы по развитию проекта?
Олег: Если говорить про этапность освоения территории, то мы сейчас активно используем только одну часть, с которой начинается развитие проекта — здесь офисы студии FIRMA, промо-группы CASA, наше пространство для ивентов FLACON SPACE и еще несколько офисов. Другие помещения на территории будут постепенно вводиться в эксплуатацию в течение 2010 года. Все это вместе объединено под названием Дизайн-завод «Флакон».
Аня: Пространство FLACON SPACE, планируемое под разные мероприятия, в остальное время будет функционировать как public space. Там в скором времени появится небольшая зона для совместной работы: столы, шкафчики и сервизы вроде Wi-Fi и кофе-машины — вот необходимый минимум для места, где люди смогут находиться с комфортом. Кто это будет, понятно — дизайнеры, художники, все активные, творческие и независимые. Мы хотим на этой площадке посмотреть, как работает подобный подход.
А что делать с толпами неконтролируемой молодежи?
Олег: Мы сами вправе здесь атмосферу регулировать, поэтому необузданной молодежи не боимся.
Аня: Но это в общем как-то органично происходит, без нашего вмешательства. Когда, например, на «Флаконе» происходила сессия «Промзона 2.0», у нас дежурил один охранник и не было ни одного прецедента, чтобы ему нужно было что-то делать. Все люди, которые пришли на мероприятия, повели себя более чем цивилизованно.
Аскар: Эти вещи подспудно решаются даже через планирование территории. В процессе проектировании территории мы стараемся сделать так, что бы при помощи каких-то элементов дизайна создать цивилизованное пространство, не предполагающее стеснения и направляющее энергию в нужное русло.
Легко ли осуществить какой-нибудь проект на Флаконе?
Аня: Ну, на примере Протея Темена и Димы Кавко, как творческой группы «Крови»: они пришли и сказали, что у них есть идея для постеров, они провели выставку на «Винзаводе» и хотят сделать следующую у нас, потому что мы классные и у нас есть подходящие стены и хорошие пространства. Они поделились с нами идеей выставки, и мы пошли на встречу, поскольку нам это было близко. Парни сами все организовали, запросив минимум содействия. Главное, что это было взаимно интересным.
Аня: Мы вынуждены были отказать начинающим организаторам вечеринок, по задумке которых было понятно, что будет много алкоголя и молодой неконтролируемой публики. Пришлось объяснить, что мы не хотим, чтобы первые истории на нашей площадке были таким бурными. Приоритет мы будем отдавать мероприятиям скорее на стыке интеллектуального и развлекательного характера.
Аня: Особенность нашего проекта еще в том, что большинство наших площадок только-только вводятся в эксплуатацию, так что будущие арендаторы имеют возможность выступить ко-креаторами собственного рабочего и творческого пространства, что дает особенную свободу.
О Даниловской мануфактуре и разности подходов
Аня: Если говорить о других бывших промзонах Москвы, какой подход нам не близок из всех — это, пожалуй, Даниловская мануфактура. Там фактически девелоперская компания реконструировала мануфактуру и сдала все в аренду, а на мой взляд, у этих огромных пространств гораздо больший потенциал. Можно просто сказать — это ко-воркинги за 200 долларов в месяц и делайте там что хотите. А можно разрабатывать инфраструктуру, идейную политику и много приятных атмосферных решений, благоприятствующих сотрудничеству на территории и раскрывающих много новых как социокультурных, так и бизнес-перспектив. А так Даниловская — чисто коммерческий девелоперский проект, и он тоже имеет право на существование, но нам интересен несколько иной подход.
Что увидим на Флаконе в ближайшее время?
Аня: На втором этаже над ивент-площадкой открывается шоу-рум азиатской одежды. Недавно появился арендатор склада под дизайнерскую периодику, он также хотел в ближайшее время обсудить создание магазина. В целом на территории есть ряд зданий, которые изначально планировались для организации в них магазинов, шоу-румов и дизайн-мастерских. Проанализировав имеющиеся ресурсы, мы берем курс на поддержку российских дизайнеров, создающих объекты, аксессуары, экспериментирующих с материалами и пытающихся продвигать свой продукт. Как первый шаг — наше намечающееся сотрудничество с бюро Archpole. Нам хочется, чтобы в будущем можно было прийти на «Флакон» и приобрести дизайнерскую продукцию — и далеко не только одежду и книги.
Отношения с городом
Аня: Отношения внутри как города, так и района, где ты существуешь, безусловно важны, и мы в этом направлении также действуем. После игры «Город Будущего» (в рамках сессии «Промзона 2.0») мы стали общаться с Управой и Молодежной общественной палатой Бутырского района. Нам важно, чтобы территория «Флакона» интегрировалась в район, обогащая его и становясь культурным центром. В этом плане можно следовать европейским, американским и уже даже азиатским примерам, где подобные истории работают и приносят интересные результаты. Основная причина — не интересно делать пространства и проекты от дизайнеров, для дизайнеров и одной и той же тусовки. Есть желание выходить со своими инициативами в другие слои населения, привлекать активную, интересующуюся публику, и творческими способами решать различные насущные социальные проблемы. Мы активно расширяем свой кругозор в этой сфере.
Фото: Алексей Калабин