Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается и в других городах, а их опыта порой не хватает столицам. Именно поэтому The Village решил запустить новую серию, посвящённую «остальной России».

В очередном выпуске «Новой географии» — рассказ о том, как изменилась Казань, которую с 2008 года готовили к проведению Всемирной летней Универсиады. Спортивные соревнования стартовали 6 июля. На подготовку потратили около 228 миллиардов рублей (вкладывали деньги и из федерального, и из республиканского бюджета, привлекали частных инвесторов). После 17 июля, когда игры завершатся, в Казани останутся новые дороги, большой футбольный стадион, французский велопрокат и новый университетский кампус.

 

Дороги и инфраструктура

 

Казанские власти позаботились, чтобы город справился с большим потоком туристов и спортсменов, приезжающих на игры. Для этого построили новый железнодорожный вокзал и дополнительный терминал в аэропорту. До самолёта теперь можно добраться на местном аэроэкспрессе «Ласточка». Поезд идёт до аэропорта 20 минут. Раньше туда можно было добраться только автотранспортом, что занимало около 40 минут.

В течение пяти лет город то и дело стоял в пробках: дороги и мосты перекрывали из-за строек и реконструкции. Но сейчас, когда открыли последние развязки, на казанских магистралях стало свободно. Качество дорог серьёзно улучшилось: даже в самых отдалённых районах асфальт ровный и без единой ямки. По словам мэра Казани Ильсура Метшина, к Универсиаде отремонтировали 19 % асфальтового покрытия, то есть почти каждый пятый метр. Даже Федерация автомобилистов России не нашла, к чему придраться.

Впрочем, настоящее испытание новым казанским дорогам только предстоит — в сентябре, после традиционного летнего затишья.

 

 

 

Общественный транспорт и парковки

 

Парковка в Казани до сих пор была, как почти повсюду в России, хаотичной: одна полоса всегда была занята стоящими машинами. К Универсиаде на всех центральных улицах появились запрещающие знаки. Теперь каждый водитель в городе знает: оставишь машину на пять минут в неположенном месте — найдёшь её уже на штрафстоянке. 

В центре города появилось много платных паркингов. Частные инвесторы потратили около миллиарда рублей на строительство 13 паркингов на 4 800 автомобилей — пока этих мест хватает. Многие надеются, что после Универсиады большую часть знаков, запрещающих парковку, снимут и всё станет как прежде.

Метро постепенно превращается в полноценный вид общественного транспорта (в мае оно приросло тремя станциями — всего их стало десять): связывает центр города с южной его частью, где находится Деревня Универсиады.

Также в Казани построили ветку скоростного трамвая. Но так как рельсы отделены от проезжей части не на всём маршруте, его называют полускоростным. Линия довольно протяжённая и имеет все шансы стать популярным способом передвижения по городу. 

Автобусный парк остался прежним: неприспособленным для людей с ограниченными возможностями и без кондиционеров.

 

Сверху: Аэроэкспресс «Ласточка»
Справа: Казанский скоростной трамвай

 

Спортивные объекты

 

К Универсиаде в Казани реконструировали почти всю спортивную инфраструктуру и построили 30 новых объектов: дворец водных видов спорта, Академию тенниса, дворец единоборств «Ак Барс», центр волейбола «Санкт-Петербург», гребной канал на озере Средний Кабан и футбольный стадион «Казань-арена» на 45 тысяч мест, который после закрытия московских «Лужников» на реконструкцию будет крупнейшим стадионом России. Все они находятся в разных районах города. Предполагается, что в каждом районе будет своя спортивная достопримечательность, а местные жители смогут тренироваться на площадках мирового уровня: объекты передадут вузам и детско-юношеским спортивным школам.

Со строительством крупных объектов, как ни странно, не связано крупных коррупционных скандалов. Смета на «Казань-арену» выросла во время строительства на 5,5 миллиарда рублей — на 50 %, что для России можно считать блестящим результатом.

Ещё один примечательный объект, который появился в Казани, — Деревня Универсиады. Это новый район на окраине города. Сейчас там разместили спортсменов и гостей Универсиады, но в будущем его отдадут Приволжскому федеральному университету — под студенческий кампус.

На территории 28 жилых домов, есть Международный информационный центр, Медицинский центр, Центр религий, Центр общественной безопасности и ресторан на 3 500 мест. Также обустроены Церемониальная площадь, Аллея флагов, фонтан и уличные площадки для спортивных игр. Работает почта, аптека, прачечная, парикмахерская, супермаркет, ателье, салон проката спортивного инвентаря. В общем, полноценный город в городе. Вместимость кампуса — 14 500 человек.

 

 

Полиция и безопасность

 

В Казань согнали полицейских со всей России. Если полицейский остановит вас, он обязательно представится по всей форме — имя, фамилия, звание, место службы. Общаться с полицейскими приходится часто. По вечерам они даже проверяют, что пьют гуляющие мамы с колясками: вдруг они замаскировали под лимонад спиртное?

Местные к полицейским привыкли, даже сочувствуют им. Люди в форме круглые сутки дежурят возле спортивных объектов. Говорят, что кормят их сухим пайком, воды дают мало. Местные бабушки в отдалённых районах города потихоньку выносят из дома стулья — чтобы полицейские посидели, пока начальство не видит. По городу ходят слухи, что четверо стражей порядка погибли на работе от жары.

Последние пять месяцев в усиленном режиме служат и гаишники. На въезде в центр останавливают машины: нет огнетушителя — на штрафстоянку, нет аптечки — на штрафстоянку. Говорят, что к Универсиаде в центр даже перестали пускать поцарапанные машины: чтобы не портили картину.

 

 

Французский велопрокат

 

Велопрокат в Казани появился одновременно с Москвой. Правда, тут всего семь станций, и они находятся слишком близко друг к другу. Логично было бы предположить, что они будут расположены у крупных спортивных объектов, но там их нет.

Если для Москвы велосипеды закупили в Праге, то для Казани — в Париже. Они тяжёлые, ими трудно управлять и почти невозможно преодолеть даже небольшой подъём. 

Радует, впрочем, что прокат велосипеда в Казани дешевле, чем в Москве. Назвали прокат Veli'K, по аналогии с парижским Veilb'.

Стоимость велопроката:

Первые полчаса — бесплатно

30 рублей — абонемент на один день

50 рублей — первый час проката

 

Реконструкция районов и культурная программа

 

Центр Казани много лет находился в полуразрушенном состоянии: разваливался Дом книги на главной пешеходной улице Баумана, памятник культурного наследия гостиница «Казань», дом Фукса, Александровский пассаж. В последние несколько месяцев почти весь центр был скрыт строительными лесами. Теперь он отреставрирован и приведён в порядок. Как говорят, многие из отреставрированных зданий пусты: работы велись буквально до последнего дня, туда попросту не успели въехать арендаторы. Но центр больше не выглядит как руины — и это, наверное, самый заметный подарок Универсиады городу.

Если говорить о культурной жизни, о появлении новых баров, кафе и ресторанов, то изменения не столь заметны. Город всё это время строился и ещё не успел по-настоящему зажить.

Культурную программу самой Универсиады тоже с трудом можно назвать разнообразной: казанские театры и опера, выступления народных ансамблей Поволжья и несколько выставок, посвящённых спорту. Из трупп, приехавших специально на Универсиаду, — Сirque du Soleil, который обещает некое «уникальное уличное шоу», и Цирк братьев Запашных.

 

 

Фотографии: Дима Цыренщиков, www.evening-kazan.ruСагдеев Дмитрий