Вольнодумство: Гид по барам и клубам на Думской улице Главное барное гетто города — место со своей историей, которая, кажется, не закончится никогда. The Village отправился узнать, как дела на Думской, прошёлся по барам и познакомился с завсегдатаями.

Самая злачная улица города год от года становится только легендарнее. Говорят, охранник не пустил Гришковца в «Фидель», потому что не любит его творчество. Говорят, в «Барбаре» выпивают заместители Павла Дурова. Говорят, что все заведения на Думской, 9 хотят закрыть, но у правительства города всегда что-то идёт не так, как по волшебству. Корреспонденты The Village прошлись по улице в разгар выходных, чтобы выяснить до конца, чем один бар отличается от другого, послушать разговоры барменов и посетителей и узнать, чем живёт улица.
1. «Фидель» | 7. «Женская одежда» (заколочено) | 12. Bar Quarenghi | 19. «24 часа» |
«Фидель»
Клуб «Фидель» — одно из первых питейных заведений на Думской, 9, открывшееся через дверь от «Дачи» в ещё в 2006-м. Сейчас сюда заглядывают в основном постоянные клиенты и иностранцы. Один из них — огромный лысый мужчина с эстонским акцентом — сразу же предлагает выпить водки. Получив шесть раз подряд категоричное «нет», он бодро опрокидывает рюмку за рюмкой, приговаривая: «Молодец, сильная девушка». В полночь в «Фиделе» шумно и очень сложно протиснуться вглубь или найти место, где присесть. Остаётся только медленно курсировать вдоль барной стойки и наблюдать. Бармены говорят, что раньше в «Фидель» приходили больше потравить байки под пиво, чем потанцевать, но сейчас всё иначе. Уже ближе к часу ночи у диджейской стойки начинается настоящее месиво, люди самозабвенно скачут, наступая друг другу на ноги и смеясь.
ИтайПосетитель | Я вообще здесь на Думской в последнее время хожу только в «Фидель». Раньше ходил в «Белград», но он для тех, кто помоложе, вот год назад ещё сошло бы. В Петербурге я давно — учусь в аспирантуре, и уже понял, что места для тусовки лучше Думской в городе нет. Тут весело и девушки красивые. Вот вы красивая, можно с вами вместе для вашего сайта сфотографироваться? |
«Я пьяна, меня все боятся!»
«Да пей ты уже, всё нормально будет, как дети все, ей-богу!»
(перед шотом)
«Ну всё, пока, ребята, приятно было пообщаться,
встретимся нескоро»
«Всегда приятно, когда у девушки что-нибудь во рту»
«24 часа»
В круглосуточном магазине молодые люди, которым надоело спускать деньги в барах, покупают сигареты и пиво. Среди них оказываются два низеньких человека в военной форме и изрядном подпитии, которые скидываются на покупку и подпевают шансону, орущему из колонок. Продавец резко выключает музыку, мужики недовольны: «Э, капитан, весь кайф обломал!» Получают строгий ответ от усатого и усталого армянина за прилавком: «Дискотэка чэрэз двэрь, там покайфуэте».
«Барбара»
В «Барбару» попасть можно через узкую непримечательную дверь без вывески рядом с «Дачей». По будням здесь выпивают друзья братьев-барменов, которые работают в «Барбаре» с момента открытия, а по выходным — как и везде на Думской — любители дешёвых шотов. Заходят совершенно разные персонажи, танцуют в алкогольных испарениях, громко и много разговаривают. Бармены утверждают, что здесь часто появляются работники «ВКонтакте» — пропускают по стаканчику, — но о работе, впрочем, у них говорить не принято, поэтому, как и все, они ведут необременяющие беседы ни о чём. На двух танцполах по выходным играют музыку диджеи и устраивают концерты петербургские группы.
«Я сюда прихожу пить и ругаться матом»
«Дача»
Проберлинский бар Антона Белянкина дал старт всему тому, что сейчас происходит на Думской. Когда мы заходим сюда, все уже танцуют друг у друга на голове. Вход плотно блокирует худосочный парень, демонстрирующий свой вариант буги-вуги. В небольшом и накуренном чилауте занимают очередь на настольный футбол. Девушки у стены, кажется, играют в шарады. Бар «Дача» — место, где выпивают безумное количество алкоголя за выходные и которое славится своими старыми поклонниками. Это заведение всегда было похоже на разнузданную квартиру: обои в цветочек, очень тесные танцы и все свои.
ДенисПосетитель | Я сюда пришёл, потому что есть повод: сегодня мы в футбол выиграли, ещё нужно помянуть хоккеистов, ну и просто пятница, в пятницу нужно пить, пока молодой, я считаю. |
«Я вообще-то не танцую, а тут почему-то танцую»
«Во-первых, я нормальный и не гей»
«Улитка»
В «Улитке» бармен Женя замечает: «Я думал, ваше издание освещает более элитные места». Не каждый посетитель Думской знает, что «Улитка» — одно из самых больших по площади заведений улицы. Здесь несколько этажей и залов, и в каждом своя атмосфера. В длинном, как вагон метро, чилауте разговаривают о любви и играют в кикер, выше — пляски. Посетителей здесь тоже много, в основном «локальных», которые ходят только сюда. Многие сидят на диванах рядом с барной стойкой, попивая фирменный коктейль «Кокаиновый приход». Рядом группа ребят, по очереди старающихся оседлать шест для стриптиза в центре зала. Своей отличительной чертой работники «Улитки» называют значительно превосходящую соседние бары вместимость и постоянные концерты.
ЕвгенийБармен | Я не могу точно сказать, почему те или иные люди сюда приходят. А приходят разные и с разными целями: кто-то в будни садится за барную стойку, разговаривает, кто-то исключительно танцует. Берут всякое, чаще это виски-кола — вообще хит Думской, наверное. Стараемся готовить убийственные шоты, если просят. Но стопка, после которой ты падаешь сразу же, — миф, такого не бывает, конечно. |
Джон ВейнПосетитель | Тут о**енно весело, и ещё у меня кофта здесь светится в темноте. |
«Я современная деловая женщина!»
«Господи, я на грани, мне надо в туалет»
«Белград»
Облупившаяся штукатурка, странные надписи на стенах и возможность ввязаться в не менее странный диалог с кем-нибудь у барной стойки. Один из старейших баров на Думской собирает разношёрстную публику: по будням сюда приходят завсегдатаи — мужчины, перетирающие за столиками свои дела, в выходные попадают все, кто устраивает праздный обход улицы. «Клюковка» за 50 рублей и «Боярский» за 80 делают свою работу: в «Белград» заходят быстро выпить и как следует потанцевать, чтоб утряслись шоты.
ИванПосетитель | Я сюда хожу давно, года 4 уже, наверное. Дёшево, шумно и весело. Всё так, как и должно быть в нормальном баре. Вот слышите, Arctic Monkeys играют? Пойду танцевать, пока. |
«Водка — модно»
Bar Quarenghi
Бар с сомнительным названием Quarenghi работает за одной дверью с магазином карнавальных костюмов «Пачка». Внутрь можно попасть только минуя ряды латексных суперменов, ковбойских нарядов и платьев эпохи Ренессанса. Всего здесь два зала: в одном барная стойка и уютная тёмная зона с мягкими диванами, в другом — чёрная коробка-танцпол, на котором не так много народу. Зато танцуют все как в последний раз. Диджей корчит рожу в камеру, рядом две девушки устраивают почти что неприличные танцы. В туалете, куда ведёт узкий длинный проход, ориентированный на вызов приступа клаустрофобии, своя тусовка: девочки сидят на подоконнике и обсуждают знакомых. Вроде бы у всех всё хорошо.
Ольга и АннаПосетительницы | Мы везде были сегодня на Думской, но вернулись сюда, потому что здесь хорошо, музыка нормальная всегда, люди адекватные. Нам тут нравится. |
«Он что, нас фотографирует? Если мама увидит в интернете,
она меня убьёт!»
«Мы же тут с вами не Канта обсуждаем,
молодой человек»
Poison
В рок-н-ролл-караоке-баре Poison людно, потно и все хором поют Placebo, читая слова на нескольких плазмах под потолком заведения. Для того, чтобы заказать и исполнить песню, нужна только смелость. Её предлагают набраться у бара. Девушки скачут под Muse, парни смотрят на девушек, все подпевают. В рок-н-ролл-караоке спокойно только вечерами по будням: тогда сюда приходят выпить после напряжённого дня работники офисов в центре города. Ночью пятницы и субботы бар превращается в шумное место, где каждому даётся шанс на свои 15 минут славы.
«Сейчас выпью, тогда можно будет петь, но ты подожди»
«Чёрт побери»
Здесь под рок-н-ролл 60-х танцуют самые нарядные люди, которых только можно увидеть на Думской. Девушки в аккуратных платьях, мужчины в костюмах. Пляшут так, что прогибается пол. В интерьере пытаются повторить типичную коммунальную квартиру: радиоприёмники, кеды, зацепленные шнурками за гвоздь, старые абажуры и другие атрибуты обычной советской жизни. Люди здесь дружелюбные и фотографируются с удовольствием. Хоть на входе охранник и предупреждал: «Снимать нельзя никого, кроме самих себя, люди же сюда пришли танцевать, а не фотографироваться».
СавинаПосетительница | Мне тут нравится, тут мой сосед работает, поэтому я сюда и стала ходить. Но видели бы вы моё лицо в самом начале: я вообще не поняла, что это такое. Люди, музыка. Но ничего, привыкла, здесь все улыбчивее, чем в других барах. Я из Болгарии, не привыкла хмуриться. |
«Используй гипноз. Немного усилий — и она твоя»
Atelier
Думская, 9 формально закончилась ещё на «Белграде», но улица уже давно начала обрастать заведениями и со стороны Невского, и ближе к Садовой и каналу Грибоедова. Прорвавшись через целый батальон желающих попасть внутрь, мы оказываемся в Atelier на Ломоносова, 1. Внутри очень людно и практически невозможно не встретить кого-то из знакомых. На первом этаже уже танцуют на подоконниках, выше — ведут шумные разговоры, потом танцпол, выше — ещё один, на котором пляшут столько людей одновременно, что попасть в помещение невозможно. В гардеробе мирно сидят несколько человек и тихо переговариваются. В силу возраста или количества выпитого ребята здесь самые дружелюбные: все очень хотят попасть на The Village и мучают фотографа просьбой сделать пару кадров. И у бара сразу же предлагают выпить за компанию.
НикитаПосетитель | Это какой-то ад, много пьяных, инопланетных детей. Наверное, потому что есть опция безлимитного бара и место очень модное. Мы, вообще, собираемся на Лиговский, 50 сейчас. Я больше не могу выносить Думскую. Пойдём с нами! |
НастяОрганизатор вечеринок | Здесь люди расслабляются после рабочей недели, приходят в Atelier просто потому, что здесь хорошая атмосфера и не заиграет внезапно какая-то плохая музыка. У нас вообще все адекватные, в основном старше 18 лет, по крайней мере мы по мере сил соблюдаем это. Многие сегодня пришли конкретно на Muamar!, серия вечеринок началась в марте, и вы сами видите: больше такого нигде нет, супервеселье! |
Muamar!
«Девушка, мне кажется, вы жертва „ВКонтакте“»
«Эй, фотограф, бросай камеру, давай пить!»
Другие заведения
В Lomonosov проходит какая-то закрытая вечеринка, поэтому у всех требуют приглашения. Вокруг входа всё равно толпа — правда, контингент старше, чем в соседнем Atelier. В «69» сами знаете что: на входе дежурит внушительных размеров охранник, а время от времени в неказистую дверь проскальзывает посетитель. Как правило, все свои. В «Центральную станцию» вход стоит 1 200 рублей, а фейсконтроль нам очень не рад. Поэтому приходится быстро уходить.
В шаверме на Ломоносова официант, похожий на Киркорова, запрещает фотографировать: «Я вам фотомодель, что ли? Заказ не сделали, а с фотоаппаратом ворвались. Как не стыдно!» На углу с каналом Грибоедова из кабриолета торгуют шариками с веселящим газом по 100 рублей. Продавец утверждает, что это всего лишь его хобби: «Я вообще-то яхты сдаю в аренду». В «Шафране» и «Авлабаре» уже давно погашен свет: вечерами здесь собираются серьёзные взрослые люди: едят лагман и люля кебаб и обсуждают что-то с озабоченными лицами. Перед нами под RCHP танцует бомж, рядом плачет девушка: «Уведите меня отсюда!», — а машина ППС сторожит весь этот праздник жизни.
Фото: Василий Ионга