26 сентября, воскресенье
Москва
Войти

«Трансперенси» заявил, что крупные российские кинокомпании раздают бюджетные деньги сами себе Краткий разбор расследования про Фонд кино

Текст

Кирилл Руков

Антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл» опубликовал расследование о том, что эксперты государственного Фонда кино с 2015 года выделяют бюджетные деньги на съемки своих собственных кинолент, а также проектов, где участвуют их партнеры и родственники. Сейчас Фонд кино — главный инструмент, через который Минкультуры финансирует русские фильмы. У 60 % фильмов (94 киноленты из 158), которые он оплатил с 2015 года, «Трансперенси» нашел признаки «конфликта интересов». Авторами расследования выступила та же команда, которая ранее добилась увольнения Александра Маслякова из КВН и критиковала систему госфинансирования театров. The Village собрал главные тезисы расследования, а также узнал у независимого эксперта, есть ли в нем ошибки.

Через Фонд кино государство оплачивает съемки большинства российских кассовых фильмов. Деньги распределяют «непрозрачно» через систему «советов»

Фонд кино распределяет от 3 до 4,3 миллиарда рублей из госказны каждый год. Фильмы-претенденты до 2018 года просеивали через три ступени, рассказывает «Трансперенси»: «Ключевую роль играл экспертный совет, он оценивал кассовый потенциал будущих фильмов и составлял рейтинг. Сценарная группа смотрела за качеством сценария, а попечительский совет выполнял наблюдательные функции и утверждал рекомендованные экспертами списки получателей бюджетной поддержки». Из 21 члена экспертного совета как минимум 18 являются представителями заинтересованных лиц — студий, кинотеатров, прокатчиков. Согласно приказу Фонда кино, члены экспертного совета не могут участвовать в голосовании непосредственно за свои фильмы. «Однако информация о результатах голосования не публикуется в открытом доступе. Более того, в условиях существующей рейтинговой системы признаки конфликта интересов могут проявляться также в отношении проектов родственников, партнеров и прямых конкурентов», — считает «Трансперенси».

Исследователи выделяют несколько заинтересованных групп в фонде. Одна из крупнейших — группа Федора Бондарчука

Из 24 фильмов, в которых участвовал Бондарчук за последние четыре года (как продюсер, актер или режиссер), 20 финансировались Фондом кино. Но в еще большем количестве фильмов, заявляют расследователи, он мог принимать участие как член экспертного совета фонда, поддерживающий своих партнеров. Всего в группу Бондарчука исследователи записали 11 человек из экспертного совета: среди них, например, режиссер Джаник Файзиев, глава Росимущества, замминистра Дмитрий Пристансков и продюсеры Александр Роднянский и Вячеслав Муругов.

Получить субсидии, несмотря на конфликт интересов, сумело, например, нашумевшее «Притяжение»: фильм Бондарчука получил деньги Фонда кино в 2015–2016 годах. Здесь его представителями в экспертном совете Фонда были четыре человека: сам Бондарчук (учредитель кинокомпании, режиссер фильма), Антон Сиренко (гендиректор ООО «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг» — прокатчика фильма), Иван Кудрявцев (главный редактор объединенной редакции ВГТРК, в которую входит «Россия 1»; директор канала Златопольский — сопродюсер «Притяжения») и Сергей Сельянов (сопродюсер Златопольского по фильму «Салют-7»; еще с двумя продюсерами «Притяжения» — Михаилом Врубелем и Александром Андрющенко — Сельянов работал над фильмом «Призрак»).

Похожие запутанные схемы с другими лицами, по мнению «Трансперенси», могли использоваться и для фильма Бондарчука «Любовь с ограничениями», для «Временных трудностей», где Бондарчук сам никак не участвует, и даже, например, для знаменитого «Викинга» (сын Никиты Михалкова Степан формально значится соучредителем студии Бондарчука «Арт Пикчерс Продакшн», а в съемочной группе «Викинга» был сопродюсер Леонид Верещагин — директор студии Михалкова «ТриТэ»).

Из всех кинокомпаний эксперты специально выделяют «лидеров проката» — им проще получить большие деньги. Из десяти лидеров этого года восемь связаны с самими экспертами

«С начала своей работы фонд оградил ведущих кинопроизводителей от остальных, выделив первых в отдельную группу „лидеров кинопроката“, — рассказывает «Трансперенси». — Если в 2017 году между „лидерами“ распределили 2,5 миллиарда рублей, то иным кинокомпаниям досталось в пять раз меньше — 500 миллионов. Кроме того, лимит выдачи безвозвратных средств на один проект для лидеров составляет 400 миллионов рублей, для остальных — 60 миллионов».

В число «лидеров» долгое время входила кинокомпания «Энджой мувис» Сарика и Гевонда Андреасянов. После относительно успешных в российском прокате фильмов «Чемпионы» и «Мамы» Андреасяны получили от Фонда кино деньги на съемки таких скандальных фильмов, как «Защитники» и «Мафия. Игра на выживание», получивших очень низкие рейтинги.

Для отбора «лидеров» попечительский совет оценивает телевизионные рейтинги, посещаемость фильмов кинокомпании за последние пять лет, а еще награды различных кинофестивалей и премий — по этим критериям выставляются баллы. Посещаемость при этом ценится гораздо выше, чем премии. «Трансперенси» считает, что балльная система позволяет кинопродюсерам через своих людей в совете влиять на определение «лидера», например, занижая оценки конкурентам.

В итоге, по мнению центра, это привело к тому, что из десяти «лидеров кинопроизводства» 2018 года восемь имеют связи в совете. Например, от студии «ТаББаК» Бекмамбетова в экспертном совете Фонда кино сидит Андрей Першин — сопродюсер Бекмамбетова и студии «Базелевс». У ЗАО «Дирекция кино» («Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмиралъ», «Пурга») в совете — гендиректор Анатолий Максимов. У студии «ТриТэ» Никиты Михалкова — ее директор Леонид Верещагин. Подобную аффилированность исследователи приводят еще по пяти крупнейшим компаниям.

Сейчас власти устроили Фонду кино проверки, а в руководстве осенью произошел «переворот» — прежние группы влияния, возможно, изменились

В «Трансперенси» считают, что августовские перестановки в руководстве Фонда кино (смена директора, формирование нового, главного совета — в котором много чужих для фонда людей из министерства культуры), а также громкие проверки деятельности фонда Счетной палатой (после скандала с провалом фильма «Крымский мост. Сделано с любовью!» за 100 миллионов рублей) косвенно тоже могут быть связаны с ходом этого расследования и обращениями команды в Генпрокуратуру. При этом с самим фондом или героями публикации авторы расследования не связывались.


Игорь Сергеев

автор расследования, руководитель «Трансперенси Интернешнл» в Калининграде

Расследование велось около полугода, с февраля по май 2018-го. Непосредственным поводом стали февральские скандалы о манипуляции Минкульта премьерой «Приключений Паддингтона — 2» в интересах фильмов «Движение вверх», «Скиф», «Елки новые», «Три богатыря и принцесса Египта». На меня серьезно повлиял просмотр нескольких роликов [видеоблогера] BadCоmedian.

Ранее мы уже рассказывали про члена Попечительского совета фонда Дмитрия Пристанскова (глава Росимущества и заместитель министра экономразвития; «Фонд кино» в ноябре отрицал этот конфликт интересов. — Прим. ред.). Можно считать ту публикацию трейлером к [этому] большому расследованию о клубе киноэлиты. Мы традиционно не делаем запросов [героям расследования], мы не средство массовой информации. Нам очевидно, что такие запросы не имеют практической пользы для наших расследований, поскольку мнение фигурантов не  ставится в его основу как юридический факт.


«Подход „Трансперенси“ формалистский: такие конфликты интересов в кино часто вообще не имеют злого умысла», — источник на рынке

По предложению The Village независимый эксперт кинобизнеса изучил фактуру расследования и раскритиковал его, указывая в том числе и на фактические ошибки. При этом источник заявляет, что формальный конфликт интересов в госфинансировании российского кино возникает постоянно — просто потому что «рынок слишком маленький».


Алексей Иванов

(имя изменено)

источник на рынке кинопроизводства

Во-первых, через систему баллов повлиять на выбор «лидеров кинопроката» в фонде нельзя — их выставляют автоматически. Претензия о приоритетном выборе массового кино в ущерб фестивальному — абсурдная, потому что фонд и создавался специально под финансирование массовых лент, это прямо в учредительных документах написано. Остальное, авторское, субсидирует Минкульт напрямую. Тут фонд действует по спущенной сверху схеме. Можно и нужно спорить, насколько она разумна и мешает развиваться новым кинокомпаниям, но изначально так сделали из-за недостатка денег в госбюджете на кино. Наконец, главным органом, решающим, какие фильмы получат деньги, до осени 2018 года был именно Попечительский совет фонда, а не экспертный. И не всегда и не во всем Попечительский совет следует рекомендациям экспертов. Кроме того, в уставе фонда, который действовал вплоть до осени этого года, есть ссылка на возможность конфликта интересов, а «Трансперенси» пишет, что нет. 

Но главная проблема расследования не в этом. При всем уважении к «Трансперенси», это — очень формалистский подход. Если бы авторы доклада пообщались с участниками рынка или с самим фондом, то поняли бы, что классический конфликт интересов в госфинансировании кино просто не является сенсацией или «раскрытым злом». В России настолько маленькая и тесная киноиндустрия, что все крупные точно уже когда-то друг с другом работали! Вот только вчера они были партнерами по одному фильму, а завтра — уже прямые конкуренты по другим проектам, и наоборот.

Банальный пример: «Трансперенси» указывает, что Бондарчук и Михалков вместе владели производственной компанией. Но в начале 2016 года в прокате одновременно шел «Викинг», в создании которого участвовала студия «ТриТэ» Никиты Михалкова, и «Смешарики. Легенда о золотом драконе» студии Art Pictures Бондарчука. То есть проекты были прямыми конкурентами. А в начале 2017-го частично совпали в прокате «Движение вверх» «ТриТэ» и «Притяжение» Бондарчука. Даже в рамках одних холдингов аргумент не всегда работает: сейчас в праздники в кинотеатрах выйдет комедия «Полицейский с Рублевки» по сериалу ТНТ — канала, который принадлежит холдингу «Газпром-медиа». В это время компания «Централ Партнершип» из этого же холдинга отвечает за прокат прямого конкурента — военного фильма «Т-34». Кстати, фильм сделан при поддержке еще одного конкурента «Газпром-медиа» — холдинга ВГТРК. Таких историй на рынке масса.

Никто не говорит, что фонд идеален. Наверняка у системы разделения денег между людьми, которые по сто лет знают друг друга, есть огрехи и нарушения или она как-то ограничивает новые таланты. Я знаю, что в фонде действительно есть частные случаи междусобойщины, но я не вижу этих кейсов в расследовании. Фонд действительно иногда обвиняют в неудачах и разбазаривании, но здесь просто не доказывается неэффективность или растрата — потому что юридические конфликты интересов в российском кино постоянно возникают и без злого умысла.



Обложка: Александр Рюмин/ТАСС

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Первая полоса

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку