4 декабря, суббота
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

В Москве уничтожили еще один шедевр промышленной архитектуры Разбираемся, почему Апаковское депо на Шаболовке было невозможно спасти

В Москве уничтожили еще один шедевр промышленной архитектуры

«Валят!» — так описал корреспонденту The Village происходящее на территории Апаковского депо обходчик местной трамвайной линии 10 сентября. В этот день там практически сравняли с землей огромный промышленный корпус, спроектированный Владимиром Шуховым, и другие исторические постройки. От старейшего в Москве трамвайного парка, открывшегося в 1909 году, по сути, осталась только администрация, которая выходит на Шаболовку, пара сараев и фрагменты ограды.

Очередное уничтожение шедевра промышленной архитектуры возмутило москвичей — тем более в 2020 году мэрия обещала, что памятник реконструируют, сохранив его исторический облик. The Village разбирается, насколько законным было разрушение депо имени Апакова, и рассказывает, зачем власти многие годы упорно называют сносы реконструкциями.

Трамвайный погром

В состав построенного по проекту архитектора Михаила Глейнинга трамвайного депо имени Петра Апакова (до революции называлось Замоскворецким трамвайным парком) входили здание администрации, котельная, несколько служебных строений и огромный производственный корпус, где собирали, ремонтировали и обслуживали вагоны. Именно это здание наравне с административным градозащитники считали одним из самых ценных с архитектурной точки зрения — его перекрытия спроектировал сам Владимир Шухов.

Впервые угроза над старейшим депо Москвы нависла еще в 2000-е — во время так называемого лужковского трамвайного погрома (с 1992 по 2009 годы трамвайная сеть сократилась на 40 километров — целые линии закрывали, а подвижной состав почти не обновлялся. — Прим. ред.), когда власти решили строить на месте трамвайного парка ЖК с детским садом и торгово-офисным центром.

Тогда о полном уничтожении ансамбля случайно узнали представители общественного движения «Москвичи за трамвай» в руки его участников попало секретное распоряжение Юрия Лужкова за 2004 год.

«На указе № 607РП стояла пометка „для служебного пользования“ — в открытых источниках он никогда не публиковался. Несколько сотрудников Мосгортранса и дептранса посчитали, что закрытие четверти трамвайной сети и уничтожение депо, без которого трамваи не смогут работать, — это настоящее безумие, и передали нам этот документ», — рассказал The Village координатор «Архнадзора» и участник движения «Москвичи за трамвай» Юрий Егоров (в начале 2000-х активисты движения уже проводили акции в защиту трамвая на Масловке, проспекте Мира и Ленинградском проспекте. — Прим. ред.).

Административное здание.
Производственный корпус.

Мало того, что всю территорию депо передавали малоизвестной фирме «Столица-Групп» — без конкурса и по крайне низкой цене, причины ликвидации парка, прописанные в постановлении, были, по словам активистов, странными. Лужков предлагал уничтожить комплекс, чтобы «улучшить экологическое состояние и эстетический облик центральной части столицы». Идея казалась абсурдной — сложно представить, как можно улучшить экологию, уничтожив предприятие чистого электрического транспорта, и сделать город красивее, разрушив памятник архитектуры.

До появления засекреченного указа все корпуса депо считались памятниками культурного наследия, но Лужков самовольно лишил построек этого статуса. «Это незаконно и дико: охранный статус можно отнять только по решению профессиональной экспертизы, а никак не по желанию мэра», — до сих пор возмущается Егоров. Тем не менее из всех строений депо по состоянию на 2004 год выявленным памятником осталось только административное здание.

Из всех строений на 2004 год памятником архитектуры осталась только администрация

Активисты движения «Москвичи за трамвай» организовали масштабную кампанию по спасению депо имени Апакова — собирали подписи пассажиров трамваев, предлагая им выступать против сноса. «Возмущения не прекращались три-четыре года. Мэрия Москвы поняла: если закрыть историческое депо, в городе наступит революция», — вспоминает Егоров. Тогда комплекс на время оставили в покое.

Снос депо как подарок на его юбилей

После того как пост мэра Москвы в 2011-м занял Сергей Собянин, скандальное распоряжение Лужкова 2004 года отменили, как и другие наиболее одиозные планы бывшего мэра вроде строительства Четвертого транспортного кольца и подводных гаражей. Однако ситуацию с депо имени Апакова это почти не изменило: охранный статус постройкам так и не возвратили, а это означало, что снести или перестроить их могли в любой момент.

В 2018 году научно-исследовательский институт «МосТрансПроект» после восьми лет затишья представил проект реконструкции трамвайного парка к его 120-летию. В планах была реконструкция шуховского производственного корпуса, новые трамвайные пути и расширение исторических въездов и выездов. Последний раз депо ремонтировали в начале 60-х годов, пояснили The Village в Мосгортрансе, поэтому одна из главных целей будущих работ — приспособить депо к трамваям нового поколения, которые не влезали в слишком узкие проемы апаковских построек.

Сергей Кузнецов

главный архитектор Москвы (цитата по сайту мэрии)

В связи с тем, что не только главное административное здание, но и весь комплекс представляет культурную и историческую ценность, проектировщики сохранили исторический внешний вид здания. Наружные стены выполнят из многослойной кирпичной кладки, цоколь дополнительно утеплят. Проект был согласован с департаментом культурного наследия.

Из опубликованного в ноябре 2020 года госконтракта стало понятно, что на территории депо все-таки планируют демонтировать, а не реконструировать, почти все сооружения, в том числе и ценный шуховский корпус.

Депо 10 сентября 2021 года.
Депо 10 сентября 2021 года.
Депо 10 сентября 2021 года.

Всего на такую «реконструкцию» выделили почти 2,3 миллиарда рублей, а конкурс на проведение работ выиграла компания «Техноконцепт». Она связана с «Агентством развития перспективных технологий», вместе с которым получала крупнейшие в Москве контракты на благоустройство по программе «Моя улица». Фирма «Техноконцепт», основным заказчиком которой до 2016 года был Мосгортранс, среди прочего, сначала ремонтировала, а потом и демонтировала контактную сеть московских троллейбусов (к 2020 году город отказался от них окончательно. — Прим. ред.).

Апаковское депо закрылось на реконструкцию в прошлом году. В твиттере Мосгортранса тогда появились фотографии целого на тот момент комплекса с подписью: «Такое уютное». «Спасти депо могло только присуждение ему охранного статуса. Но поскольку комплексу его так и не вернули, юридически повлиять на снос было невозможно. Даже судиться из-за этого уже бесполезно», — пояснил Юрий Егоров из «Архнадзора».

Спасти депо могло только присуждение ему охранного статуса

По мнению активиста, депо нужно было сохранить и перенести туда Музей транспорта. Кажется, такой сценарий власти даже не рассматривали: на момент закрытия комплекса музей «Московский транспорт» уже перенесли с Рогожского Вала в другую шуховскую постройку — автобусный гараж на Рязанской улице.

Реконструкция по-московски

Егоров рассказывает, что в лужковскую эпоху власти стали пользоваться словами, которые не имеют никакого отношения к реальности, чтобы избежать общественного возмущения. Одно из них — «реконструкция». Вообще-то этот термин означает, что в здании всего лишь нужно что-то локально переделать.

«Но мы видели и новодельную гостиницу „Москва“, и „Военторг“ на Воздвиженке при Лужкове, и — уже при Собянине — новый „Детский мир“ на Лубянке. „Олимпийский“ тоже якобы был на реконструкции, но спорткомплекс снесли. На месте исторического Дома связи на Новом Арбате теперь также пустота, его перестраивают в гостиницу. Пора запомнить, что под реконструкцией в Москве чаще всего подразумевается снос здания и строительство на его месте новодела», — поясняет Егоров.

Проект реконструкции депо.
Проект реконструкции депо.
Проект реконструкции депо.

Сломать здание и построить на его месте новое гораздо легче и дешевле, чем бережно перестраивать старое. Так, именно уничтожение представляет собой проект реконструкции 39 советских кинотеатров под торговые центры — от исторических зданий спустя время остаются только старые таблички с их названиями; схожая участь ждет и Бадаевский завод, который частично разрушат, чтобы возвести над ним элитный дом на 35-метровых сваях. Сейчас в «Красной книге Архнадзора» числится больше полусотни зданий, которым грозит московская реконструкция.

ситуация

Бадаевский зачищают ради элитного «дома на ножках». Арендаторы и москвичи против Что не так с проектом именитого швейцарского бюро

Читать 

Один раз — не памятник

По словам представителя «Архнадзора», в Москве действует негласное правило: если по заявке о присвоении статуса памятника архитектуры один раз дают отказ, то все последующие заявки тоже отклоняют. «Это противоречит федеральному законодательству и здравому смыслу, потому что выявление памятников — это исследовательская работа, во время которой могут вскрыться неизвестные ранее обстоятельства», — считает Егоров.

При этом охранный статус зданиям сегодня вообще присваивают неохотно. По неофициальным источникам, такое распоряжение устно дал Сергей Собянин, заявил активист. Доказательств тому, что это именно так, нет, однако с 2019 года власти не одобрили ни одной связанной со статусом памятника заявки с исследованиями и архивными материалами, которые представители «Архнадзора» отправляли в Мосгорнаследие.

«Причины отказов формальные — чаще всего придираются к оформлению заявок. При этом сами критерии нигде не опубликованы», — рассказывает Егоров. Впрочем, реестр культурного наследия все-таки пополняется новыми зданиями. Так, в 2020 году памятниками признали семь зданий, еще 21 объект культурного наследия, ранее получившие этот статус, внесли в реестр. Егоров, однако, считает, что это делается только для статистики.

«В этом году, например, депутат Олег Леонов в рамках своей предвыборной кампании предложил внести в реестр несколько зданий, в итоге шесть из них стали объектами культурного наследия. Но если подобную заявку отправит обычный горожанин, то, скорее всего, получит отказ», — заключил представитель «Архнадзора».

Фотографии: обложка — Алексей Задонский/Wikimedia/(CC BY-SA 4.0), 1 — NVO/Wikimedia/(CC BY-SA 3.0), 2 — Timur Lazarenko/Wikimedia/(CC BY 2.0), 3, 4, 5 — Павел Яблонский, 6, 7, 8 — ГБУ «МосТрансПроект»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

В Москве отреставрируют старейшее трамвайное депо

Проект реконструкции производственного корпуса согласовала Москомархитектура

В Москве отреставрируют старейшее трамвайное депо
Проект реконструкции производственного корпуса согласовала Москомархитектура

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Первая полоса

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга
Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга
Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга

Открытия этой осени: 10 новых кафе и ресторанов Екатеринбурга

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Страшно красиво: Гид по капромантизму в Екатеринбурге

Страшно красиво: Гид по капромантизму в ЕкатеринбургеЛокальный постмодернизм с бетонными саркофагами

Страшно красиво: Гид по капромантизму в Екатеринбурге

Страшно красиво: Гид по капромантизму в Екатеринбурге Локальный постмодернизм с бетонными саркофагами

Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии»
Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии» И чемпионат по стрельбе корковыми пробками в «Нельсон Совине»
Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии»

Ростислав Крымов в «Мизантропе», а Дима Гулс с коллекцией винила в «Мелодии»
И чемпионат по стрельбе корковыми пробками в «Нельсон Совине»

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

14 концертов зимы в Екатеринбурге

14 концертов зимы в Екатеринбурге«Обе Две» и новогодняя ночь с «Курарой»

14 концертов зимы в Екатеринбурге

14 концертов зимы в Екатеринбурге «Обе Две» и новогодняя ночь с «Курарой»

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

Подпишитесь на рассылку