27 мая, пятница
Москва
Войти

Урбанисты «Городских проектов» — о новой транспортной схеме и основных проблемах нижегородского общественного транспорта

Урбанисты «Городских проектов» — о новой транспортной схеме и основных проблемах нижегородского общественного транспорта

Совсем недавно, в декабре 2021 года, на портале государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) опубликовали первую версию новой транспортной схемы Нижнего Новгорода — согласно ей, среди прочего, часть существующих маршрутов планируют изменить или отменить (речь идет об отмене 26 маршруток, среди которых есть и очень популярные).

В соцсетях бурно и негативно отреагировали на грядущие изменения, а The Village пообщался с участниками нижегородского отделения урбанистического сообщества «Городские проекты» Константином Шмиголем, Евгением Катышевым и Сергеем Кетковым, чтобы узнать про основные проблемы нижегородского транспорта, решит ли их новая схема и есть ли в ней, вообще, хоть какие-нибудь плюсы.

Какие основные проблемы городского транспорта можно выделить в Нижнем?

 Отсутствие приоритета для транспорта на улицах города

Стабильно работающий общественный транспорт невозможно организовать, не дав ему приоритет, он постоянно стоит в пробках — это не нормально. От пробок тянутся многие остальные проблемы, такие как несоблюдение расписания, переполненные автобусы в часы пик. Зачастую ДТП парализуют движение трамваев и троллейбусов.

 Неразвитая пешеходная инфраструктура

Дойти до остановки порой тот еще квест. Узкие нечищенные тротуары, отсутствие безбарьерной среды, парковки на пешеходных зонах.

 Дублирование маршрутов и частные перевозчики

Маршрутная схема в городе неоптимальная, маршруты друг друга дублируют. Зачастую частные маршруты дублируют муниципальные, это тоже проблема. Частные перевозчики в том виде, в котором они в Нижнем Новгороде сегодня присутствуют, создают проблемы для города. Частный перевозчик получает деньги за количество перевезенных пассажиров, что не стимулирует его нормально работать вне часа пик, соблюдать расписание и покупать нормальный подвижной состав. Очень часто маршрутки «паровозят» муниципальный транспорт, выезжая прямо перед автобусом. Решается эта проблема так называемыми брутто-контрактами, когда перевозчик получает деньги не за количество перевезенных людей, а за выполненные вовремя рейсы. Выручка от продажи билетов при этом идет в «общий котел» городского транспорта. Но об этом позже.

 Отсутствие удобных пересадок

В нашем городе действуют тарифы с безлимитным количеством пересадок на 60 и 90 минут, но при этом ни одного удобного транспортно-пересадочного узла нет. На площади Лядова, например, пересекаются трамвайные и автобусные маршруты, а пересадок комфортных нет.

 Невозможность удобно оплатить проезд

В 2018 году сделали шаг в сторону решения этой проблемы — поставили валидаторы, но потом их отключили. Сегодня в части автобусов надо платить водителю, что в час пик сделать невозможно. В 2022 году вроде бы как должны заработать стационарные валидаторы в автобусах, но их зачем-то оснастили принтерами, выбросив кучу денег. Осенью 2021 года «Нижегородэлектротранс» взял в аренду стационарные валидаторы на три года более чем за 40 миллионов рублей, однако ни в трамваях, ни в троллейбусах они так и не появились.

 Дорогие проездные и запутанная система тарифов

Проездной на все виды транспорта в Нижнем стоит почти столько же, сколько и в Москве (2300 рублей у нас и 2360 рублей в столице), но качество сервиса даже сравнивать трудно. Долговременные проездные очень важны как для города (стимулируют использование общественного транспорта вместо автомобиля), так и для горожан (позволяют им заранее планировать свои расходы на транспорт). При цене разового билета в 28 рублей, проездной на месяц должен стоить не более 1400 рублей, тогда его будет выгодно покупать.

 Метро как священная корова

Заказчик транспортной схемы требует от проектировщика сделать такую схему, чтобы нагрузить метро, а не сделать поездки по городу удобными и быстрыми. То есть, изначально приоритеты расставлены неправильно. Главное, что мы должны понять — общественный транспорт для людей, а не люди для общественного транспорта. Метро дублируют множество автобусов и маршруток, это отдельная проблема, но мы поговорим немного о другом. Люди выбирают наземный транспорт, хотя они вполне могут ездить до метро с пересадками и сегодня. Метро для чиновников — это священная корова и решение всех проблем.

Большинство россиян никогда не видело нормального общественного транспорта, кроме московского метро, отсюда и эта святая вера в подземку. Но даже если станции «Оперный театр» и «Сенная» будут построены в ближайшие пять лет, то никаких проблем это не решит. Нижегородское метро не может стать транспортным каркасом города в силу множества причин — у нас нет пассажиропотока для нормальной работы метро, нет денег и главное, нет времени. Нам уже давно обещают, что вот-вот разработают КТС и проектировщики решат, какие меры надо принимать, чтобы вытащить общественный транспорт из пробок, но этого не происходит.

Все эти проблемы накладываются друг на друга и тянут общественный транспорт на дно. Пробки срывают расписание, сорванное расписание вынуждает людей пересаживаться на личный транспорт, личный транспорт усугубляет пробки, падает пассажиропоток, ухудшается финансирование, возникает дефицит водителей и все по кругу.

Как эти проблемы планирует решать новая транспортная схема?

Новая схема предполагает постепенный переход к пересадочной системе, которая только снизит дублирование. Соответственно, никаких проблем новая схема не решит без проведения большой реформы с изменением других аспектов. В первую очередь нужны инфраструктурные изменения — выделенные полосы для автобусов и обособление трамваев. Сама по себе новая схема либо чуть-чуть улучшит качество, либо немного снизит и без того малые расходы на общественный транспорт без улучшения его качества.

В новостях появилась информация о том, что новая транспортная схема предполагает введение 55 километров выделенных полос. Посмотрим, что окажется в итоговом варианте и как будет реализовано — выделенные полосы городу необходимы и будет неплохо, если они начнут появляться, но формулировка «до 2026 года» по большому счету нам ничего не гарантирует.


 Мы не первые, кто столкнулись с такими трудностями, многие города прошли через подобное и нам не нужно ничего изобретать


В чем основные проблемы новой транспортной схемы?

Новая КТС может ухудшить общественный транспорт, и точно подорвет без того низкое доверие к реформам и возможности создания удобного общественного транспорта в городе. Минтранс хочет начать кампанию летом. Но уже конец января, а информации ноль — реформа должна начинаться с масштабного информирования и объяснения пассажирам почему меняются маршруты и как можно будет добраться из точки А в точку Б.

Некоторые решения в схеме кажутся нам как минимум спорными. Например, в черновом варианте, который представлен на ГИСОГД, крайне бестолковая трассировка новой линии трамвая в Щербинки. То есть, вместо того, чтобы запустить по проспекту Гагарина транспорт с большой провозной способностью, предлагается за те же деньги запустить трамвай «огородами», через сады и промзону. Мы указывали проектировщикам на нелепость этого варианта, но наши замечания были проигнорированы.

Кроме того, абсолютно ничего не сказано про обособление трамвайных путей. В этом вопросе мы сильно отстаем от других крупных городов, например, Екатеринбурга, Перми и Ижевска, где более 90% путей защищено от выезда автомобилей. Интересно, что в Челябинске активные работы по обособлению начинаются сейчас примерно с того же уровня, что и у нас — там защищено от выезда около 70% путей. Это может показаться довольно значительной долей, но большая часть оставшихся участков находится в центре города, где сходятся разные маршруты и ездит много пассажиров, и все они теряют время в пробках.

Есть ли плюсы в новой транспортной схеме?

  • В целом, снижение задублированности маршрутов, ликвидация маршруток и пересадочная модель — правильные решения. Они необходимы, но недостаточны для создания удобной транспортной системы.
  • В транспортной схеме на 2025 год есть две трамвайные ветки и одна небольшая, но очень важная перемычка ленинского и автозаводского трамваев. Ветка в Щербинки от Мызы вызывает много вопросов. Гораздо логичнее протянуть ветку трамвая прямо по проспекту, но этот вариант даже не рассматривается.
  • Выделенные полосы, если они появятся, это безусловно плюс.

Каковы шансы, что новую транспортную схему примут, и как можно на это повлиять?

Вероятнее всего, транспортную схему примут с небольшими ухудшениями в сравнении с черновым вариантом. Например, сохранят часть маршруток, оставят больше маршрутов, где-то откажутся от выделенных полос.

Проблем в городе очень много, но есть и хорошие новости. Мы не первые, кто столкнулись с такими трудностями, многие города прошли через подобное и нам не нужно ничего изобретать. Посмотрите, например, на Амстердам конца семидесятых годов. Вы увидите примерно те же проблемы, что и в Нижнем, да и в любом другом российском городе. Запаркованные тротуары, движение по трамвайным путям и ужасные пробки. Но Амстердам смог, и мы сможем!

Амстердам в 70-х


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Первая полоса

Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили
Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили
Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили

Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили

В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство
В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство
В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство

В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Подпишитесь на рассылку