Фотографии

яся фогельгардт

Помощь в подготовке материала

андрей яковлев

Московский район Раменки в последние несколько месяцев стал центром противостояния местных жителей с государством. Конфликт начался летом 2015 года — после одобрения на общественных слушаниях проекта строительства научно-технологической долины МГУ в этом районе. Местные жители утверждают, что большую часть их замечаний к будущей стройке проигнорировали. Теперь часть из них из них выступают против строительства коммерческого жилья и шестиполосной трассы в Раменках, а другие заявляют о незаконном сносе гаражей без компенсация для владельцев. При этом сотрудники московского университета рассказывают о разнарядке сверху поддержать застройку. The Village узнал, как реализуется многомиллиардный проект в престижном районе Москвы.

Как всё начиналось 

16 июля 2015 года в здании паломнического центра Московского патриархата в гостинице «Университетская» было многолюдно: сотни человек пришли на публичные слушания проекта строительства научно-технологической долины МГУ в Раменках. По свидетельству «РБК», в зал пустили около 600 участников, а ещё 300 человек остались на улице. По уровню представительства дискуссия не уступала многим светским и интеллектуальным мероприятиям: на вопросы участников отвечал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, своё мнение о проекте пришли высказать декан экономического факультета Александр Аузан, декан факультета политологии Юрий Шутов, декан философского факультета Владимир Миронов, доцент философского факультета МГУ Алексей Козырев и заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Иван Засурский. Атмосфера в небольшом, полностью заполненном людьми зале была напряжённой: участники слушаний говорили эмоционально, перебивали и освистывали друг друга, иногда аплодировали выступающим, некоторые держали в толпе плакаты со словами «МГУ, ты убиваешь Раменки», «Бульвар — это не магистраль». Издание «Мослента» даже назвало споры вокруг застройки «междоусобицей в муниципальном районе». Несмотря на множество замечаний местных жителей, проект одобрили, а главные пожелания участников слушаний остались без внимания. Полгода спустя на одних противников строительства были совершены нападения, а другие буквально встали на баррикады против сооружения дороги в своём районе.

Проект застройки новой территории МГУ предполагает, что на 242 гектарах земли между Ломоносовским проспектом, проспектом Вернадского и границами жилых кварталов вдоль Мичуринского проспекта и улицы Удальцова появится научно-технологическая долина МГУ. Всего там должны построить 1,25 миллиона квадратных метров, из них только 460 тысяч квадратных метров будут использованы в интересах университета — под лаборатории и научные центры. Ещё около 780 тысяч квадратов придётся на жильё и сопутствующую инфраструктуру. Заказчик проекта наряду с МГУ — ЗАО «Интеко». В пресс-службе компании The Village не уточнили объёмы строительства и инвестиций, там лишь отметили, что эти параметры, а также круг инвесторов и подрядчиков должны определить на следующем этапе проекта. По данным «РБК», общая сумма инвестиций может составить 149,9 миллиарда рублей, из них затраты города — 3,9 миллиарда, а остальное — средства инвестора. По словам муниципального депутата района Раменки Марины Ивлиевой, в рамках проекта возведут 500 тысяч квадратных метров коммерческих объектов. «Нам говорили, что это ведомственное жильё, но кто будет строить 500 тысяч квадратных метров ведомственного жилья? Такого не бывает, мы не дураки», — отмечает Ивлиева. В свою очередь один из жителей Раменок рассказал на общественных слушаниях: «Я говорю: „Что это за элитная десятиэтажная высоточка?“ Мне отвечают: „Это для преподавателей“».

 

 

Именно масштабная коммерческая застройка в этом районе — один из поводов для критики проекта. Её вынесли на общественные слушания вместе с проектом научно-технологической долины. Это, судя по всему, признал в декабре 2015 года на совете советов и ректор МГУ Виктор Садовничий, его слова приводит инициативная группа университета, есть и аудиозапись. «Правительство Москвы (...) добавило в нашу территорию — 130 гектаров — ещё 270 гектаров окружающей территории. То есть рассматривалось (на общественных слушаниях. — Прим. ред.) 400 гектаров. Теперь (...) задача десятикратно усложнилась: наша территория свободна, нет особых противников, кроме особой маргинальной группы, кто против. А те 270 гектаров — это примыкающие к жилым домам территории. И там жители объединились, и началось оппонирование. И если бы мы выдвинули только 130… Но вот Москва так посчитала, и мы уважили эту просьбу. Таким образом, мы паровозиком тащили территорию в 400 гектаров», — заявил Садовничий. В инициативной группе МГУ говорят об использовании университета для прикрытия коммерческой застройки в Раменках. В пресс-службе МГУ подтвердили, что получили запрос The Village, но не ответили ни на один из вопросов, в том числе о подлинности этого заявления ректора.

Ещё одна претензия жителей заключается в том, что часть коммерческого проекта в Раменках должна появиться на территории многофункциональной парковой зоны, которая не может быть застроена согласно Генплану Москвы. «В мае 2014 года на учёном совете МГУ ректор говорил о принципиально других планах развития этой территории. Из его речей следует, что коммерческое жильё должно было занимать гораздо меньше места, в научной долине должна была быть широкая зелёная аллея. Парк примыкал бы к территории университета, и это было бы замечательно. В итоге вместо парка жителям подсунули огромный квартал коммерческого жилья, и я считаю, что это обман, который был осуществлён силами университета», — отмечает один из сотрудников МГУ. В свою очередь главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов утверждает, что застройка не противоречат Генплану. «Оно (жильё. — Прим. ред.) может там находиться по закону. Вопрос о превалирующей зелёной территории соблюдается, так как её там больше 25 %. Всё застроить парками в городе невозможно, это правда жизни», — сказал он на публичных слушаниях.

Кстати, на землях московского университета уже есть два крупных жилых комплекса бизнес-класса — «Шуваловский» и «Доминион». Их построили в обмен на инвестиции компании «Интеко» в строительство нового здания Фундаментальной библиотеки, а также Шуваловского и Ломоносовского учебных корпусов. Когда-то говорили, что в этих домах получат квартиры преподаватели МГУ. В инициативной группе вуза отмечают, что земля на Воробьёвых горах — ограниченный ресурс. Там считают неправильным отдавать куски университетской земли под застройку коммерческим жильём и опасаются, что в будущем МГУ будет некуда расширяться.

 

 

Силовое противостояние

Утром 2 февраля 2016 года жители Раменок увидели под своими окнами строительную технику. Она не сразу смогла въехать на территорию: трактор остановили противотанковые ежи, бетонные плиты и заледеневшая гора снега. Сооружение возвели противники строительства шестиполосной трассы в Раменках, которая соединит Мичуринский и Ломоносовский проспекты и пройдёт мимо трёх школ и пяти детских садов. Муниципальный депутат Марина Ивлиева вспоминает, что в тот день она встала на колени перед техникой с криками «Уезжайте или покажите проект производственных работ!», а её соседка Юлия Кожевникова легла на землю и два часа пролежала перед КамАЗом. Потом, по словам Ивлиевой, Кожевникову сменил муниципальный депутат Владимир Ветров. Всего на улицу вышли больше сотни жителей Раменок — им противостояли крепкие молодые люди, которые сопровождали строительную технику. На следующий день «междоусобица в муниципальном районе» привела к избиениям и задержаниям протестующих.

Строительство этой дороги было одной из претензий к планам по возведению научно-технологической долины МГУ на общественных слушаниях. Жители Раменок отмечают, что трасса пройдёт через густонаселённый жилой массив, а это значит, что количество вредных выбросов возрастёт, а детям и подросткам ежедневно придётся переходить многополосную трассу по пути в детские сады и школы. Однако сооружение дороги формально не входит в университетский проект, её строят отдельно. По словам главы управы района Раменки Владимира Хихленко, публичных слушаний в связи со строительством не было, поскольку «проект дороги очень старый». Местные жители говорят, что его составили несколько десятилетий назад, когда на месте жилого района находилась промзона. В 2013 году дорогу уже пытались возвести, и она должна была вести к стройплощадке будущего жилого комплекса компании «Монарх-центр». Тогда жители выступили против строительства домов в зелёной зоне района, и стройка не состоялась. В 2015 году московский департамент строительства объявил два конкурса на возведение трассы в Раменках, и генподрядчиком стало ОАО «Монолитное строительное управление — 1», работы должны быть завершены уже в июне этого года. 

Стоимость проекта — больше миллиарда рублей. Это значит, что тендер должен был проходить через процедуру общественного обсуждения закупок. Но и этого удалось избежать: стройку разделили на два этапа с отдельным конкурсом по каждому, отмечает «Новая газета». Местные жители говорят, что министерство строительства ещё год назад признало сооружение дороги незаконным, поскольку у строителей нет обязательного проекта планировки и межевания территории. Кроме того, в приёмной президента России сообщали о частичной приостановке работ. По словам заместителя главного инженера генподрядчика «МСУ-1» Андрея Кожечкина, необходимые документы у компании есть и «стройка идёт на законных основаниях». В конце февраля жители Раменок направили обращение Владимиру Путину с просьбой остановить сооружение трассы. Марина Ивлиева говорит, что из-за проекта дороги жители Раменок «очень злы и проклинают городскую власть». «Не знаю, удастся ли власти получить их доверие обратно», — добавляет она.

Кто заинтересован в сооружении трассы, вопрос спорный. В департаменте транспорта местным жителям заявили, что дорога разгрузит Мичуринский проспект. В префектуре Западного округа уверены, что она нужна для развития научной долины МГУ. Проректор московского университета утверждает, что трасса не имеет отношения к проекту, у которого есть своя дорожная сеть. Марина Ивлиева предполагает, что дорога нужна для того, чтобы было удобнее подвозить стройматериалы для коммерческих объектов, строительство которых согласовали вместе с проектом научной долины МГУ.

Эта стройка — не единственный повод для силового противостояния в Раменках. Через несколько дней после того, как местные жители вставали и ложились перед строительной техникой, 77-летнего ветерана ГРУ Сергея Соловьёва встретили у подъезда неизвестные. «Мне говорят: „Вы Соловьёв Сергей Григорьевич? А чего ты, дед, лезешь и мешаешь людям работать? Тебе деньги заплатили? Мы тебе сейчас по шапке дадим, всю оставшуюся жизнь проведёшь в больнице“», — рассказывал он. Пенсионера ударили по голове по касательной, и, по его словам, удар был не сильным — только шапка слетела. Нападающих спугнули очевидцы, заявление в полицию Соловьёв писать не стал. В тот же день напали на ещё одного жителя, Вадима Коровина, — ему брызнули перцовым газом в лицо. Всё это произошло в день митинга в защиту частной собственности, который на Лермонтовской площади провели владельцы гаражей в Раменках. Их строения — всего около десяти тысяч боксов на площади гаражного кооператива «Стрела» в 50 гектаров — снесли или снесут, чтобы очистить территорию под новые корпуса МГУ. Владельцам пообещали компенсации: 100 тысяч рублей за железный бокс и 200 тысяч — за бетонный. Большинство размер выплат устроил, но обещанных денег они не получили до сих пор.

 

 

Один из владельцев гаражей, Вадим Коровин, рассказывает, что компенсацию собственникам пообещала на общественных слушаниях компания «Интеко» — её представители раздали жителям Раменок предзаполненные договоры. После публичного обсуждения проекта научной долины документы с суммой компенсации опубликовали на сайте управы и в местной газете. Однако затем, по словам местных жителей, в процесс включился подрядчик, компания «АЙДИЭС ПАРТС», которая уменьшила размер выплат в пять раз. «Что такое 20 тысяч за железный гараж? Это смешно», — разводит руками Коровин. Гендиректор компании Олег Кузнецов от комментариев отказался. Осенью, через несколько месяцев после общественных слушаний, гаражи начали сносить.

У предпринимателя Алексея Токарева было в Раменках 40 боксов, в которых он хранил оборудование для бизнеса. Все строения Алексея снесли, технику он вывезти не успел, компенсацию не выплатили. «За 40 гаражей я должен получить 4 миллиона рублей, но не получил ничего. Компенсацию в несколько раз меньше обещанного дали единицам, как правило, своим людям», — рассказывает Алексей. 

Многие называют идущие под снос гаражи самостроем. Так, ректор МГУ о новой территории университета говорил: «На данный момент в нашем распоряжении имеется пустырь, отчасти занятый незаконно возведёнными строениями. Сейчас по этому вопросу ведётся определённая работа, поскольку строительство и эксплуатация подобных конструкций на федеральной земле может носить только временный характер». В пресс-службе компании «Интеко» The Village заявили, что территорию в Раменках гаражный кооператив использует «без установленных законом оснований». «ГСК не оформляли землеотводные документы, не заключали договоров бессрочного пользования либо договоров аренды участков, а сооружённые гражданами гаражи являются по сути самовольными постройками, право собственности на которые не может быть признано», — заявили The Village в «Интеко» в ответ на вопрос о том, почему владельцам построек не выплачивают компенсации.

У собственников гаражей другая точка зрения: землю под боксы в Раменках выделяли ещё в советские времена во временное пользование: понятия частной собственности в СССР не было. Сейчас земля на месте будущей стройки федеральная и не может перейти в собственность, отмечают владельцы построек, однако у них есть договор о купле-продаже гаража, свидетельство о владении и документы о членстве в гаражном кооперативе. Этого, по словам гаражников, достаточно, чтобы претендовать на компенсацию согласно постановлению правительства Москвы, подписанному Сергеем Собяниным.

Член правления гаражного кооператива «Стрела» Александр Горовой, напротив, утверждает, что компенсации владельцам строений выплачивают по графику. По его словам, он сам уже получил сто тысяч рублей за свой первый гараж, до второго очередь пока не дошла. «Компенсации выплачиваются согласно графику всем, у кого есть правильные документы. А всяким аферистам и провокаторам, которые приносят выписанные сами себе и нарисованные бумаги, — нет», — отметил Горовой.

По данным СМИ, на выплату компенсаций подрядчику было выделено около 1,5 миллиарда рублей, ещё 1,2 миллиарда рублей заложено на расчистку места и вывоз мусора. В пресс-службе «Интеко» The Village никак не прокомментировали эту информацию.

Пространство, застроенное гаражами, многие СМИ и сторонники проекта научной долины называют «Шанхаем». «Проектируемая территория — необычайно депрессивный участок земли (...). Там расположены гаражи, склады и прочие некапитальные строения. Там живут преступники, бомжи и современные художники. Там прячут трупы и продают наркотики. Стаи собак охотятся за детьми, а дети взрывают петарды по окрестным помойкам», — так описывает это место близкое к мэрии издание «Мослента». В свою очередь муниципальный депутат Марина Ивлиева убеждена, что «на этапе согласования проекта была развёрнута кампания за снос „Шанхая“ и против гаражной мафии». По её мнению, территория, где сносят гаражи, разная. «Да, там есть зона с автосервисом и нелегальными мигрантами, но тут же рядом — вполне цивилизованные ГСК. Это достаточно чистенькие, стройные ряды боксов, и я бы не назвала их „Шанхаем“», — описывает Ивлиева. По свидетельству корреспондента The Village, огромная территория гаражного кооператива «Стрела» напоминает деревню: здесь есть главная улица, несколько магазинов, автосервисов и складов. В воздухе чувствуется запах костра, где-то жарят шашлыки, по округе рыскают бродячие собаки. Многие гаражи перестроены, есть и местная достопримечательность — трёхэтажный гараж, который называют «домом Павлова».

Марина Ивлиева задаётся вопросом, куда денутся машины, которые раньше ставили в нескольких тысячах гаражей в Раменках. «Они придут в наши дворы, ведь проект не предусматривает парковок или стоянок, примыкающих к Раменкам», — уверена она. По оценке местных жителей, сейчас в Раменках снесли уже 500 гаражей.

 

 

Роль сотрудников МГУ в проекте научной долины

«Я надеюсь, что у тех деканов МГУ, которые сейчас выстроились в очередь к микрофону, найдётся совесть, чтобы попросить у местных жителей прощения за то, что сейчас делается руками московского университета», — заявил на публичных слушаниях проекта активист инициативной группы МГУ Михаил Лобанов. Деканы тогда действительно выстроились в очередь, чтобы взять слово и высказаться о проекте. Так, декан экономического факультета Александр Аузан, если верить СМИ, хвалил проект, используя знаменитые слова Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта!». Декан факультета политологии Юрий Шутов говорил, что долина станет «жемчужиной западного округа Москвы». Доцент философского факультета МГУ Алексей Козырев рассказывал, что приехал на слушания с дачи в 150 километрах от Москвы, чтобы поддержать строительство новых объектов МГУ. «Я всегда мечтал доходить до университета пешком, ездить в университет на велосипеде. Наконец-то появится такая возможность, когда этот Сайгон, этот гадюшник будет разрушен», — говорил Козырев.

Не все в МГУ с восторженным энтузиазмом восприняли проект расширения вуза. Так, целую партизанскую кампанию ведёт инициативная группа. Один из сотрудников университета рассказывает, что работников вуза и студентов просили подписывать письма в поддержку строительства, которые позже использовали на общественных слушаниях. Документы «спустили» на факультеты из аппарата проректора — начальника управления капитального строительства МГУ Марины Гребневой. Факт рассылки этих писем «РБК» подтвердила секретарь проректора. По словам анонимного сотрудника университета, отказавшиеся подписывать письмо не были никак наказаны, однако ему известны случаи, когда документы прямо на экзаменах просили подписать студентов. Учащимся намекали: если они не подпишут бумаги, у них могут возникнуть трудности при получении диплома, предполагает собеседник The Village. 

Накануне общественных слушаний администрация МГУ настоятельно зазывала на них сотрудников с требованием написать в журнал отзывов положительный комментарий о проекте, продолжает работник университета. Он знает, что многие отказывались это делать, а те, кто приходил, разобравшись в ситуации на месте, писали негативные отзывы. Никто за такие вольности наказан не был. Пресс-служба МГУ оставила без ответа просьбу The Village прокомментировать обвинения в махинациях при подготовке к общественным слушаниям.

Муниципальный депутат Марина Ивлиева вспоминает, что после слушаний управа подала наверх, в департамент территориальных органов, списки людей, которые критиковали проект. По её словам, таким участникам «присвоили клеймо оппозиционеров». «В этот перечень смутьянов попал даже Иван Засурский, который выступал на слушаниях с просьбой сделать побольше озеленённой территории и велодорожек. Они же не знают, кто он такой», — рассказывает Ивлиева.

  

 

Что дальше

Строительство научно-технологической долины МГУ — проект государственного масштаба, о нём докладывает президенту Владимиру Путину ректор МГУ Виктор Садовничий, над ним работает центр «Иннопрактика», которым руководит Катерина Тихонова, по слухам, дочь главы государства. Многие жители Раменок и сотрудники университета согласны: МГУ нужно развиваться и расширяться. Однако, как показало исследование The Village, к проекту есть претензии и пока нет оснований полагать, что они будут замечены и учтены.

По планам, достроить новые здания университета должны к 2018 году.