Домохозяйка из Китая 10 лет сочиняла истории о России для «Википедии» Что об этом думают историки

Китаянка Джемао без высшего образования, не знающая ни русский, ни английский, с 2012 года писала статьи о Средневековой Руси для китайской «Википедии». За десять лет Джемао опубликовала 206 статей, большинство из которых — выдумка. Женщина старательно компилировала информацию из разных источников, писала сухо, как это принято в «Википедии», именно поэтому ее материалы долгое время не привлекали внимания специалистов. В настоящий момент аккаунт Джемао удален, но она оставила на сайте прощальную записку. The Village обсудил работу китаянки с профессиональными историками.
Как вскрылось, что истории Джемао — ложь
Китайский писатель-фантаст по имени Ифань штудировал «Википедию» в поисках вдохновения для своего нового романа. Внезапно он наткнулся на историю о серебряном руднике Кашин, открытом в Тверском княжестве в XIII–XV веках. В статье было указано, что в шахтах работали 30 тысяч рабов и 10 тысяч вольноотпущенных. Согласно тексту в онлайн-энциклопедии, впоследствии желание московских князей заполучить доступ к руднику привело к войне, которая закончилась победой Москвы. Московские правители продолжали эксплуатировать рудник вплоть до XVIII века, пока все запасы серебра в нем не иссякли, утверждалось в китайской «Википедии».
Писателю приглянулась эта малоизвестная история, и он захотел найти больше информации о руднике — но не смог. О загадочном месторождении в русскоязычных источниках ничего не нашлось. Фантаст начал постепенно понимать, что никакого рудника с десятками тысяч рабов на самом деле не существовало. Ифань решил написать о своих догадках на китайском сайте вопросов-ответов Zhihu. История получила резонанс, после чего «Википедия» начала расследование: выяснилось, что китаянка в течение десяти лет, используя как минимум четыре разных аккаунта, старательно фальсифицировала историю Средневековой Руси на китайской «Википедии».
Кто такая Джемао
«Джемао» — лишь один из псевдонимов китаянки. В своем уже удаленном профиле на «Википедии» сочинительница указала следующее: имеет ученую степень по истории России, является дочерью российского дипломата, ее муж — русский, сама она тоже стала гражданкой России после свадьбы. Все это, как и история про рудник в Кашине, оказалось неправдой:
«Я родилась в материковом Китае [под нематериковым Китаем подразумевается Тайвань], окончила среднюю школу и не училась в университете. Я не говорю ни по-русски, ни по-английски, а мой жених не русский, а китаец. Я могу ошибаться в элементарном: например, написать, что Москву построили во время правления царя Федора III, а не Дмитрия Донского. Это показывает, что мои базовые знания [об истории России] достаточно скудны. […] На самом деле я вот-вот рожу, и вся моя семья в долгах, у нас есть ипотека… […] Мы находимся в очень трудном финансовом положении».
Зачем Джемао больше 10 лет придумывала мифы про Россию
«У меня нет друзей, мужа часто нет дома. Я опустошена и одинока. Некоторые говорят, что я психически больна, насмехаясь или утешая. Возможно, мне действительно стоит обратиться к врачу, спасибо».
Джемао глубоко раскаивается. Она пообещала больше не заниматься подтасовкой исторических фактов. По словам китаянки, некоторые ее записи не были выдумкой, однако после того, как фантазии Джемао вскрылись, многие правдивые материалы женщины также были удалены. В прощальном письме читателям китаянка отмечает, что большей части ее материалов о монгольском завоевании Киевской Руси можно было доверять, так как она писала их, опираясь на проверенные источники.

Что говорят о работе китаянки профессиональные историки
Как относиться к работе Джемао
Адриан Селин
доктор исторических наук, руководитель департамента истории НИУ ВШЭ
К известию о том, что в течение нескольких лет китаянка составляла статьи о русской истории в китайской версии «Википедии», я отношусь с большим интересом, а к самой китаянке — с большим уважением. Думаю, что многим ныне действующим историкам-профессионалам не раз приходила в голову идея мистификации: наше знание о прошлом подчас столь специфично, что верифицировать его могут только немногие коллеги по цеху. Впрочем, у профессионала, ограниченного корпоративной академической этикой, нет возможности сознательно фальсифицировать знание о прошлом, а у Джемао, не ограниченной такими этическими связками, эта свобода была.
Даниил Орлов
магистрант-историк Европейского университета в Санкт-Петербурге
История про «Кашинский серебряный рудник» — достаточно занимательный пример фолк-истории. Так преимущественно в отечественной историографии называют опусы (зачастую написанные не профессиональными историками) на исторические темы, которые претендуют на научность, но таковыми не являются. Авторы фолк-историй стилистически пытаются придерживаться канонов научных трудов, прибегая при этом к тотальной тенденциозности, подтасовке фактов и источников. По этим причинам анализировать фолк-истории на равных с историческими трудами нельзя (например, с позиций источниковедения и методологии). Тем не менее направленность фолк-историй на массовую аудиторию делают их важным объектом изучения в рамках memory studies, ведь мифы и всякого рода вызывающая удивление информация, как правило, укрепляются в народной памяти намного проще и глубже, чем «сухая» история.

Чем интересна работа Джемао
Даниил Орлов
магистрант-историк Европейского университета в Санкт-Петербурге
Нередко исторические фальсификации создаются с целью получить какие-то реальные выгоды. Случай же с пользователем Джемао может удивить не только тем, что автором огромного количества текста о российской истории стала иностранка, писавшая не для российской аудитории, у которой не прослеживается никаких связей или отношений с Россией или ее историей (и у которой, если верить ее прощальному посланию, была лишь одна причина создания всего этого десятилетнего труда — крайняя потребность в общении), но и тем, что никакого подвоха в таком пласте настолько фантастичных статей, так или иначе затрагивающих достаточно глобальный период русского Средневековья, столь длительное время никто не замечал.
Адриан Селин
доктор исторических наук, руководитель департамента истории НИУ ВШЭ
Весьма отрадно то, что все, что не читающим на китайском языке (но читающим на русском и на английском) известно о данных фальсификациях, так или иначе соотносится с традиционным нарративом о так называемой «русской истории» — как ни крути — посткарамзинской, такой, которой учат в средней российской школе. Тут и поступательное движение — от Древней Руси к Московскому царству, и карты, показывающие разнообразные варианты политической истории Северной Евразии (но с северо-западной границей СССР 1940–1944 годов). Интересно также латентно утвердившееся в памяти Джемао представление о «борьбе Москвы и Твери». Уверен, что такие уроки фальсификаций полезны всем, кто настроен профессионально создавать тексты о прошлом.
Почему так долго никто не замечал этой исторической подделки
Даниил Орлов
магистрант-историк Европейского университета в Санкт-Петербурге
Важно помнить, что китайская «Википедия» — лишь 13-я по количеству статей этого многоязычного сайта; большинство же китайцев в качестве интернет-энциклопедий используют двух гигантов внутреннего пользования — «Худун» и «Байдупедию», которые несравнимо масштабнее и популярнее «Википедии» на китайском, так что сильно удивляться столь долгой незаметности, пожалуй, не стоит.

Мог ли Кашинский рудник реально существовать
Даниил Орлов
магистрант-историк Европейского университета в Санкт-Петербурге
Вопросы насчет достоверности истории китаянки, как мне кажется, должны возникнуть у российского читателя уже на моменте географического расположения рудника: как известно, серебро добывают из руды, а Тверская область не отличается горным рельефом, руду там добывать проблематично, потому что ее там просто нет. Шокируют также цифры «рабочих» — 30 тысяч «тяглых» и 10 тысяч свободных граждан. Для сравнения: население Москвы и Новгорода на рубеже XIV–XV веков едва ли достигало 30 тысяч человек (если судить по археологическим раскопкам и данным летописей, но, понятное дело, точных оценок не существует), так что представить столь масштабное производство в Кашине довольно сложно (этот город, кстати, был центром удельного Кашинского княжества, которое входило в состав Великого княжества Тверского c начала XIV до начала XV века). Кооперация труда в те времена на Руси была крайне далека от таких масштабов и уровня прогресса (в плане взаимодействия столь большого количества людей в одном деле). Для сравнения: в Москве начала XVI века жили пара тысяч ремесленников, в уездных городах того же периода обычно несколько сотен.
Как Кашинский рудник мог бы повлиять на историю России
Даниил Орлов
магистрант-историк Европейского университета в Санкт-Петербурге
Если вообразить, что в эпоху Ордынского ига одних лишь 10 тысяч свободных работников трудилось на одном руднике, вероятнее всего, история Тверского княжества сложилась бы совсем иначе. Более того, нельзя не отметить, что княжества центральной и северо-западной Руси в Ордынский период как раз-таки испытывали серьезные проблемы с драгоценными металлами и постоянно прибегали к разного рода махинациям — снижению веса монет и ухудшению их качества, а такое огромное производство на руднике могло бы решить все проблемы.