18 мая, среда
Москва
Войти

Как мэрия с самого открытия закрывает монорельс И что об этом думают его пассажиры

Как мэрия с самого открытия закрывает монорельс

Даже на схемах метро линия монорельсовой дороги обозначена несчастливым числом 13. О том, что проект нерентабельный, говорили еще до открытия, сейчас, по данным Дептранса, у монорельса всего 39 постоянных пассажиров. В августе в очередной раз появилась информация, что линию закроют. Спецкор The Village Алена Дергачева прокатилась на единственном в России монорельсе, поговорила с его пассажирами и составила подробный таймлайн о том, как московские чиновники уже 16 лет решают проблемы монорельсовой дороги.

39 пассажиров

В 09:30 в четверг в вагонах монорельса много народа, кабинки заполнены так, что некоторые люди даже едут стоя. Большинство из них отвечают, что пользуются монорельсом постоянно или часто. Многие из них — неприветливые сотрудники «Останкино», которые едут этим дождливым утром на работу. «Закрывают монорельс с 2014 года, я в курсе, пусть оставят его в покое и людей, которые тут работают, тоже», — говорит один из них, мужчина средних лет с чемоданчиком. В 09:45 на станции «Телецентр» уже нет совершенно никого, примерно 15 минут, пока не придет следующий поезд и не подтянется несколько пассажиров, на пустынной платформе как-то уныло и тихо.

В обратную сторону в вагоне едут два человека: «Закроют? Да что вы такое говорите, этот вопрос ставят каждый год и ни к чему это не приводит. Когда монорельс ходил через семь минут, народу здесь была тьма, — рассказывает Зинаида, которая, по ее словам, ездит на монорельсе каждый день. — Если бы интервалы сохранили, то народу много было бы и сейчас. Раз в полчаса ездить совсем неудобно. Если закроют, буду ездить на МЦК, другого выхода нет: на метро две пересадки», — нервно поясняет Зинаида.

О том, что единственный в России монорельс закрывают, причем уже в августе, недавно написали «Ведомости». Официально власти, вероятно, объявят лишь о длительном ремонте, но ветка при этом больше никогда не заработает, утверждали источники издания. В метро ответили, что популистские заявления на тему монорельса им «уже надоели», а его судьба все еще обсуждается. Зато поделились статистикой: за год монорельс перевозит столько же людей, сколько МЦК за три дня, а постоянно — более 20 дней в месяц — им пользуются всего 39 пассажиров. Зинаида — одна из них.

Дорого и неудобно

«Странно, что город еще ничего не решил, — считает директор Российского университета транспорта Олег Покусаев. — Ведь и инфраструктура, и подвижной состав изношены. Вагоны устарели, и на монорельс нельзя поставить, например, „Москву“, там нужен совершенно другой тип подвижного состава. Возможно, снижение пассажиропотока из-за коронавируса станет дополнительным толчком к принятию этого решения».

Мало того что вагоны монорельса технически не способны развивать высокую скорость и едет поезд медленнее велосипеда, еще и пути по большей части дублируют трамвайные и часто ломаются. Со временем для поездов стало трудно искать запчасти: ремонтировать составы приходилось, разбирая другие вагоны, — они единственные в своем роде. На содержание линии в год уходит около миллиарда рублей. Это значительная сумма, особенно в условиях пандемии, замечают в департаменте транспорта.

Одна из пассажирок, Света, утром возвращается на монорельсе из поликлиники. Пошла бы пешком, но замерзла, поэтому села в поезд. В Останкинском районе, считает она, сложная транспортная система. «Когда я забила в карты короткий маршрут от поликлиники, они мне показали путь только на автобусе и метро. Но я же знаю, что тут есть монорельс. Как тогда люди будут о нем узнавать? На самом деле, он очень медленно ходит. Очевидно, что транспорт нерентабельный. Защищать его будут, наверное, только эти 39 человек, которые ездят каждый день, но что-то делать с ним надо, просто так снести линию — это не решение, ее надо модернизировать. Исторически это больше туристический транспорт. Удобным для пассажиров он мог бы стать, если бы его продлили в другие районы и ускорили. Недавно мне надо было добраться до ВДНХ в 21:00, но монорельс уже не ходил. Это странно, вечером же людям тоже надо ездить. Ощущение, что идея еще с самого открытия так и осталась незавершенной. Сейчас этой линией совсем никто не занимается», — жалуется девушка.

Экспериментальный проект

Идею монорельса предложил бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову Московский институт теплотехники в 1998 году. Ему явно она понравилась: уже летом того же года вышли распоряжения правительства «о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ». Маршруты, по которым должны были строить магистрали, могли пройти от метро «Новогиреево» до Николо-Архангельского кладбища, от «Выхино» до Жулебина, а также из Крылатского до Красной Пресни с заходом в «Москва-Сити» — тогда бизнес-центр еще проектировался. От всех этих идей отказались, остановившись на линии от «Тимирязевской» до «Ботанического сада» (хотя провели ее в итоге только до улицы Сергея Эйзенштейна).

За основу взяли швейцарский монорельс фирмы Intamin. Для испытаний на территории института в Отрадном специально выстроили 520-метровую экспериментальную ветку и закупили у швейцарцев вагоны. Они для пассажирского транспорта не подошли — могли работать только как аттракцион в торговом центре, а не в достаточно суровом московском климате. Поэтому институт разработал новый состав. В 2001 году на тестовом монорельсе проехался сам Лужков, но на зимних испытаниях выяснилось, что поезд все еще буксует по обледенелому металлу. Проблему решили через два года, испытания прошли успешно, но уже тогда было непонятно, какой будет пропускная способность линии. В общей сложности на разработку и постройку уникальной ветки ушло более 220 миллионов долларов, но логистика оказалась настолько непродуманной, что о ее закрытии чиновники начали говорить сразу после ее запуска в 2004 году и продолжают до сих пор.

Хроника. Как мэрия пытается закрыть монорельс с самого открытия


2004

7 ноября

Монорельс должен открыться, но запуск переносят по техническим причинам.

20 ноября

Монорельс открывается, но в «экскурсионном» режиме, а не в «пассажирском». Все системы управления требуют проверки. Проезд стоит 50 рублей — на тот момент в 2,5 раза дороже билета в метро.


2005

18 августа

«Монорельс никогда не окупится, потому что это опытный проект, а опытные полигоны не окупаются никогда», — говорит экс-начальник метрополитена Дмитрий Гаев. Уже тогда Forbes пишет, что проект убыточен.


2006

5 апреля

«Монорельс должен окупиться после установки плотного пассажиропотока в июне-июле», — отмечает пресс-служба департамента транспорта.


2007

20 августа

«Эксперимент по созданию монорельсовой дороги в Москве завершен. Скоростная монорельсовая система в столице не будет развиваться», — снова заявляет глава метрополитена.

3 октября

«Я заставлю монорельс работать в строгом режиме, и тогда дорога станет востребованной», — обещает Юрий Лужков в эфире телеканала «ТВ Центр». По его словам, интервалы движения скоро сократят, а вопрос о единых билетах на метро и монорельс проработают.


2008

9 января

Власти решают резко удешевить билеты на монорельс и сравнять их со стоимостью проездных в метро (на тот момент — 19 рублей). Это должно увеличить пассажиропоток. Тогда же научный руководитель НИИ транспорта Михаил Блинкин оценивает себестоимость перевозки одного пассажира монорельса в 200 рублей.


2010

19 февраля

Чиновники решают продолжить строительство монорельсовой ветки. В планах — огромная кольцевая линия на опорах.


2012

24 апреля

«Столичный монорельс, скорее всего, будет закрыт, его демонтируют», — сообщает замруководителя Дептранса Евгений Михайлов. «Окончательное решение должен принимать Сергей Собянин. И, собственно, этого все и ждут», — подчеркивает он.

5 марта

Монорельс больше не получит дотаций из городского бюджета и будет целиком финансироваться метрополитеном. В Москве планируют строить частный монорельс от странции метро «Орехово» (в 2011 году тоже планировали 3-километровую монорельсовую линию, которая соединила бы Профсоюзную улицу с Подмосковьем).

16 июля

Магистраль не закроют до 2015 года. Монорельс будет ходить, пока не построят новую ветку метро, лишь после этого власти опять возьмутся за решение судьбы убыточного транспорта.

3 октября

Судьба монорельса в Москве будет решена к 2014 году.


2013

Февраль — апрель

Единые билеты на метро и монорельс наконец-то увеличивают количество поездок на надземной линии.

26 февраля

«Монорельс у нас пользуется безумным спросом. Понятно, что он дорогой в эксплуатации, но он работает», — говорит Марат Хуснуллин.


2015

27 июля

В мэрии называют монорельс бесперспективным видом транспорта.

3 — 11 сентября

Власти объявляют конкурс на проект развития монорельса. Решения о сносе и модернизации монорельсовой дороги пока нет.

28 декабря

Столичные власти задумываются о замене монорельса трамваем.


2016

2 августа

Монорельс превратят в туристический аттракцион. Из-за открытия новых станций подземки — «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской», — а также с запуском МЦК поток пассажиров снова упал.


2017

7 ноября

Монорельс возвращают к историческому «экскурсионному режиму» с интервалами в полчаса. Пассажиры недовольны. Депутат муниципального собрания Останкинского района Никита Янковой считает изменения оправданными: «Город тратит на это миллиард рублей [в год], при этом пассажиропоток падает все ниже и ниже».

20 ноября

Монорельс снова хотят полностью демонтировать и заменить трамваем.

20 ноября

Проект реконструкции разработают к лету 2018 года.


2018

25 мая — 11 июля

Бюро Wowhaus предлагает превратить линию в парк «Хай-лайн» c висячими садами и бассейном. Этот проект публикуют на сайте Стройкомплекса.

12 июля

Москва не рассматривает проект висячих садов на месте монорельса.

13 июля

Судьба монорельса решится в октябре.

2 ноября

Власти оценили реконструкцию монорельса в 4 миллиарда рублей.

19 ноября

Демонтировать монорельс не будут. Проект реконструкции появится в 2019 году.


2019

Март — август

На сайте госзакупок один за одним публикуют тендеры о перспективах развития монорельса, в том числе о возможности его сохранения, интеграции в трамвайную сеть (и еще раз интеграции в трамвайную сеть), модернизации составов и реконструкции существующих, а также о запуске трамваев прямо по монорельсовой магистрали. Общая сумма этих контрактов — более 24 миллионов рублей.


2020

6 августа

«Ведомости» сообщают, что монорельс закроют уже в августе, а департамент транспорта объявляет о народном голосовании — решить судьбу монорельса теперь должны будут сами москвичи.

25 сентября

Опрос о закрытии монорельса наконец-то опубликовали. Власти напомнили, что этот транспорт нерентабельный, а в районе уже есть дублирующий его современный трамвай №17.

Монорельс, по мнению «Московского транспорта», можно заменить электробусами или все-таки построить на магистрали парк «Хай-лайн» — его содержание обойдется в десять раз дешевле. Пустить по монорельсовой дороге трамваи, как хотели раньше, нельзя: старые опоры не выдержат.

Вопрос судьбы монорельса возник именно сейчас, потому что пандемия коронавируса в четыре раза сократила программу благоустройства. Городу нужно экономить и «расставлять приоритеты». «Старые вагоны монорельса ремонтируются за счет снятия запчастей с других. А новые никто не делает. Разработка и производство новых десяти составов будет стоить городу около 13 миллиардов рублей, это как 132 вагона поезда „Москва 2020“».

В любом случае если с этим транспортом ничего не придумать, то в 2022 интервалы движения увеличат с 30 минут до часа, а еще через год проезда просто перестанут ходить.

*Эти абзацы добавлены 25 сентября


Вы находитесь здесь

«Линия от метро „Тимирязевская“ до улицы Сергея Эйзенштейна представляет собой довольно бессмысленный аттракцион. Составы ходят раз в 25 минут, пассажиров считанные единицы, а линия и вагончики сконструированы таким образом, что в случае внезапной остановки посередине перегона или аварии люди не могут выбраться из поезда самостоятельно и вынуждены ждать помощи на высоте 6 — 10 метров», — писали на форумах через два года после запуска монорельса, еще в 2006 году. «Интересная штуковинка. Мне очень понравилось. Вообще, от всей системы веет какой-то „игрушечностью“, но гоняет знатно (в каком-то месте обогнали троллейбус, который плелся внизу). Вроде все станции открыты для пользования. Народу много набилось», — поделился впечатлением еще один пользователь. «Дорогой и бессмысленной игрушкой» этот транспорт называют и спустя десятилетие. Несмотря на это, часть постоянных пассажиров монорельса, с которыми мы поговорили, выступает критически против закрытия.

Ольга Владимировна

пенсионерка


«Монорельс на моей памяти временно закрывали только пару раз, когда он ломался. И тогда было очень неудобно ездить кругами к „Тимирязевской“ на автобусах — а там Останкинский мясокомбинат, можно купить хорошие продукты. Про 39 пассажиров — ничего подобного. Иногда едешь так, что в вагонах стоять негде. Особенно летом. Мы радовались, когда их количество увеличили до шести, а то одно время их было всего четыре. Обязательно надо его оставить. Я категорически против закрытия. Мне кажется, народ сейчас поумнел и тоже будет голосовать против. Уже придумывали, что нужно сюда поднять трамвай — но это все ерунда. Тут удобно и сейчас».

Ольга, суточная медсестра

Ездит на монорельсе до «Тимирязевской» несколько раз в неделю уже 15 лет


«После смены мне удобно возвращаться домой на монорельсе. С автобуса пересаживаюсь, доезжаю до „Тимирязевской“ — там у меня сразу электричка. На монорельсе добираться до дома быстрее, чем на метро. Пользуюсь им 15 лет, почти с открытия. Раньше проезд стоил 50 рублей — дороговато. В первые годы линия была экскурсионной, люди ездили смотреть на Москву. В 2008 году она заработала как обычный транспорт, а позже ездить разрешили по билетам метро — это сделало монорельс доступнее. Я буду голосовать за то, чтобы его сохранили. Еще два года назад, когда пошли слухи о закрытии, я говорила, что мне будет его безумно жалко. Наверное, я одна из тех 39 пассажиров, о которых говорили в метро. Но, смотрите, сегодня на платформе было много людей. На выходных их тоже много, потому что люди едут на ВДНХ отдыхать с детьми, в вагонах даже стоят. Это необычный и уютный транспорт: когда с „Тимирязевской“ поезд выезжает из-за поворота — это просто прелесть. Останкинский пруд очень красивый. Бывают, конечно, нюансы: зимой прохладно, потому что сиденья железные и не обогреваются, но это мелочи, ехать всего 15 минут».

Дмитрий

Ездит на монорельсе пару раз в месяц


«Езжу не постоянно, хоть и живу именно в этой части Москвы. Нельзя его закрывать. Столько работы и столько лет. И так в городе перестали соблюдать каноны архитектурной застройки, творится безобразие: варварски разоружают исторические объекты. Монорельс, я считаю, интересен именно как достопримечательность. Хороший обзор, довольно удобно ехать. Может, он и не очень рентабелен, но Москва и так слишком много денег вкладывает в нерентабельные проекты — в точечную застройку, например. Готовится очередное отмывание денег. Представьте, сколько могут угрохать на снос, новое строительство и благоустройство территории, плитку? Туристы из других стран наслышаны о монорельсе и просятся сюда на экскурсии. «Останкино» и Останкинский парк с такого ракурса нигде не увидишь больше. Если уж монорельс кому-то так сильно мешает, тогда надо сделать его полностью туристическим и брать за экскурсии деньги.

Сотрудники «Останкино»

Отказались представляться, ездят на работу в телецентр


«Нам нравится монорельс. Нам удобно. Каждый день ездим на работу в телецентр, поэтому не надо брать у нас интервью».

Анатолий

Ездит на монорельсе почти каждый день


«Монорельс соединяет два района. Он никому не мешает и не стоит ни в каких пробках. Его надо развивать, а получается наоборот — сокращают интервалы. В Бангкоке монорельс ездит среди эстакад, и все хорошо. Вы посмотрите, сколько тут утром и вечером людей. Я надеюсь, что до закрытия не дойдет».

Юрий

Новый пассажир монорельса


«Я стал ездить на монорельсе, когда с МЦД сделали бесплатную пересадку. В принципе, удобно, только ходит редко. Зачем его закрывать-то? По логике, когда эта пересадка появилась с электрички, наоборот, должно стать побольше людей. Я и на автобусе могу ездить на работу и с работы, но там-то тоже надо платить за проезд, и бесплатной пересадки нет. Так что будет хорошо, если его оставят. Воюйте».

Анастасия

Экскурсовод проекта «Гуляем по Москве», проводит экскурсию «Путешествие по монорельсу. Усадьба Останкино»


«В целом тут хорошо сделана система трамваев, которые без проблем позволяют попасть в „Останкино“ с ВДНХ. Но монорельс ценен тем, что он единственный. Когда его закроют, мы потеряем уникальное явление — он не похож на обычные поезда, не похож на метро. Если в мире существуют монорельсы, то в России с ними не сложилось. Я сталкиваюсь с тем, что многие москвичи никогда не ездили на монорельсе, но экскурсия на нем очень востребована. Есть мнение, что Лужков планировал монорельс для международной выставки „ЭКСПО 2010“ на ВДНХ, которая в итоге прошла в Шанхае. Все годы существования монорельса считается, что проект не окупается. Промежуток совсем небольшой — меньше 5 километров, и станций всего шесть. Чтобы проезд полумиллиона пассажиров в год окупался, билет должен был бы стоить не менее 250 рублей».

Share
скопировать ссылку

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

Первая полоса

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам Которые едут в Европу
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
Которые едут в Европу

Как дела, как дела? Это новый автозак
Как дела, как дела? Это новый автозак Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки
Как дела, как дела? Это новый автозак

Как дела, как дела? Это новый автозак
Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки

«Поездка на дачу отменяется»
«Поездка на дачу отменяется» Собрали кадры с майским снегопадом в Москве
«Поездка на дачу отменяется»

«Поездка на дачу отменяется»
Собрали кадры с майским снегопадом в Москве

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу» Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе

Подпишитесь на рассылку