Есть вопрос: «Откуда медицинские вузы берут кадавров?» Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни города, которыми задаются горожане.

В декабрьские дни из медицинских вузов приходят совсем не новогодние новости: учебным заведениям не хватает трупов для учебных целей (кадавров, как их называют специалисты). Из-за этого студенты во время обучения не работают с покойниками, а хирургическую практику проходят на животных. The Village решил выяснить, откуда вообще берутся кадавры, можно ли в России завещать тело науке и дойдёт ли оно до адресата.
Откуда медицинские вузы берут кадавров?
Пётр Кузнецов
Медицинский юрист
Чтобы завещать своё тело науке, по российскому закону достаточно просто написать об этом в завещании и заверить его у нотариуса. Но я в своей практике никогда такого не встречал, и ни один мой знакомый нотариус с таким волеизъявлением не сталкивался. Думаю, если человек действительно хочет это сделать, ему нужно договориться с конкретным учреждением.
Если до последнего времени медицинским учреждениям можно было передать неопознанные и невостребованные тела и кадаврами становились в основном люди без определённого места жительства и без родственников, то новый закон, принятый в 2012 году, накладывает запрет на их использование. Тело умершего человека может быть передано для дальнейшего использования в учебных и научных целях только в том случае, если его личность установлена, но не найдены родственники или знакомые, которые готовы его захоронить. Чтобы получить такое тело, организация должна направить соответствующий запрос.
Сергей
Практикующий врач
Студенты работают с кадаверным материалом в ходе нескольких учебных курсов: анатомии, патологической анатомии и в судебной медицины. Как правило, патанатомия и судебная медицина проходят на базе какого-то морга — студенты там ничего сами не делают, а наблюдают за обычной работой сотрудников. В рамках курса топографической анатомии и оперативной хирургии студенты тренируются на кроликах. Так что вопрос кадаверного материала для вуза стоит только на кафедре анатомии.
И там в годы моего посещения, как и сейчас, с трупами очень и очень напряжённо. Мы занимались на препаратах, которые были чуть ли не старше нас самих. Иногда из поколения в поколение передаются имена препаратов: у меня был Иван Иваныч. Преподаватель, объясняя строение человеческого тела, показывал нам препарат и говорил: ну вот здесь у нормального человека должна быть вот эта штука, которая у нас, к сожалению, отвалилась...
Вообще кафедры анатомии добывают тела где придётся и как договорятся. Как-то я сам оказался в положении человека, которому пришлось выкручиваться. У меня было задание от шефа к очередной конференции — найти два плеча. Они нужны были для чешского специалиста, который делал доклад. В России купить такие вещи нельзя, поэтому решили заказывать в Америке. Там есть специальная фирма, которая совершенно официально продаёт анатомические препараты. Они были готовы отправить их, но возникли проблемы с таможней, нам не разрешили их купить. Тогда мы ночью со специальным чемоданом приехали в патанатомическое отделение одной из городских больниц к знакомому заведующему. Взяли с возвратом плечо и на машине скорой помощи повезли его на конференцию.
В других странах процесс отрегулирован более чётко. В Америке, например, существуют специальные банки тканей. Пожертвовать тело в такой банк можно, просто оставив заявку в интернете. Эти банки специальным образом обрабатывают ткани и продают их для научных и учебных целей. В Америке, Польше, во многих других европейских странах проводятся кадаверные курсы, где хирургические навыки отрабатывают на трупах.
Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова отказался давать комментарии по этой теме.
Свои вопросы присылайте на village@the-village.ru
Иллюстрация: Саша Похвалин