Какой велосипед купить: Решаем раз и навсегда Сколько мне надо денег? А какой мне нужен размер? А где лучше всего покупать?

Коронавирус закрыл нас всех дома, лишив возможности заниматься всем спортом, кроме бега и поездок на велосипеде. Поэтому страна переживает новый бум велоэнтузиастов. Ещё никогда в истории России запрос «купить велосипед» не был так популярен в интернете. Мы решили помочь вам выбрать велосипед и ответить на главные вопросы при покупке.
Текст
Андрей Яковлев
Иллюстрации
Юлия Алексеева
Быстрый переход к некоторым темам:
Начнём с экспресс-теста:


Если нет, скажите: вам важнее скорость или комфорт?
Складной велосипед
Тут всё понятно. Легко сложить, маленькие колеса, влезет в лифт, в метро пускают. Советуем марки Shulz и Strida



Синглспид
Это велосипед с одной скоростью, высокой рамой и тонкими колёсами. Выглядит круто и минималистично. Да, в гору будет въехать тяжело, но в остальном для повседневных поездок по городу вам хватит. Из бюджетных советуем купить Bearbike, Zycle fix или же Fuji, если найдете хороший вариант на Avito. Из вариантов подороже: Polo&Bike. Как правило, эти велосипеды продаются с задней втулкой Flip-flop, которая позволяет сделать либо фиксированную передачу (на таких катаются фиксеры, об этом позже), что вам не нужно, либо установить свободный ход колеса, как на обычном велосипеде.

Шоссейный велосипед
Если у вас есть деньги и вы хотите скорости и лёгкости, берите шоссейник. Почти то же самое, что и синглспид, только передач не одна, а много — значит, и ехать будете быстрее. Вы, наверное, и сами знаете, что брать, но на всякий случай мы напишем топовые марки: Cannondale, Specialized, BMC, Cinelli, Bianchi. Из бюджетных: B’Twin, Merida, Format.

Гревел/циклокросс
По сути, тот же шоссейный велосипед —только круче. Измененная геометрия и возможность поставить широкие покрышки на колёса позволяет комфортно и быстро ездить как по асфальту, так и по сельским тропам. Для путешествий с велосумками этот вариант тоже идеален. Хорошие варианты подешевле: Shulz Wanderer и Merida Cyclocross 90. Подороже: Surly, либо Author Ronin.

Горный велосипед, он же MTB
Это самый популярный вид велосипеда в России. Вообще-то он нужен исключительно для поездок по ухабам, корням и другим лесным тропам (он же ГОРНЫЙ), но у нас его полюбили из-за передней амортизационной вилки, которая якобы помогает при съезде с бордюра. Велосипед достаточно тяжелый и не самый быстрый при езде по асфальту. Стоит брать, только если вы хотите много ездить по плохим дорогам. Купить можете в «Спортмастере» или любом магазине велосипедов.

ФЭТБАЙК
Велосипед на огромных колесах. Проедет везде: в том числе по снегу, песку и любому полю. Медленный и тяжелый. На любителя.

Слышал, что-то про фикс. А что это такое?
Это велосипед с одной передачей и без свободного хода. То есть нельзя не крутить педали, когда велосипед едет вперед. Если крутить педали назад, велосипед будет ехать назад. По сути, фикс — это гоночный трековый велосипед, на котором соревнуются профессиональные велоспортсмены. Он предназначен для езды по велотреку — деревянному овальному полотну. В городе на фиксах катаются, потому что велосипед прост в использовании, а также потому, что выглядит круто, и вокруг фиксов сложилась целая субкультура. Фиксеры общаются в группах и чатах, обсуждают новые модели и запчасти велосипедов, а также проводят экстремальные гонки без тормозов прямо среди машин. В качестве первого велосипеда мы не рекомендуем покупать фикс. Если решились, прочитайте ультимативный гид.

Насущные вопросы
Какой мне нужен бюджет?
Хороший велосипед стоит не меньше 20 тысяч рублей. Конечно, можно купить и дешевле, если вы планируете кататься раз в месяц — в этом случае даже Stels российского производства может прослужить долго. Сэкономить можно, если самому собирать велосипед, купив отдельно раму и другие составляющие. Но если вы способны на это, зачем вам вообще читать эту статью?
Подержанные велосипеды можно купить?
Конечно, да! Ищите на «Авито» и «Юле», а также в отличном телеграм-боте «Велобарахолка» и «Велобарахолка МТБ». Главное, покупать велосипед без изменений в геометрии рамы и вмятин. Перед покупкой обязательно прокатитесь. На вторичном рынке вы обязательно наткнетесь на советские велосипеды Харьковского велозавода (ХВЗ). Они дешевые и порой классно выглядят, но будьте готовы к тому, что на ХВЗ не подойдут многие современные составляющие (например, каретка, вилка, вынос руля, руль, подседельный штырь).
Как понять, какого размера мне нужен велосипед?
Для этого посмотрите табличку:
Рост человека, см | размер рамы | обозначения |
---|---|---|
135-150 | 34,3-35,6 | XS |
150-165 | 39,4-40,6 | S |
165-180 | 44,5-45,7 | M |
175-190 | 49,5-50,8 | L |
190-205 | 54,6-55,9 | XL |

Проcмотр таблицы
Для шоссейный и трековых (фиксов) велосипедов размеры другие:
рост, см | размер рамы, см |
---|---|
155-165 | 48-51 |
165-170 | 51-53 |
170-175 | 53-55 |
175-180 | 55-58 |
180-185 | 58-61 |
185-190 | 61-63 |
190-195 | 63-65 |
Также вам необходимо правильно выставить посадку на велосипеде. В первую очередь стоит отрегулировать высоту седла. Когда вы сидите, ваша нога должна доставать до педали в нижнем положении. Если не достает, нужно опустить седло. Если вы не можете выпрямить ногу, значит, седло слишком низко. К слову, не забывайте, что давить на педаль правильно не пяткой, а местом, где начинаются пальцы.
Как кататься в Москве?
Велодорожки в Москве есть, но в основном они не очень удобные, а порой даже и опасные. Обычно они резко обрываются и ведут из ниоткуда в никуда, а в центре есть риск, что в припаркованной рядом машине резко откроют дверь и собьют вас.
Заранее постройте по картам ежедневные маршруты — от работы до дома и обратно, до магазинов, кафе, баров и других мест, в которые вы ходите регулярно. «Яндекс.Карты» и Citymapper имеют функцию построения веломаршрутов — они неидеальны, но помогут избежать большинства проблем: подземных переходов, тоннелей, мостов, лестниц.
Мы рекомендуем кататься по проезжей части (по ПДД там вы и должны быть, но в самом правом ряду). Во-первых, там хороший ровный асфальт без кочек. Во-вторых, машины ведут себя более предсказуемо, чем пешеходы, которые могут внезапно остановиться, развернуться или махнуть рукой. Но знайте меру: ехать по большим шоссе не очень комфортно, а в тоннелях без сигнальных огней и фонарей и вовсе опасно. Не забывайте смотреть на поворотники и тормозные огни у машин. Если сами поворачиваете, вытягивайте руку в сторону поворота.
Можно ездить и по тротуарам, если там нет людей, между которыми придется лавировать, а ваша скорость должна быть не больше 20 километров в час. Ну и если вы готовы к постоянным ударам от съездов с бордюров. В целом старайтесь выбирать разные маршруты, чтобы лучше изучить район, и избегайте подземных переходов.
Какие есть классные маршруты в Москве?
В Лосином Острове отличный асфальт прямо в лесу, еще есть классная велодорожка в Марьине. Где катаются другие велосипедисты, вы можете посмотреть на тепловой карте сервиса Strava. А вот пара маршрутов от автора блога MoscowCyclist Валерия Ларионова:
Красный маршрут «ВелоМосква»
«Веломаршрут по новым городским пространствам в центре Москвы. Москва не самый доступный для велосипедистов город, тем не менее маршрут проложен без подземных переходов и выездов на крупные дороги, а часть пути включает велополосы и велодорожки.
Зеленый маршрут «Загород на велосипеде»
Да, на велосипеде можно ездить и загород. Один из моих любимых маршрутов — из центра Москвы в Мытищи и дальше до пляжа на Клязьме. Вообще, Мытищи — единственный город, соединенный с Москвой велодорожкой. Часть маршрута проходит через большие зеленые пространства, а по пути всегда можно остановиться в тихих скверах. Дорога в зависимости от скорости и количества остановок займет от полутора до трех часов.
Синий маршрут «Набережная Москвы-реки»
Один из самых спокойных маршрутов, проходящий сквозь половину города. От Москва-Сити до самого Нагатинского Затона тянется единая вело-пешеходная зона с потрясающими видами на русло реки, которая постоянно поворачивает и открывает новые виды на исторический центр, промзоны и жилые районы».
Где хранить велосипед?
Ответов несколько: на балконе, в коридоре, в специальной велосипедной комнате в подъезде, на стене в комнате, на потолке в комнате, либо просто в комнате. Любой велосипед до 20 килограммов можно спокойно перевезти в маленьком лифте, если поднять велосипед на заднее колесо и зажать задний тормоз.
Можно оставлять велосипед и в подъезде, пристегнув к батарее, либо на улице возле железных ограждений (в этом случае желательно, чтобы сверху был навес от дождя). Но это опасно. Советуем не пристегивать велосипед тросиками с замками — их очень легко перекусить. Если вы не хотите, чтобы велосипед украли, используйте U-Lock (лучше всего Cryptonite) или металлическую цепь. То же самое касается и ситуаций, когда вы оставляете велосипед около магазина. Пристегивайте велосипед не за колесо (его легко отстегнуть и украсть велосипед без колеса), а за раму. Если замок или цепь позволяет, лучше даже за колесо, раму и фонарный столб, например.
Что касается квартиры, то велосипед легко может быть частью интерьера. Также можете приобрести специальные крепления на стену или потолок, либо ставить велосипед просто в комнате. Для этого придется протирать ему колеса. К слову, не забывайте в начале каждого сезона относить велосипед на техобслуживание в мастерскую.
В машину велосипед можно засунуть?
Почти любой нескладной велосипед влезет в багажник — для этого достаточно снять переднее колесо (порой еще опустить седло и снять заднее колесо).
Что еще купить к велосипеду?
Можете купить крылья на оба колеса, чтобы не пачкалась одежда от воды и грязи. Также советуем обязательно купить заднюю красную фару, чтобы вас видели машины, и передний обычный фонарь. Неплохие варианты фонарей можно найти в «Декатлоне». Из инструментов вам обязательно понадобятся: набор шестигранников, ключ на 15. На сайте It’s my!bike вы можете найти крепления для велосипедов, держатель для телефона на руль, велозвонки и разные корзины и багажники. И да, не забудьте шлем. Особенно если вы едете быстро или рядом с машинами. Шлем можно также купить в «Декатлоне» либо на велорынке в Сокольниках, который называют «Кишкой» (Сокольническая площадь, 4, корпус 1).
А как кататься зимой?
Легко. Главное, не катайтесь на лысой (без протектора) резине. Старайтесь не поворачивать резко и особенно на льду. Что касается одежды, то помните, что на велосипеде в чем-то теплее, а в чем-то холоднее, чем пешком. Мерзнуть в первую очередь будут ноги и руки — поэтому вам нужны перчатки, теплые носки и, возможно, термобелье. Еще не помешают шарф и шапка. А вот жарко будет всему телу, потому что вы будете вырабатывать энергию и крутить педали. Советуем носить дышащую ветровку, чтобы тепло не застаивалось внутри и вы не сильно потели. В любом случае подбор оптимальной для вас одежды придет с опытом.
