17 мая, вторник
Москва
Войти

5 причин посетить выставку «Авангард. На телеге в XXI век» в Ельцин Центре

5 причин посетить выставку «Авангард. На телеге в XXI век» в Ельцин Центре

С 18 сентября в арт-галерее Ельцин Центра начинает работать выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Она посвящена беспрецедентному для провинциальных городов показу современного искусства 100-летней давности. Проект реконструирует передвижную выставку авангардного искусства 1921 года. Она состоялась всего в двух городах Вятской губернии, а затем была предана забвению. В экспозиции представлено около 150 произведений из собраний трех музеев — Вятского художественного, Яранского краеведческого и Слободского краеведческого.

Культурный обозреватель и автор телеграм-канала @ekatharsis Анна Филосян специально для The Village рассказывает, почему стоит посетить новую выставку в арт-галерее Ельцин Центра.

Русский авангард

Это словосочетание переполняет гордостью сердце каждого знатока искусства. Русский авангард — уникальное и невторичное направление, благодаря которому русское искусство навсегда прославилось на весь мир. Художники русского авангарда были не просто эпатажными эксцентриками. Они радикально отвергали существующий порядок, загнавший искусство в прокрустово ложе академических канонов. Они мечтали о том, чтобы искусство стало ни много ни мало основой человеческого существования. «Не жизнь будет содержанием искусства, а содержанием жизни должно быть искусство, ибо только этим условием жизнь может быть прекрасна», — заявлял главный русский авангардист Казимир Малевич.

На новой выставке в Ельцин Центре представлен постреволюционный срез живописи авангарда: Кандинский, Родченко, Степанова, Попова, Удальцова, Розанова, Экстер, Древин, Чекрыгин, Фешин. При этом контекст создания и дальнейшая судьба выставки не менее важны, чем сами работы.

Наталья Мюррей, искусствовед, куратор, лектор лондонского Института Курто : «Искусство авангарда не было однородным. Наша выставка показывает все многообразие течений, которые развивались в искусстве того времени. Уникальность авангарда еще и в том, что левые авангардные художники после революции встали во главе культурной политики. Моя участие состояло в том, чтобы показать, как революция отразилась на искусстве в 1917−1921 годах».

Илья Шипиловских, директор арт-галереи Ельцин Центра: «Нам очень важно было после затянувшейся паузы выступить ярко и показать выставку, которая бы действительно культурно обогатила жителей и гостей города. Но эта выставка знаменательна не только совершенно выдающимся художественным составом, но и тем, что она позволяет лучше понять новейшую историю нашей страны, что нам в Ельцин Центре очень важно, это одна из наших основных целей».

Реконструкция 100-летней выставки

Нынешняя выставка в Ельцин Центре станет реконструкцией выставки 1921 года, которая состоялась в небольшом городе Советске (до 1918 года слобода Кукарка) Вятской губернии (сегодня Кировская область). Это была третья выставка, организованная региональным отделом Главмузея в Советске. Причем если первые две показывали реализм и, в основном, местных художников, то на третьей были представлены произведения нереалистического, современного на тот момент искусства.

Выставка произвела ошеломляющий эффект на жителей небольшой слободы с населением около трех тысяч человек. Многие не понимали и не принимали новое искусство. Однако, по архивным данным, ее посетило почти все население слободы, на экскурсиях и лекциях не было свободных мест. Выставку решили сделать передвижной — экспонаты планировалось отправить по семи городам губернии, чтобы просветить людей и познакомить их с новейшим искусством. Но из-за погодных условий и финансовых проблем выставка застряла в Яранске, где работы и остались почти на 100 лет.

Уникальная находка

В 2017 году потерянную выставку с подачи директора Вятского художественного музея Анны Шакиной обнаружил искусствовед Андрей Сарабьянов. Она затерялась в краеведческом музее Яранска. Сегодня практически невозможно найти новые подлинные произведения художников русского авангарда. Все их наследие основательно исследовано, а всплывающие на арт-рынке работы нередко оказываются подделками. Тем ценнее представляется находка целой выставки, работы для которой безвозмездно передавали сами художники. Они не надеялись, что те вернутся назад.

Исследователи также нашли каталоги всех трех выставок в Советске, в том числе каталог третьей передвижной выставки. В нем перечислено 322 работы пятидесяти пяти художников. Из этого собрания сохранилась примерно треть работ. Именно по этому каталогу производилась атрибуция работ, найденных в Яранске, — номера, указанные в каталоге, сличались с номерами, нанесенными на задники картин.

Каталог 3-й передвижной выставки в Советске. 1921

Новые имена и неизвестные работы

Искусствовед Андрей Сарабьянов считает, что нынешняя выставка не только художественная, но и научная. На ней, помимо работ известнейших авангардных художников первого ряда, представлены малоизвестные имена. Это позволяет внести новую лепту в изучение этого периода русского искусства.

Речь идет, например, о таких художниках, как Яков Паин. Сведения о нем впервые появились в «Энциклопедии русского авангарда», ее научный редактор — Сарабьянов. Или Варвара Бубнова — художница феноменальной судьбы, которая полжизни провела в Японии. Специально для этого проекта отреставрировали 11 работ, их представят впервые. Среди них «Лежащая женщина» Георгия Лазарева, «Площадь. Эскиз декорации к Хованщине» Федора Федоровского, который долгое время был главным художником Большого театра, «Эскиз декорации» Александра Родченко — работа, ранее не известная арт-сообществу, включая наследников Родченко.

Андрей Сарабьянов: «На выставке много работ, которые никто никогда не видел, и это очень ценно. У людей есть возможность увидеть неизвестные произведения первыми».

Кураторское решение

Еще одна находка потерянной выставки — двусторонние работы, когда на задней стороне холста находятся не менее ценные произведения, чем на лицевой. Для таких работ были изготовлены специальные сквозные конструкции, позволяющие увидеть картины с обеих сторон.

Выставка также снабжена богатыми экспликационными материалами. Помимо данных о работах, представлены подробные биографии художников, хронология  исторических событий 1910−1920-х годов, фотографии городов Вятской губернии тех лет, создающие исторический фон, на котором показывалось новое искусство. А также искусствоведческие статьи с разъяснением таких важных для понимания авангарда терминов, как «беспредметность».

Илья Шипиловских, директор арт-галереи Ельцин Центра: «На выставке можно будет приобрести очень подробный каталог. В нем представлены все картины и графика с выставки, а также целый ряд статей и научных разработок о них».

Читайте там, где удобно:

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Первая полоса

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам Которые едут в Европу
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
Которые едут в Европу

Как дела, как дела? Это новый автозак
Как дела, как дела? Это новый автозак Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки
Как дела, как дела? Это новый автозак

Как дела, как дела? Это новый автозак
Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки

«Поездка на дачу отменяется»
«Поездка на дачу отменяется» Собрали кадры с майским снегопадом в Москве
«Поездка на дачу отменяется»

«Поездка на дачу отменяется»
Собрали кадры с майским снегопадом в Москве

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу» Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе

Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии
Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии
Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии

Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии

Подпишитесь на рассылку