Москва — Петушки: 7 транспортных решений, объединяющих столицу и область В феврале был создан единый Координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и области. The Village собрал самые важные нововведения
В феврале 2011 года в столице был создан Координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и московской области под руководством главы Минтранса Игоря Левитина. Теперь транспортные проблемы столицы — пробки, дефицит линий метро, перегруженность автодорог — будут решаться за счет эффективного транспортного сообщения между Москвой и областью, а не строительством новых дорог в центре. The Village собрал самые важные нововведения, которые смогут изменить транспортный облик города в ближайшее время.

ЗАПУСК ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
НА МАЛОМ КОЛЬЦЕ МЖД
Бюджет проекта: 5 миллиардов рублей
Срок реализации: 2015 год
Цель: разгрузить метро
22 февраля на пресс-конференции в РЖД было объявлено, что к 2014 году Московская железная дорога может запустить по Малому кольцу 48 пар поездов, интервал в движении которых составит 5 минут. Пассажиры смогут пользоваться 12 пересадочными узлами. Их построят первыми, позже появится ещё 30 остановочных пунктов. Ранее сообщалось, что полностью система сможет действовать в 2015 или 2016 году. Сейчас на проект реконструкции железной дороги, с 30-х годов перевозившей только грузы, выделяется 5 миллиардов рублей — по 2,5 миллиарда рублей от РЖД и правительства Москвы соответственно. Предполагается, что в рамках партнёрства государство будет отвечать за построение инфраструктуры, а инвестор — за коммерческую составляющую. Задача нововведения — разгрузить пересадочные станции в центре Москвы. По оценкам начальника департамента капитального строительства РЖД Алексея Тихонова, озвученным в декабре прошлого года, Малое кольцо после реконструкции сможет перевозить в год до 250 миллионов пассажиров. Изначальное соглашение о совместной работе было подписано властями города и РЖД ещё в 2008 году. Тогда, по данным Транспортного сервера Москвы, к 2010 году собирались запустить первый участок движения «Пресня» — «Канатчиково», с остановочными пунктами «Сити», «Кутузово», «Потылиха», «Воробьевы горы» и «Площадь Гагарина». На первоочередные работы (до 2015 года) было решено направить 409 миллиардов бюджетных рублей. Сама возможность перевозки пассажиров по Малому кольцу МЖД рассматривалась в проектах ещё 90-х годов. |
| 3 этапа реализации проекта Малого кольца МЖД: |

91 ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ И
ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ НОВЫХ ДОРОГ В ОБЛАСТИ
Бюджет проекта: 6,8 трлн рублей
Срок реализации: 2020 год
Цель: «мягкое принуждение» автомобилистов к пешеходному образу жизни
НИиПИ Генплана столицы и Минтранс разработали проект программы транспортного развития Московского региона до 2020 года. С его финальной версией в середине марта ознакомится президент Дмитрий Медведев, а утверждение поручено Координационному совету властей Москвы и области.
Теперешний вариант — просто «актуализация» программы 2008 года, которую не удалось реализовать из-за кризиса. Он подразумевает, что к 2015 году реконструируют 336 километров областных и городских дорог, а построят всего 332 километра, притом что дефицит автодорог в регионе сейчас составляет от 832 до 1 000 км (около 400 км приходится на Москву). Также 983 километра новых дорог должно появиться до 2020 года, вместе с 359 км отремонтированных. Основная его идея — в «мягком принуждении» автомобилистов к пешеходному образу жизни: ставка сделана на общественный транспорт. Для этого увеличат долю пассажирских перевозок по железной дороге и построят дополнительные пути до Мытищ, Химок, Лыткарино, Люберец, Щёлково, Зеленограда и Лобни. В Москве и области появятся транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые позволят автомобилистам оставлять машины на перехватывающих парковках и пользоваться как метро, так и электричками. За малым кольцом-бетонкой планируют построить 19 узлов, на территории от бетонки до МКАД — 39, близ малого ж/д-кольца и на окраинах города — 14 и 19 соответственно. Управлять всем этим будет ранее обещанная интеллектуальная транспортная система. В проекте также заложено строительство 78 километров линий метро. Дефицит сейчас составляет 100 км. Сергей Собянин, ознакомившись с планом, заявил, что по-прежнему считает недостаточно проработанной схему развития наземного транспорта — троллейбусных, автобусных и трамвайных линий. |
| Опыт Сеула: 7 транспортных |

ПЕРВОЕ ПЛАТНОЕ ШОССЕ
Бюджет проекта: пока неизвестен
Срок реализации: неизвестно
Цель: разгрузка Горьковского шоссе и первый шаг
к введению платы за въезд в исторический центр Москвы
Строительство платной автодороги до Орехово-Зуево может начаться в 2013 году, сообщили 22 февраля в правительстве Москвы. Её проложат от района Новокосино. Впоследствии, будучи продлена до Владимира и Нижнего Новгорода, магистраль фактически станет дублёром Горьковского шоссе. Новая дорога должна будет разгрузить трассы Москва — Нижний Новгород, часть Егорьевского шоссе и подъезды к Люберцам и Реутову. Трассу начнут прокладывать, как только будет готов проект (до конца 2012 года) и после того как специальная комиссия определит состояние участка, по которому должна пройти дорога. Недавно эколог Евгения Чирикова заявила в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что, по её мнению, строительство платной дороги до Балашихи приведёт к вырубке Балашихинского леса. Она сравнила ситуацию с той, которая развивалась ранее вокруг Химкинского леса. |
|
|

НОВЫЕ ПУТИ НА УЧАСТКЕ МОСКВА — КРЮКОВО
Бюджет проекта: 14 млрд рублей
Срок реализации: 2015 год
Цель: увеличение пропускной способности дороги на Ленинградском направлении
«Российские железные дороги» в 2011–2013 годах планируют инвестировать 14 млрд рублей в строительство дополнительного главного пути от Москвы до Крюково. Проект предполагает реконструкцию и благоустройство инфраструктуры — в первую очередь имеются в виду турникетно-кассовые павильоны на станциях и остановочных пунктах. В рамках проекта построят третий пешеходный переход через железную дорогу. РЖД также рассчитывает в текущем году продолжить задельные работы на дистанциях Москва-Товарная-Октябрьская — Химки и Москва-Пассажирская — Октябрьская. Реконструкции подвергнется и Савёловский путепровод.

ДВУХЭТАЖНЫЕ ПРИГОРОДНЫЕ ЭЛЕКТРИЧКИ
Бюджет проекта: пока неизвестен, но на обновление
пригородного состава в 2011 году РЖД потратит 2 млрд
Срок реализации: 2014 год
Цель: увеличение вместительности поездов
Поезда-даблдекеры начнут перевозить пассажиров не раньше 2014 года. Сначала компания займётся поездами дальнего следования — их, по словам Геннадия Верховых, главы департамента пассажирских сообщений РЖД, планируют поставить на рельсы в 2013 году. Производством займётся Тверской вагоностроительный завод совместно с французской Alstom. Касательно двухэтажных электричек сообщалось, что проблемой их выпуска в России занималось руководство Торжокского вагоностроительного завода — топ-менеджеры российского предприятия вели переговоры с крупнейшим в Европе машиностроительным концерном Finmeccanica, который в прошлом году создал с РЖД совместную компанию по выпуску систем управления движением. |
|
|

ЭКСПЕРИМЕНТ С ТАРИФАМИ НА ЭЛЕКТРИЧКИ
Бюджет проекта: 25 млрд рублей в 2011 году
(на покрытие убытков от перевозок)
Срок реализации: 2011 год
Цель: сокращение числа «зайцев» в общественном транспорте
РЖД предлагает увеличить тарифные зоны с 10 до 50 километров. Также, по словам начальника департамента пассажирских сообщений Геннадия Верховых, изучается предложение снизить стоимость поездки в зависимости от расстояния. Эксперимент с 15 февраля уже запущен на Ярославском направлении МЖД. Абонементные билеты до станций дальше 54-го километра будут иметь фиксированную цену — 3 500 рублей вместо прежних 7 000. Обладатель такого билета сможет сойти с электрички где угодно в пределах маршрута. Позже опыт, возможно, используют на других направлениях железной дороги, если общие сборы железной дороги возрастут за счёт сокращения числа «зайцев» — эксперимент направлен именно против них. |
|
|

КОМИССИЯ МОСКВЫ И ОБЛАСТИ
ПРОТИВ НЕЗАКОННЫХ СЪЕЗДОВ С МКАД
Бюджет проекта: пока неизвестен
Срок реализации: пока неизвестно
Цель: борьба с пробками
Главой специальной комиссии против незаконных съездов с МКАД станет заместитель мэра Пётр Бирюков. По данным московской мэрии, у МКАД существует более 40 торговых точек, подъезды к которым сооружены незаконно. Это в ноябре 2010 года выявила специальная рабочая группа, также в ходе проверки установившая на МКАД более 900 нарушений с построенными примыканиями, пересечениями и разрешениями на парковку. Как считают в мэрии, заторы на выезде за кольцевую образуются во многом из-за лишних съездов к торговым центрам.
Как отметил в ноябре другой заммэра Николай Лямов, МКАД именно поэтому часто не выполняет свою разгрузочную функцию по отношению к городским улицам. В качестве примера чиновник привёл участок МКАД на пересечении с Профсоюзной, где, как предполагалось ранее, будет один торговый центр с ведущей к нему единственной дорогой. «А сейчас их там целый букет — „Ашан“, „МЕГА“, IKEA», — возмущался Лямов, вторивший своему начальнику Сергею Собянину, ранее заявлявшему, что кольцевая дорога «ушла от своего функционала». |
|
|