С 4 декабря вместо двух терминалов аэропорта Пулково откроется единый транспортный хаб, принимающий и отправляющий практически все авиарейсы в Санкт-Петербурге. Фотограф и корреспондент The Village побывали в новом здании, где проходят последние испытания, и узнали, чем занимаются тысячи волонтёров.

150 000

кв. м — общая площадь комплекса

17 000 000

пассажиров в год — объём перевозок 

  

 

88

стоек регистрации

14

телетрапов

110

кабин паспортного контроля

1760

машино-мест
на открытой и крытой стоянках

7

лент выдачи
багажа

  

 

Тесты объединённого терминала

 

На протяжении трех месяцев Пулково ежедневно тестируют более 200 человек. Такие испытания проводят далеко не во всех аэропортах мира, но в Петербурге в новый хаб переезжают сразу два терминала, поэтому нужно исключить вероятность транспортного коллапса. 

Тесты каждый день начинаются одинаково. Волонтёрам, которые выступают в роли пассажиров, выдают карточки с заданиями: один везёт негабаритный груз (например лыжи), другой — едет транзитом, третьему приходится изображать несовершеннолетнего ребёнка без сопровождения. У некоторых в чемоданах оказываются сюрпризы — запрещённые грузы или имитации взрывных устройств. «Пассажиры» о них, конечно, не подозревают. Роли пьяных или агрессивных пассажиров не достаются никому: такие ситуации хорошо отработаны и не требуют дополнительных репетиций. Каждому «испытателю», как их здесь называют, на ближайшие пять часов тестов дают новое имя. К слову, вполне реальное — из баз данных международных авиакомпаний. Иногда эти имена объявляют по громкой связи, что сбивает волонтеров с толку.

 

  

Александр Лариш

менеджер проекта
по операционной готовности

Мы каждый день симулируем нестандартные ситуации. 29 октября проведем испытание внештатной ситуации — пожара. Это позволит смоделировать полномасштабную эвакуацию всех пассажиров из аэропорта. В других чрезвычайных ситуациях, как правило, эвакуируют только отдельный сектор. На тесте будет 1 000 волонтёров и 700 сотрудников, среди которых и МЧС, и скорая, и полиция. 12 ноября проведем эвакуацию из-за угрозы террористического акта и взрыва. Для сотрудников аэропорта важно присутствие живых людей, потому что иначе они бы вели себя не так, как ведут в реальности. Оба терминала сольются в один, поэтому в испытаниях участвуют даже работники с большим стажем.

Если какие-то системы перестают работать — хорошо, в этом и есть смысл наших тестов. Мы сразу включаем руководство по внештатным ситуациям и отрабатываем их. Тесты очень полезны, но проводят их не всегда — в Москве такие же проводили к запуску третьего Шереметьева.

 

  

 

Сотрудники, в отличие от волонтёров, ведут себя крайне серьёзно. Для них это уже настоящая работа с новым оборудованием. Каждый день для проверки оборудования выходят по 400-450 человек. Отчитываться о работе просят абсолютно всех, в том числе и «пассажиров». Многие из них даже предлагают дельные идеи: громче объявлять пассажиров, организовать в терминале душ, поставить больше скамеек. Пока в терминале достаточно грязно и холодно, поэтому в анкетах обратной связи чаще всего пишут об этих проблемах, не замечая остальных. 

 

 

Зона регистрации и досмотра

 

В петербургских аэропортах багажной системы не существовало в принципе. За шторками у зоны регистрации просто стояли грузчики, раскладывающие чемоданы и сумки по тележкам. Теперь весь багаж маркируют специальным штрих-кодом и отправляют на автоматический конвейер для обработки. К тому моменту, как пассажир от стойки регистрации доходит до зала досмотра, его вещи обрабатывают — это занимает 5-7 минут. Поэтому, кроме билета, перед досмотром сканируют и багажный талон. На экране высвечивается зелёный, жёлтый или красный сигнал, которые означают соответственно безопасный, ещё не обработанный и опасный багаж. В последнем случае человека отправляют в комнату ручного досмотра. 

Процедура досмотра почти не изменилась, но для тех, кто не желает снимать обувь, ремень или крестик, появилась новая опция: можно проехать через рамку, которая просвечивает все внутренние органы. Их изображения достаточно детальны для того, чтобы смутить почти любого, кто заглянет в монитор.

 

  

Игорь Лаптев

руководитель службы
по связям
с общественностью

Переход от зоны досмотра к залам вылета и ожидания спланирован по такому же принципу, как магазин Ikea, — люди просто идут по заданному маршруту. Так вот, чтобы попасть в залы ожидания вылетов, придётся пройти через ряды алкогольных напитков, конфет и парфюмерии в duty free. Это международная практика. Не секрет, что существенная статья дохода аэропорта — это торговля. В аэропортах по всему миру самая дорогая пресса в киосках и еда в кафе. Но мы позаботились обо всех пассажирах: будет много вендинговых автоматов с кофе и снеками. Можно будет поесть и в «Макдоналдсе», и в ресторане «Камчатка» Аркадия Новикова. 

Напоминаю, всё построено за счёт средств инвесторов. Налогоплательщики сюда ни копейки не вложили. Существенная часть суммы — это кредиты, поэтому на управляющую компанию после запуска ляжет большая нагрузка. Парковка, естественно, останется платной, но суммы пока не могу назвать. Если и вырастет, то несущественно. Кроме открытой стоянки, появится многоуровневый паркинг на 560 мест. А от парковки до терминала каждые пять-семь минут будет курсировать бесплатный шаттл. 

 

  

 

Нынешний терминал Пулково-1 станет залом ожидания для пассажиров внутренних рейсов. С декабря 2013-го до июня 2014-го его закроют на реконструкцию и за это время между старым и новым зданиями построят коридор. Пулково-2 будет работать до июня, после его передадут городу. Что будет с ним дальше — пока неизвестно.

 

 

Багажная система

 

О последнем нововведении волонтёры узнают в самом конце. Это большое багажное отделение с автоматической сортировкой, которая снижает вероятность потери вещей. По крайней мере, в случае пропажи будет точно известно, на какой стадии она произошла. Накладка может случиться только в том случае, если на чемодане слишком много багажных наклеек с прошлых рейсов. Если система считает одну из них, то есть шанс через несколько недель увидеть свой багаж вернувшимся из кругосветного путешествия.

 

  

АЛЕКСЕЙ ГРОМОВ

менеджер по запуску багажной системы

Система не регулирует время выдачи багажа, так как оно во многом зависит от работы наземных служб аэропорта. По-прежнему к воздушному судну подают тележки, багаж разгружают. Сбои могут быть в тех случаях, когда в аэропорт одновременно прибывают несколько воздушных судов или когда мы реконструируем перроны и движение багажных тележек затруднено. Зато время обработки трансферного багажа уменьшится значительно. Контейнер с такими сумками грузится в самолёт отдельно. И грузят его на отдельную ленту, которая всё обрабатывает автоматически. 

 

  

 

Стать волонтёром может любой житель Петербурга старше 18 лет. Для этого необходимо оставить заявку по телефону (812) 332-03-04 или электронной почте pulkovo@kellyservices.ru

 

 

Фотографии: Дима Цыренщиков