23 мая, понедельник
Москва
Войти
Спецпроект
21 сентября 2021

Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов И почему такие товары стоят дешевле аналогичных

Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов

Собственная торговая марка, она же частная марка, — это бренд, которым владеет торговая сеть. По ее заказу разные производители выпускают товары под логотипом ретейлера и отправляют в магазины. Сотрудничество взаимовыгодное: продавцу не приходится держать свой завод, чтобы нужные продукты всегда оказывались в наличии, а производитель получает гарантированный канал сбыта. Выигрывает еще и покупатель: цены на товары под СТМ обычно ниже, чем у брендов-конкурентов.

Сейчас СТМ есть практически у всех торговых сетей, как традиционных, так и онлайн, а, по данным исследователей из Nielsen, 85 % россиян хотя бы раз в жизни приобретали что-то из ассортимента частных марок. Но некоторые относятся к ним с недоверием: раз цена низкая, то не стоит рассчитывать на высокое качество. Вместе с «Пятерочкой» рассказываем, почему на самом деле продукты под частными марками стоят дешевле и зачем они вообще нужны ретейлерам.

Собственная торговая марка, она же частная марка, — это бренд, которым владеет торговая сеть. По ее заказу разные производители выпускают товары под логотипом ретейлера и отправляют в магазины. Сотрудничество взаимовыгодное: продавцу не приходится держать свой завод, чтобы нужные продукты всегда оказывались в наличии, а производитель получает гарантированный канал сбыта. Выигрывает еще и покупатель: цены на товары под СТМ обычно ниже, чем у брендов-конкурентов.

Сейчас СТМ есть практически у всех торговых сетей, как традиционных, так и онлайн, а, по данным исследователей из Nielsen, 85 % россиян хотя бы раз в жизни приобретали что-то из ассортимента частных марок. Но некоторые относятся к ним с недоверием: раз цена низкая, то не стоит рассчитывать на высокое качество. Вместе с «Пятерочкой» рассказываем, почему на самом деле продукты под частными марками стоят дешевле и зачем они вообще нужны ретейлерам.

Зачем торговым сетям нужны собственные марки

Считается, что первая собственная торговая марка появилась еще в конце XIX века в Англии. Хозяин сети магазинов Sainsbury’s хотел, чтобы на полках всегда были товары, и для этого построил собственный склад, откуда можно было бы быстро довозить то, что заканчивается. На территории склада также организовали коптильню для бекона, который потом тоже отправлялся на продажу в магазины — под собственной маркой сети. Спустя сотню с лишним лет ретейлеры преследуют ту же цель, что и английский предприниматель XIX века, — бесперебойное снабжение своих магазинов товарами. Независимо от того, что будет происходить с поставками других брендов и будут ли они успевать за спросом, покупатель всегда найдет на полке продукцию под СТМ и не уйдет с пустыми руками.

Леонид Виленский, директор департамента собственных торговых марок «Пятерочки», объясняет, что, работая с большими известными брендами, торговая сеть может в какой-то степени потерять свободу управления своей же полкой. «Приходит крупный бренд и начинает диктовать свои условия: даст он вам промо или нет, поставит свою новинку к вам или к конкурентам», — объясняет Виленский. В случае с собственной торговой маркой ретейлер сам выбирает, сколько позиций и в каком количестве поставить, по какой цене и каким должно быть качество.

Еще одна важная задача частного бренда — привлекать клиентов. Это можно сделать как за счет уникальных товаров, которых не найти у конкурентов, так и за счет самой демократичной цены. Эксперты даже составили схему «стадий взросления частных марок» (на английском она так и называется — private label maturity stages). Сначала торговая сеть предлагает под СТМ максимально дешевые товары. На следующей стадии ассортимент становится шире, продукция собственной марки начинает во многом повторять товары известных брендов и в чем-то даже мимикрирует под них. На третьем этапе появляются те самые уникальные предложения, за которыми покупатели готовы ходить в определенный магазин. «Взрослые» частные марки вполне могут конкурировать и с крупными брендами.

За счет чего СТМ стоят дешевле аналогичных продуктов

Конечно, собственная торговая марка должна приносить торговой сети прибыль даже с учетом того, что такие товары стоят дешевле, чем аналоги известных брендов. Именно это смущает многих покупателей: раз цена ниже, а магазин все равно остается в плюсе, значит, продукцию под СТМ делают из самого низкокачественного и дешевого сырья. Леонид Виленский объясняет, что это работает не так. Снизить цену продукции под СТМ получается за счет нескольких приемов. Во-первых, для торговых сетей производители выпускают товары сразу большими объемами, и их гарантированно выкупает ретейлер. «Любой бренд, который хочет продаваться в „Пятерочке“, сначала заходит осторожно, маленькими партиями, пробует, купят его у нас или нет. А тут мы сами приходим и говорим, какая партия товара нам нужна. Так мы получаем снижение коммерческой стоимости», — рассказывает Виленский.

Во-вторых, торговая сеть работает напрямую с производителем, избавляясь от промежуточных звеньев — поставщиков, и товары, минуя посредников, сразу же отправляются на склады «Пятерочки». В-третьих, экономить получается на логистике. Если завод, выпускающий товар определенного бренда, находится в Подмосковье, то довезти его уникальный товар до Дальнего Востока будет сложно и дорого. В случае с СТМ в разных частях страны можно найти производителей, готовых выпускать такой же продукт. Причем нередко предпочтения покупателей в регионах различаются (например, на северо-западе России любят молоко определенной жирности, не такой, как во всей стране), и торговая сеть может настроить рецептуру под локальные требования. В-четвертых, при продажах товаров под собственной торговой маркой не нужно тратиться на маркетинг, рекламу, сопровождение запуска нового продукта, мерчандайзинг. И эту разницу торговая сеть вычитает из конечной цены, которую платит покупатель.

При этом товары под частными марками — это не всегда самое дешевое. Они могут продаваться и в среднем ценовом сегменте, и в премиальном. Главное — чтобы цена была ниже, чем у аналогичного по качеству брендового продукта, даже если он сейчас по акции.

Как СТМ мимикрируют под самостоятельные бренды

В низком ценовом сегменте у «Пятерочки» есть всем известный бренд «Красная цена». Леонид Виленский говорит, что это не просто самые бюджетные товары — это базовый продуктовый набор, максимально доступный по цене. «Это абсолютно безопасная продукция, качественная. Она продается с нашей минимальной наценкой, чтобы люди с любым уровнем дохода могли позволить себе питаться на положенные 2 тысячи калорий в день. Конечно, по такой цене мы не можем добавить в ассортимент черную икру или мясо высшего сорта», — объясняет Леонид. Но при этом на «Красной цене» — самой узнаваемой СТМ в России и самом продаваемом бренде в «Пятерочке» — ретейлер почти не зарабатывает. У «Красной цены» другая задача — привлекать покупателей и создавать имидж магазина, в котором всегда можно найти доступные продукты.

Скорее всего, товары под собственными марками не раз оказывались у вас в корзине, а потом в холодильнике — просто иногда вы могли об этом не догадываться. Даже о том, что «Красная цена» — это СТМ «Пятерочки», знают не все ее покупатели. Кто-то слышал про Global Village и Fish House, но, помимо них, есть еще более 100 с лишним собственных торговых марок, в которых представлено больше 2 500 наименований. Зефир «Шарлиз», ряженка «Станция Молочная», сметана «Сарафаново», орешки Mix Bar, детское питание Honey Kid — это все тоже СТМ «Пятерочки», но уже не дешевые, а в среднем ценовом сегменте. Самый неожиданный в этом ряду — бренд Trattoria di Maestro Turatti (макароны из твердых сортов пшеницы, томатная паста, оливки, маскарпоне, которые для «Пятерочки» по контракту делают итальянские и испанские производители). А также «дорогие» сыры (камамбер, бри, козий) и паштеты российского производства, которые продаются под маркой с французским названием Montarell.

Сейчас многие ретейлеры называют частные марки так, чтобы связь была очевидной (к примеру, так действуют «Самокат» или «Яндекс.Лавка»), но у «Пятерочки» названия продуктов и торговой сети напрямую не связаны. Леонид Виленский объясняет это историей ретейлера и меняющейся ролью СТМ в ее стратегии. Раньше главной ценностью бренда была низкая цена, что не всегда совпадало с целями СТМ. Сейчас же «Пятерочка» предлагает больше, чем просто доступность товаров. И теперь — как раз за счет собственных марок — сеть планирует менять отношение покупателей.

Главная задача — найти баланс между качеством и стоимостью продукции СТМ. «Знаете мультфильм, в котором заказчик попросил сделать семь шапок из одной овечьей шкуры? Вот примерно так же это работает. Можно дешевле? Можно! Но только в молоке почти не будет молока, в колбасе — мяса, в макаронах — хлебопекарная мука, а не твердые сорта», — рассказывает Леонид Виленский. От нескольких собственных марок и работы с их производителями сети пришлось отказаться — бренды себя дискредитировали, и люди продукцию просто не покупали из-за низкого качества.

Как следят за качеством продукции собственной марки

Самые заметные изменения «Пятерочки» начались в 2019 году, когда торговая сеть запустила пилотные варианты обновления концепции. В магазинах стали расширять ассортимент категории «фреш», появился свежий хлеб из собственных пекарен и кофе навынос, в дизайне стало больше дерева и зеленого цвета, появился высокий стандарт сервиса и выкладки товаров. Изменились и собственные торговые марки. «Еще в 2018 году мы стали внедрять новый стандарт работы с производителями. Мы говорили: „Давайте делать хорошо, давайте искать экономическую эффективность“. Есть компании, которые соглашались, и те, которым новые требования не очень пришлись по вкусу», — говорит Виленский. Чтобы отсеять тех, кто делает некачественный и невкусный продукт, в «Пятерочке» пересмотрели ассортимент СТМ, сделали тесты со слепыми дегустациями, отправили независимый аудит ко многим производителям, организовали систему учета инцидентов, разделив их по степени критичности для покупателя, и стали вести статистику по каждому поставщику.

Сегодня, чтобы выбрать производителя СТМ, «Пятерочка» проводит конкурс среди участников, которые подходят по критериям качества и надежности. Если производитель проходит аудит, он получает спецификацию и техническое задание на продукцию СТМ — с требованиями по безопасности, техническими и органолептическими (то есть вкус, запах, консистенция, цвет) характеристиками продукции. Готовые образцы отправляются на дегустацию в собственную «Студию вкуса». Только после всевозможных проверок на соответствие и гарантии качества продукт СТМ попадает на полку.

Результаты нового подхода уже заметны. Леонид Виленский рассказывает, что если раньше доля продаж продуктов собственных торговых марок составляла 10 % от всех товаров, то сегодня она уже превышает 20 % в общем обороте сети. Кроме того, покупатели высоко оценивают качество СТМ. Поэтому в планах «Пятерочки» — помечать такие продукты как собственные и начать ассоциировать с названием бренда. На упаковках некоторых товаров уже появились пометки «Сделано для „Пятерочки“» и QR-коды, по которым можно установить приложение сети и поделиться своим отзывом на продукты.

Материал подготовлен
при поддержке

Share
скопировать ссылку

Тэги

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Хороший, плохой, русский

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Первая полоса

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Подпишитесь на рассылку