В подвалах и небоскребах: Как устроена кальянная индустрия Екатеринбурга Hookah Place, Kaifooi, Pashkin Bar и «Не усложняй» — о старой школе, адептах парения и законе

Дисклеймер: Когда мы задумывали этот текст, еще не предполагали, как в скором времени коронавирус изменит привычный уклад жизни крупнейших российских городов. В ситуации, когда концерты отменены, кинотеатры закрыты, рестораны пустеют, а правительство поручает регионам запретить курение кальянов, он может стать одной из последних зарисовок уходящей для индустрии эпохи. Пока ничего не изменилось — она выглядит так.
В Екатеринбурге работает множество кальянных — больше, чем может представить себе рядовой обыватель, не ставший участником субкультуры. Сервис «2ГИС» выдает около 150 адресов, но по словам экспертов индустрии их в два раза больше: многие официально не зарегистрированы. В центре в радиусе километра может располагаться до 30 заведений и более.
Классические кальянные с бюджетом в 300 тысяч, в подвалах и с поддонами в качестве сидений, низкими ценами и слабым уровнем сервиса, в основном открывали в 2013-2015 годах — эти заведения существуют и поныне и пользуются большой популярностью. Чуть позже рынок наполнился проектами с вложениями порядка полутора миллионов — с четкими концепциями, достойной мебелью и средней стоимостью кальяна в 900 рублей. Параллельно кальяны стали появляться в дорогих заведениях с баром и собственной кухней. Актуальный тренд — сетевые лоукостеры.
Несмотря на быстрорастущую популярность, вокруг кальянного бизнеса сложилась правовая неопределенность. В 2014 году в российский антитабачный закон внесли глобальные ограничения: курить запретили во всех общественных местах. По закону под ограничение попали не сами кальяны, а курение табачного листа, поэтому большинство кальянных называются центрами паровых коктейлей или лаундж-барами. Фактически заведения изощренно обходят антитабачный закон, а некоторые — прямо нарушают.
The Village Екатеринбург поговорил с руководителями ведущих городских кальянных Hookah Place, Kaifooi, Pashkin Bar и «Не усложняй» о завсегдатаях, конкуренции и законодательстве — а для полноты картины посетил четыре кальянные, которые мы выбрали случайным образом: благодаря двусмысленному названию или локации, например.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.