Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO

Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO

В минувшую среду, 6 октября, в галерее FUTURO открылась новая выставка — персональный проект московского художника Егора Плотникова «Вычитания». Егор Плотников — один из известных российских современных художников, чьи работы в равной степени представлены как в традиционных музеях, так и на площадках современного искусства. В проекте «Вычитания» Егор продолжил свои изыскания, развернув в пространстве галереи тотальную инсталляцию, состоящую из скульптурных персонажей-зрителей и живописных ландшафтов, объединенных визуальным приемом «вычитания» — изъятия из картин случайных фрагментов геометрической формы.

The Village Нижний Новгород пообщался с Егором о его творческом пути и авторском методе, а также о трудном пути живописи в современной культуре и о том, как сделать жанр пейзажа актуальным.

Сложно ли стать современным художником, окончив художественный институт?

Я родился в семье художника, но отец никогда в детстве не призывал и, тем более, не заставлял заниматься искусством. Я сам проявил к этому интерес уже в школе — в это время мой отец как раз создал на базе Вятского художественного училища гуманитарно-художественный лицей. Я туда попал в 11 лет, и, с этого времени только изобразительным искусством и занимаюсь. Потом я поступил в училище, а затем и в Суриковский институт, где учился в мастерской у Павла Федоровича Никонова, а позже стажировался в Академии художеств, в творческих мастерских у братьев Ткачевых, тоже знаменитых советских художников. Так мне удалось очень плотно пообщаться за время учебы с такими разными шестидесятниками. По образованию я живописец, но лет девять назад начал эксперименты со скульптурой, поэтому сейчас я даже не знаю, кто я больше — живописец или скульптор. Часто эти вещи связаны между собой, и то и другое для меня важно.

В сфере современной культуры путь художников с академическим образованием, с одной стороны, сложнее, чем у тех, у кого его нет, но, с другой стороны, такие авторы имеют определенный ресурс, арсенал умений, который может им помочь. Нужно быть готовым, что тебя ждет очень драматичный момент перехода к пониманию того, что можно с этим ресурсом делать сейчас — это, действительно, сложная проблема, и в институте вас этому не научат.

 Кризис — это плодотворная почва, когда тебя что-то тревожит и ты недоволен — на самом деле, именно тогда и происходят самые важные и нужные вещи

Надо для себя в определенный момент понять, что ты профессиональный художник и у тебя есть своя идея, которую ты имеешь право воплощать в жизнь так, как именно тебе кажется правильным. Самый сложный момент — заставить замолчать голоса учителей в твоей голове, при всем уважении к ним. Все равно ты должен настоять на своем, ясно выразить те идеи, которые в тебе возникают, без оглядки на мнение учителей, друзей или культурного сообщества.

Конечно, далеко не всем удается это сделать, живопись — очень медленное искусство, оно создается медленно, воспринимается не сразу, и накопление опыта происходит тоже медленно. Это не только учеба в институте, но еще и постоянный рост мастерства, углубление метода, развитие своих тем и т. д. Идеи зреют не быстро и твоя тема выстраивается постепенно. Можно сделать одну или две удачные работы, но не найти себя — для этого действительно нужно работать долго.

Те, кто выдерживают многолетнее перекапывание своей грядки, приходят к какому-то серьезному содержанию работ и зрительскому отклику. В твоем движении должна быть последовательность — конечно, сомнения будут возникать все время, но творческий процесс почти полностью состоит из сомнений и кризисов. Нужно понять, что кризис — это плодотворная почва, когда тебя что-то тревожит и ты недоволен — на самом деле, именно тогда и происходят самые важные и нужные вещи. Главное, не бросать работу в этот момент.

О живописи, пейзаже и актуальной культуре

Актуальность пейзажа как жанра в современном искусстве вообще для меня центральная проблема. К пейзажу довольно специфическое отношение, тем более в классическом понимании — картина, холст, масло. Чаще всего в контексте современного искусства это воспринимается как музейное искусство прошлого, либо как салонное, если оно существует в наши дни, либо как художественная практика, законсервированная во времени, не имеющая отношения к современному культурному процессу. В какой-то момент меня стал волновать этот вопрос и я начал размышлять: ведь мы пребываем в этом пейзаже, мы его воспринимаем по-прежнему, мы в нем перемещаемся, он влияет на нас, так почему он уходит из культурной повестки, почему мы не можем сделать его таким же актуальным, как и любые другие жанры? Так я стал искать пути, чтобы вернуть пейзаж и привлечь зрителя к восприятию живописи.

Известный месседж, связанный с современным искусством — «живопись умерла». Эта фраза существует весь ХХ век, всплывая периодически снова и снова. На мой взгляд, умерла не живопись — умер ее зритель. Поэтому я вижу свою задачу как художника — оживить этого зрителя, и оживить не только для того, чтобы видеть и понимать современное искусство, а еще и для того, чтобы новыми глазами посмотреть на искусство прошлого. Мы движемся вперед, неизбежно оглядываясь назад, потому что за нами многие века культуры. От этого невозможно отказаться.

 Есть точка зрения, что произведение искусства существует только в контакте со зрителем, но можно представить, что не только зритель созерцает реальный ландшафт или пейзаж на холсте, но и пейзаж сам смотрит на зрителя

На самом деле, жанр пейзажа абсолютно свободно существует в творчестве старшего поколения художников, главных мировых величин сегодняшнего дня, таких как Дэвид Хокни, Ансельм Кифер, Герхард Рихтер или Нео Раух. Совершенно разные художники, но для каждого пейзаж играет одну из ключевых ролей. Хоть я сейчас и привел в пример живопись, но и другие виды искусства тоже неизбежно работают с пейзажем — фотография, видео, перформанс. Скажем, видеоработы замечательной нижегородской группы «Провмыза», для меня это, в первую очередь, пейзаж. Тем не менее, когда перед нами холст и на нем довольно натуроподобный ландшафт, возникает ощущение, что художник или скопировал картину XIX века, или иронизирует, или хочет понравиться всем. Это определенная проблема, которая мешает воспринимать искусство, и я пытаюсь с ней бороться.

Для меня пейзаж важен так же, как и зритель, который на него смотрит. А если в пейзаже, например, возникает экологический контекст или социальный, то тогда он выполняет вспомогательную роль. Я же работаю с пейзажем, который существует и без человека — есть точка зрения, что произведение искусства существует только в контакте со зрителем, но можно представить, что не только зритель созерцает реальный ландшафт или пейзаж на холсте, но и пейзаж сам смотрит на зрителя. И как именно они друг на друга смотрят — этот вопрос меня занимает.

Про одинокий пленэр и фотоархив

Как художник с академическим бэкграундом я люблю пленэр и, когда позволяет время, на него выхожу. Сейчас это для меня не основная практика, а скорее художническая медитация, возможность посмотреть на пейзаж продолжительно. Можно постоять на одном месте и посмотреть полтора-два часа на то, как меняется природа. В обычной жизни человек не может себе этого позволить, а художник может, и здесь, скорее, важен не результат, а сам процесс.

Я люблю работать и искать натуру или материал в одиночестве. Сейчас очень популярна тема коллективных пленэров — это как раз не мой формат, это уже словно спорт, рыбалка ради рыбалки. А мне все-таки важно погружение в пейзаж, попытка понять, что он говорит тебе.

Кроме того, я делаю много фотографий, без них невозможно обойтись. Часто это не специально заранее выбранные места, а именно то, что внезапно меня зацепило. Иногда это мимолетная кратковременная вспышка — например, я увидел что-то из окна автомобиля и мне вдруг внезапно захотелось это зафиксировать, или же это знакомое место, в которое я приезжаю из года в год лет 20, снова и снова возвращаюсь, но вижу что-то новое.

Важно, чтобы материал отлежался и созрел. Иногда какие-то случайные кадры годами лежат где-то в папках компьютера, а потом оказывается, что это как раз то, что я ищу и что мне сейчас нужно. Когда мысль совпадает с реальным мотивом, сюжетом, тогда и возникает новая работа.

Про выставку в FUTURO

На этой выставке я представляю свой новый проект, который называется «Вычитания». Хотя он и новый, и большая часть работ сделана специально для него, но вообще это развитие темы, с которой я работаю уже много лет. В центре внимания оказываются просветы, пробелы, паузы, вычитания в холстах, в пейзажных ландшафтах. Они становятся такими же полноправными героями, как и сами ландшафты или скульптурные персонажи, которые находятся рядом с этими пейзажами. Помимо цикла новых холстов в большом зале представлена новая крупноформатная скульптура — это моя очередная попытка связать два вида искусства. Вообще, пространство галереи FUTURO очень сложное, интересное, активное, оно само по себе — живопись. Поэтому пространство во многом и подсказало мне, как выстроить экспозицию, в которой стена галереи стала очень важным элементом всей работы.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Главные сериалы этой зимы

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря? Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы«Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы «Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы А также ключевые изобретения их героев
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
А также ключевые изобретения их героев

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И можно ли принимать предложение о работе только ради денег
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И можно ли принимать предложение о работе только ради денег

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Подпишитесь на рассылку