В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства

      

В августе 2008 года я с двумя партнерами открыл кафе на Таганке. Там было несколько ипостасей — кафе, клуб, бар. Это было закрытое заведение, вход у нас был только по картам, либо по спискам. Открыли мы его в период, когда пошел большой кризисный спад, но, несмотря на это, демонстрировали хорошие показатели до весны 2009 года. А уже летом мы разорились.

Во-первых, это случилось из-за не слишком удачного места — заведение располагалось в подвале офисного здания, и когда стало тепло и все выбирались на улицу, у нас, естественно, никого не было. Во-вторых, у меня и моих соучредителей были и есть другие бизнесы, которым мы уделяли больше времени и сил, и поэтому управлять клубом наняли специального человека. Мы ему доверяли, но он оказался непрофессионалом, не вытянул. Наняли другого, потом третьего, в итоге у нас сменилась куча директоров, но никто не показывал должных результатов. Еще нас очень сильно подвел шеф-повар. На третий-четвертый месяц работы мы узнали, что некоторые блюда нашего меню мы продаем в ноль. То есть готовил-то наш шеф-повар шикарно, но просчитать правильно стоимость блюд не мог.

Вообще, любой компании нужно уделять много времени, а в ресторане или кафе хозяин и подавно должен проводить день и ночь, чтобы следить за персоналом. Потому что со временем мы начали систематически выявлять людей, которые нас обманывали. В основном это касалось бара, когда бармены приходили со своим алкоголем, недоливали, недодавали сдачу. В итоге в дни, когда у нас был забит клуб, бар давал в полтора-два раза меньше денег, чем должен был. В конце концов, от этого кафе нам пришлось отказаться. Я знаю, что после нас туда въехало другое кафе и тоже разорилось, после него там появилось еще одно кафе, но сейчас и оно продается.

       

В разное время я занимался кредитным брокериджем — подбирал кредиты для желающих приобрести машину, работал в «Арбат Престиже», где занимался взаимодействием с торговыми центрами, открывал новые магазины. А потом открыл собственную телекомпанию «Комильфо ТВ». Мы работали с телеканалом «Звезда», сняли для них два фильма, планировали снять еще шесть, но в один момент, в 2008 году, люди просто перестали платить деньги. Тогда начался кризис, и заказчики просто боялись тратить деньги. А я собирался покупать оборудование, даже выиграл субсидию правительства Москвы. В итоге ее пришлось вернуть, потому что я решил, что если дальше буду во всё это втягиваться, мне придется отчитываться еще и по субсидии, и вообще впереди будет совсем неясная перспектива.

Теперь мы с партнером делаем проект Sportarenda.com, который рассказывает обо всех спортивных объектах Москвы. Мы зарабатываем не очень большие деньги, но их достаточно для того, чтобы платить зарплату, поддерживать себя и развивать проект. Параллельно с этим, оценив мой опыт, Российский государственный гуманитарный университет пригласил меня вести направление стартапов в Инновационном центре РГГУ.

Оглядываясь на пройденный путь, могу сказать, что нужно все-таки выбирать бизнес, работающий без твоего участия и без участия большой команды, которой нужно управлять, мотивировать и так далее. Лучше опираться на 20 маленьких клиентов, чем на одного большого и полностью зависеть от него. Если есть какие-то деньги, то лучше не вкладывать их в чужие проекты и тем более под честное слово. Лучше всего вложить их в собственное дело. А еще лучше начинать дело без особого стартового капитала. Ну что такое сделать сайт, например? Допустим, человек хороший организатор и умеет продавать. Он берет в команду человека, который хорошо пишет сайты, берет дизайнера, берет человека, который понимает в интернет-продвижении. Вчетвером придумывают идею и вместе ее реализуют. Стоит это не так дорого. Зарегистрировали какое-нибудь хорошее доменное имя и вперед. Если двое занимаются сайтом, пишут его, продвигают, двое продают, то они могут зарабатывать какие-то деньги сразу. Всё это лишь вопрос времени и желания.