Неспортивное ориентирование: Навигация в городе Дизайнер Илья Рудерман рассказал The Village о проблемах навигации в Москве

Дизайнер Илья Рудерман провел исследование на тему уличной навигации в Москве в сотрудничестве с компанией News Outdoor. Компания заказала дизайнеру всесторонний анализ существующей навигационной ситуации в столице. News Outdoor получила данные, а дизайнер — возможность пользоваться интеллектуальными плодами своего труда. Специально для The Village Илья поделился результатами своих исследований.


 


Илья Рудерман
 — известный дизайнер шрифтов, преподаватель и куратор курса «Шрифт и Типографика» БВШД, занимался разработкой шрифта для журнала «Большой город» и дизайном путеводителей ИД «Афиша». С 1 марта — арт-директор и заместитель главного редактора агентства «РИА Новости»

«Живому городу нужна гибкая, продуманная система подачи информации»

— Илья Рудерман

   
ТЕРМИНОЛОГИЯ

«Навигация» — неверный термин. Это правильный термин для систем GPS, совместимых с картами, или спортивного ориентирования, которым занимаются на военных кафедрах. Корректное название для того, о чем мы собираемся говорить, звучит по-английски Way-finding System (Система нахождения пути) или Orientation System — то есть ориентация в пространстве: городе, торговом центре или метро. Я предлагаю другой, русский аналог — «Система ориентирующей информации» — сложно, но точно.

 

СИСТЕМЫ

В Москве действует порядка десяти разных противоречащих друг другу систем. Считать их можно по входам в город: с аэровокзалов, железнодорожных и автобусных вокзалов, наземного городского транспорта (железная дорога, пригородные электрички) и подземки. Большая часть систем недостаточно информативна, часть просто обманывает — показывает не туда, не то, не так или говорит не теми словами, а главное — практически никакого взаимодействия между ними не происходит. Практически все говорят на разных графических языках. К примеру, система уличных указателей (маркировка домов и улиц) использует более двадцати пяти разных шрифтов и шрифтовых типографических композиций. Система рассыпалась давным-давно — это первая проблема.

1–3. Различные начертания номеров домов в Москве. Попадаются выведенные вручную. 4–6. Уличные указатели различаются формой таблички, шрифтом и порядком указания номера дома и улицы. 7–9. На Новинском бульваре можно встретить три различных таблички с указанием улицы.

Вторая проблема — большинство систем друг о друге не знает. Что такое знание одной системы о другой? Возьмем для примера станции метро — на некоторых станциях на столбы наклеены таблички с указанием маршрутов общественного транспорта. То есть метро иногда знает о существовании наземного городского транспорта, но практически не знает о маршрутных такси. Раньше метро не знало об аэропортах, теперь на карте появились значки-указания. Транспортная система также должна знать о карте города. Другой пример: многие остановки именуются по названию улиц, но при выходе из автобуса мы практически сразу дезориентированы, нам даже не подсказывают, в каком направлении искать эту самую улицу.

У города есть еще одна система — система уличных и домовых указателей, — она важна для разных районов, микрорайонов, округов — и в каждом районе теоретически может быть разной. В центре она могла бы указывать на достопримечательности, торговые центры, условно говоря — места силы, а в спальных районах помогать ориентироваться в однотипной застройке.

Количество систем в городе огромно: 1. Указатель проезда к аэропорту. 2. Трафаретные номера в наземном городском транспорте. 3. Уличные указатели, интегрированные с рекламой. 4. Табличка с расписанием маршрутов троллейбуса. 5. Новая айдентика РЖД. 6. Трафаретный символ «Места для пассажиров с детьми», который не менялся больше 50 лет. 7. Схема передвижения поездов метро. 8. Табличка «Камера хранения» на железнодорожном вокзале. 9. Знак «Выхода нет». 10. Указатели в аэропорту. 11. Электронные щиты в метро. 12. Уличный указатель. 13. Символы обновленной айдентики РЖД. 14. Наклейка в наземном транспорте. 15. Знак «Маршрутное такси». 16. Нарисованная вручную табличка с расписанием маршрутов автобуса.

 

ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Любая система имеет своего потребителя. Есть два критерия рассмотрения потребителей системы городской ориентирующей информации. Первый критерий — по способу перемещения — это водители и пешеходы. Водители ориентируются по-своему: иногда по метро, иногда по поворотам, по одностороннему движению, в общем, по тому, где и как можно проехать, наличию пробок, в конце концов. Пешеходы, в свою очередь, знают общественный транспорт и его остановки, ориентируются в метро и знают пешеходные тропы. Еще есть третья, промежуточная группа. Эти въезжают в город на каком-то виде транспорта, например, по железной дороге из Подмосковья, выходят на вокзале и начинают перемещение по городу: пешком, на метро или автомобилем. И для пешехода, и для водителя, и для въезжающих в город нужны разные способы интеграции систем, потому что каждый тип потребителя знает о городе разное.

И для пешехода, и для водителя, и для въезжающих
в город нужны разные способы интеграции систем, потому что каждый тип потребителя знает о городе разное.

Вторая категория потребителей строится вокруг знакомства с городом. Грубо — это спектр от москвича до иностранца. Есть москвичи или люди, которые прожили в городе достаточно, чтобы в нем свободно ориентироваться. Другая группа в городе недавно, город примерно знает, знает какие-то конкретные места, но теряется, как только оказывается в незнакомом районе. В эту группу также входят жители Подмосковья, которые работают в Москве. При этом надо заметить, что это русскоязычные люди, они готовы читать кириллицу, готовы спросить на улице, и их способ ориентации понятен. Следующая группа — гости столицы, они приезжают, может быть, второй или третий раз, поэтому знают, что в центре Москвы есть Кремль, главные улицы — Тверская и Арбат. Они примерно знают, что им в центре нужно, но как только ориентир исчезает из виду, они сразу теряются.

Четвертая группа — иностранцы, которые не знают города и не читают по-русски. Эта группа также неоднородна, среди них можно найти экспатов, которые в городе живут и перемещаются по нему, ориентируясь визуально, а есть люди, впервые приехавшие в город и не понимающие ровным счетом ничего.

 

ЛАТИНИЦА В СИСТЕМЕ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ни в одной из нынешних систем ориентирования в Москве латиница не представлена убедительно. Обладает латиницей только одна система навигации — совмещенные с рекламой указатели, которые являются самыми большими городскими «врунами». Их появление полностью зависит от рекламодателя (то есть они не регулярны), они показывают только то, что выгодно, а их стрелки частенько смотрят в никуда. В метро, конечно, тоже есть латиница, но только на карте. Как только человек попадает на станцию, латиница кончается. Вроде знал, что нужно приехать на станцию метро «Тверская», но вот куда потом выйти? И пошел с толпой, куда ноги приведут.

 

 
Городские «вруны» — московские указатели, совмещенные с инфор-мацией рекламного характера

ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

Мировой опыт разнообразен. Он доказывает тот факт, что Москве рано или поздно придется этой проблемой заняться. Лондон, например, — город с продуманной и прописанной системой ориентирующей информации, базирующейся на городском транспорте. Огромное количество видов транспорта, включая водный, который у нас практически не развит, объединенных в единую систему с билетиками, картами в едином графическом представлении. Есть продуманная система маркировок, обозначений и указателей. В открытом доступе в интернете лежит брендбук городского транспорта, называется London Transport System. Это единый, доступный для всех документ. Есть другой опыт, опыт Канады, которая еще в 70-е начала заниматься государственной айдентикой и создала брендбук госайдентики. Внутри этого брендбука, кроме всего прочего, была система маркировки указателей, домов и всего остального.


1. Логотип каждого вида транспорта в Лондоне родственен другим логотипам транспорта. 2. Стойка с указанием вида транспорта и другой полезной информацией. 3. Все транспортные карты в Лондоне выглядят единообразно. На иллюстрации карта подземки. 4. Брошюра, рассказывающая о проездных билетах, и единая карта Oyster, позволяющая даже использовать некоторые виды водного транспорта. 5. Все виды транспорта имеют свои фирменные цвета. На фото трамвай, окрашенный в цвета собственного логотипа.

 

РЕШЕНИЯ

Очень часто мы видим решения локальных проблем и крайне редко наблюдаем системные видоизменения. Много людей занимаются решением локальных проблем, но никто не решает глобальных. С отсутствием системы ориентирующей информации и указателей в городе боролись так же локально. Что-то придумали во время Олимпиады-80, что-то в 1997 году. Как только решались эти локальные проблемы, о глобальных сразу забывали. Меняются схемы проезда, меняются маршруты, остановки, отменяются повороты, ремонтируются дороги, застраиваются микрорайоны — город живет. А живому городу нужна гибкая, продуманная система организации всего и информации в частности. Этим придется заняться. А как только этим кто-то займется, вероятно, появится и какая-то структура, которая всё это будет отслеживать и реализовывать. Она не должна быть многочисленной, она просто должна быть.

 

ТИПОГРАФИКА В ГОРОДЕ

В городе тотальное засилье шрифта Arial и набора одними прописными. Arial доступен, потому что он системный шрифт и есть на всех компьютерах в широком спектре начертаний. При этом он, на мой взгляд, отвратителен в кириллической версии. Мы начинаем привыкать к нему, это начинает угрожать нашей визуальной культуре, потому что через какое-то время эти ошибки становятся привычными и мы не видим тех же недочетов в новых шрифтах.

Строчные лучше и быстрее прописных распознаются читателем

Для разработки шрифтов часто берут иностранцев, но мне кажется, что кириллические шрифты должен разрабатывать человек, использующий кириллицу каждый день. Все западные дизайнеры просто не чувствуют кириллицы. Хороший, точнее, плохой пример — айдентика РЖД и выбранный ими фирменный шрифт, который моим коллегам пришлось корректировать постфактум.

 

 

МЕТРОПОЛИТЕН

Сейчас внутри метрополитена существует две системы навигации. На новых и старых станциях используются разные виды оформления. При этом системой ориентирующей информации в метрополитене занимается рекламный отдел. Работники отдела разрабатывают её факультативно, так сказать, «в свободное от работы время», просто потому что им не всё равно.

 

МОСГОРТРАНС

Мосгортранс отвечает за весь наземный транспорт и за всю ориентирующую информацию внутри транспорта и снаружи, на остановках. Однако за информацию на остановках — внешнее оформление и рекламу — отвечает одно подразделение, за оформление внутри автобуса — карты, таблички, наклейки — другое: обе структуры редко общаются друг с другом и никак не координируют свою работу.

ПРИМЕР ПЕРМИ


1. Остановки общественного транспорта, спроектированные Студией Артемия Лебедева. 2. Общий вид остановки. 3. Стекла павильонов оформлены иллюстраторами, чтобы не возникало желания их разбить. 4. Логотип Перми — заглавная буква «П». 5. Футболки «Я люблю П».

Положительный пример — это Пермь. Сейчас я доделываю шрифт для города. Когда шрифт будет готов, он станет первым городским шрифтом в нашей стране и будет выложен в общий доступ.

 

В работе над исследованием также участвовали Юлия Богатко и Александра Боярская.
Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Навигация дизайнера Скляревского оказалась невостребованной Новая схема метро и система ориентирования, разработанные дизайнером Игорем Скляревским для Киева, получили широкую поддержку в интернете, но оказались не нужны городу.

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

Первая полоса

«Пограничники знали фамилии и места каждого»: Пятерых петербуржцев не выпустили в Беларусь

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

Коммунальщики и полиция ломают двери в подъездах, чтобы вручить повестки. Об этом написал депутат, но позже удалил пост

Turkish Airlines отменила все рейсы в Сочи, Ростов, Екатеринбург и Минск до 31 декабря 2022 года

Силовики пытали и насиловали гантелей поэта Артема Камардина в центре Москвы — «Новая газета. Европа»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

Apple заблокировала приложения почты Mail.ru и «ВКонтакте» в AppStore

Срочно в Казахстан
Срочно в Казахстан Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Казахстан

Срочно в Казахстан
Экстренный гид по эмиграции

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам

Что происходило в российских военкоматах за день

The Bell: В аэропортах перестали пропускать мужчин, которые состоят в списках военкомата

Границу с Грузией разрешили переходить пешком

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)

В военкоматах Москвы и Петербурга мобилизованных зачисляют в тероборону

В казахстанском кинотеатре переночевали более 200 россиян

«Новая газета»: Более 260 тысяч мужчин покинули Россию после объявления мобилизации

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Росавиация продлила ограничение полетов на юг до 2 октября

Студент журфака МГУ устроил Z-акцию. Как на это отреагировали его однокурсники и вуз

Россияне продолжают поджигать военкоматы

Срочно в Армению
Срочно в Армению Экстренные советы по эмиграции
Срочно в Армению

Срочно в Армению
Экстренные советы по эмиграции

Срочно в Грузию
Срочно в Грузию Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Грузию

Срочно в Грузию
Экстренный гид по эмиграции

Когда закроют границу? Вот все версии

Кинотеатр в Казахстане предложил ночлег россиянам

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли
Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли
Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

Минобрнауки: Аспиранты тоже имеют право на отсрочку от мобилизации

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

Более 790 задержанных: Итоги субботних протестов против мобилизации

Четвертый день мобилизации в России. Собрали несколько историй

«Видите этот гондон?», — блогерка Рина Рамзаева ответила пропагандистам, объясняющим, почему не надо бояться мобилизации

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Из AppStore пропало приложение с картами «2ГИС»

Уклонистам точно будут давать убежище в Германии — Deutsche Welle

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Финляндия готовится запретить российским туристам въезжать в страну по любым шенгенским визам. Собрали главное

В Петербурге пришли с обысками к фигурантам дела «Весны», журналистке SOTA и фем-активистке

Студентам-медикам в Петербурге неожиданно заменили плановые предметы на «экстренную хирургию и неотложную помощь»

Журналиста «Соты» выгнали с митинга в поддержку референдумов. Позже к нему пристали двое парней

Норвегия приостановила упрощенный визовый режим с Россией

Минобороны: Каких специалистов не коснется мобилизация

Репатриация по телефону. «Сохнут» запустил горячую линию

После резонанса в СМИ в Москве не будут мобилизовать работника Сбербанка, который не служил в армии

ЦБ: Родственникам мобилизованных тоже сделают более лояльные условия погашения кредита

В Улан-Удэ забирают студентов-мальчиков прямо с занятий

«ВКонтакте» заблокировала группу «Лета в пионерском галстуке»

Задержанным на митинге против мобилизации вручили повестки прямо в отделе полиции

Во Внуково начали допрашивать вылетающих мужчин. В петербургском Пулково — тоже

Сыновьям Пескова и Мишустина позвонили с предложением явиться в военкомат
Сыновьям Пескова и Мишустина позвонили с предложением явиться в военкомат
Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице
Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице Или приглашают в военкомат через «Госуслуги»
Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице

Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице
Или приглашают в военкомат через «Госуслуги»

Работодатели должны будут расторгнуть контракт с призванными в армию гражданами

Что известно о протестных акциях в России к 16:40

Совет Федерации: Выпускники военных кафедр не приравниваются к тем, кто прошел военную службу

Экс-сотрудница Первого канала отказалась от госнаград

Писатель Борис Акунин — о мобилизации

Провластным политикам, похоже, тоже нужны объяснения про мобилизацию