Мечта любого урбаниста — Петербург, где водные ресурсы используют не только туристы, но и местные, для отдыха и передвижения. The Village познакомился с шестерыми владельцами плавсредств, чтобы узнать, выгодно ли пользоваться частным водным транспортом и какова судьба лодок и яхт в городе.

 

 

Александра, 21 год

Cотрудник медицинской компании и студентка, гоночная яхта Эльф-620 «Эврика»

Мои родители учились в кораблестроительном, где и познакомились. Папа сейчас занимается производством яхт. Эту он отдал мне, сказав набрать экипаж. Сейчас яхтинг — это моё основное времяпрепровождение и увлечение. И транспорт, и спорт. В детстве я с папой и мамой ходила за границу, а сейчас это средство выбраться из города. Мы почти каждый день с друзьями ходим по вечерам купаться. Офисная работа пропадает и появляется море.

Для путешествий яхту также использовать очень удобно. Часто люди берут отпуск на неделю-две и плывут в другую страну. Восприятие города с воды совсем другое. Самый яркий для меня пример — это Хельсинки. Ты проходишь через острова, вокруг безумно красивая природа, много скал, а после попадаешь прямо в центр города, минуя автострады и всё прочее. Как правило, в таких городах яхт-клубы находятся в центре, и ты можешь комфортно жить на яхте, экономя не только на транспорте но и на отелях. 

 

 

 

Андрей, 52 года

Предприниматель, катер Bayliner

Я сел за руль этого катера как наёмный работник. А со временем выкупил его, продолжая заниматься тем, что мне по душе. Мою мечту у меня уже пытались отнять. Целый год катер был в аресте из-за вопросов с лицензией. Получить лицензию тогда было абсолютно невозможно, сейчас практически невозможно. Сейчас мне её так и не выдали — зато у меня есть решение суда, где сказано, что лицензия мне полагается. Ещё есть большое желание, чтобы власть не мешала жить. Я не требую субсидий, кредитов. Просто дайте возможность работать. Причина сложностей понятна — коррупция. Легко взять за жабры одну большую компанию, где много судов и денег, и трясти с них взятки. А за нами сложно уследить, потому проще ограничить наши возможности.

 

 

 

Никита, 37 лет

Капитан, крейсерско-гоночная яхта Л6 «Онега»

«Онега» — это яхта класса Л6. Их строили в свое время в Ленинграде на экспериментальной судоверфи — с 1963-го по конец 1970-х. В то время это была современная стильная яхта и ассоциировалась с хорошей морской практикой. Сейчас их относят скорее к ретро. Содержание её влетает в копеечку, но мы на ней участвуем в соревнованиях.

У меня в среднем экипаж 20 человек. Членский взнос в месяц на содержание яхты — 750 рублей, которые идут на текущие расходы. Основательный ремонт требует больших вложений. Но, во-первых, с этим могут помочь спонсоры, а во-вторых, когда часть работ делаешь своими руками, это всё упрощает.

Водный транспорт обязательно надо развивать в Петербурге. Но стоит помнить и о культуре вождения, которая сегодня крайне низка у людей на моторных катерах. Есть такое правило — волну не гнать. При этом большинство современных водно-моторников об этом как будто не знают. У меня яхта стоит в парадной Гавани, и когда мимо проходит катер — он должен максимально сбросить скорость, чтобы суда не бились друг о друга. У нас же они пролетают на таких скоростях, что иногда яхты мачтами цепляются. По сути это та же ситуация, что и на дорогах, когда из крайнего правого ряда налево поворачивают.

 

 

 

Сергей, 52 года

Капитан, прогулочный катер «Бывалый»

Купить катер несложно. Кому-то нравится рыбалка, кто-то просто хочет кататься по рекам или выходить в залив. Проблемы только с содержанием. Число стоянок сократилось, а те, что остались, дорогие, особенно в центре. В той же Финляндии ситуация иная — это стоит копейки. Там много марин, к которым не проблема пришвартоваться. Некоторые друзья гоняют туда катера на зиму, на отстой. Дешевле, проще и ты уверен, что никто это не украдёт.

Даже если бы в Петербурге и были свободные стоянки, гонять по городу на больших катерах невыгодно: много топлива, дорогой ремонт. Сейчас это по-прежнему роскошь. Или работа. Поэтому многие используют резиновые лодки с небольшим мотором, который даже не надо регистрировать. А на зиму убирают их в подвал или на балкон. Бюджетный вариант. 

Если вы хотите быстро отдохнуть, получить удовольствие, вода — это то, что надо. Садишься в лодку, идёшь по каналу — и негатив быстро уходит, остаётся на земле. Пассажиры и капитаны лодок достаточно позитивные — машут тем, кто на берегу, улыбаются. Люди в автобусах и машинах не машут никому. 

 

 

 

Дмитрий Михайлович, 60 лет

Предприниматель, переоборудованная моторная яхта Dalsy

У меня за спиной 20 лет Северного флота, а море — это своеобразный наркотик. В какой-то момент захотелось обратно вернуться. Многие владельцы лодок — это бывшие военные или гражданские моряки. За исключением новых бизнесменов — это ведь модно. К ним я отношусь, мягко говоря, снисходительно. Говоря грубо, мешают. Потому как культуры мореплавания у них никакой. За исключением тех, у кого есть нормальные наёмные капитаны.

Я не большой любитель ходить по Неве, там в последнее время столпотворение. К тому же там действуют законы речного плавания, которые я не люблю. К ним можно привыкнуть, но мне, как человеку, который всю жизнь ходил по морю, тяжело настроиться на реку.

Лодкой я пользуюсь только для собственного удовольствия. А как транспортным средством для перемещения из точки А в точку Б – нет. Никогда не рассматривал этот вариант. У нас слишком мало мест, где можно оставить лодку. К тому же они все захвачены прогулочными судами. В Амстердаме с широко развитой сетью каналов тоже используют лодки в основном для прогулок.

Я предпочитаю уходить в залив и бросать якорь там. Для меня это своего рода дача на воде, лодка выходного дня. Ежегодно обходится мне в 700–800 тысяч. Это без учёта ремонта. Только содержание боцмана и стоянка зимой и летом. В другой стране стоянка однозначно была бы дешевле, но о цене на содержание и ремонт сложно судить. Яхтинг — это недешёвый вид спорта.

 

 

 

Вячеслав, 53 года

Предприниматель, гоночная яхта Картер 30 «Воля»

Отдыхать под парусом дешевле, чем просто брать путёвку. Намного шире возможности, море везде разное и везде интересное. К тому же люди из разных стран, которые имеют отношение к ходьбе под парусом, — это уже определённая тусовка. 

У меня есть хороший знакомый шведский рыбак, который нам в своё время помог, когда мы разбились. Мы тогда поплыли на юг Балтики, где каждый год дуют невероятно сильные ветра. Ровно пять суток, потом стихают. Особенность, о которой мы не знали и которая обернулась крушением. Есть разные характерные течения или сильное влияние берегов — скалистых мест или, напротив, долин и ложбин. Это детали, которые можно выяснить лишь пообщавшись с местными.

При этом я уверен, что путешествовать таким образом гораздо безопаснее, чем на автомобиле. И путешествие на лодке в два-три раза выгоднее: стоянка стоит порядка 30 евро в сутки, на моей лодке могут весьма комфортно находиться четыре человека. Да и с пересечением границ дела обстоят гораздо проще.

 

 

 

Константин, 48 лет

Судовладелец, катер Rinker 242 «Лео»

Просто владеть небольшим судном в нашем городе недорого. При этом использовать катер в личных целях сложно и нецелесообразно. Реши я сейчас поехать в Рыбацкое, мне банально негде будет его пришвартовать. Необходимая инфраструктура полностью отсутствует, хотя и это не главная проблема. Проедьтесь от Гренадёрского до Кантемировского моста. По правому берегу там стоит памятник водному такси — 24 пустых причала у стенки. О чём они говорят? О том, что это нерентабельно в нашем городе.

Ещё одна сложность — скоростные ограничения в черте города. В каналах это восемь километров в час, на Неве в черте города — пятнадцать километров в час. Представим, что мы законопослушные граждане. Как долго будем добираться до Рыбацкого против течения? Точнее сколько дней? Могу подсказать: на велосипеде будет быстрее.

На окраине без разницы, с какой скоростью я буду ехать. Вокруг никого, я поеду на скорости 70 километров в час и буду нарушителем. С другой стороны, государство тоже идёт на нарушение, ведь водное такси имеет такие же ограничения, как мы, но их никто не контролирует. Если я попадусь на глаза, меня за это накажут, а их — нет. Почему? 

Петербург никогда не станет городом, где пользоваться лодкой или катером как транспортным средством возможно. И прежде всего это связано с несовершенством законов.

 

Фотографии: Егор Рогалёв